Наглядность как одно из средств формирования познавательного интереса

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 70  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Содержание

Введение 3

I. Особенности развития познавательного интереса 5

1.1. Понятие познавательного интереса 5

1.2. Особенности развития познавательного интереса у школьников 13

II. Наглядность как одно из средств формирования познавательного интереса 19

2.1. Наглядные методы в обучении и воспитании школьников 19

2.2. Использование компьютера в развитии познавательного интереса на уроках математики 30

III. Практические разработки уроков для 8 – 9 классов по математике 43

3.1. Тематическое планирование занятий 43

3.2. Конспекты уроков с использованием компьютера 46

Заключение 67

Список литературы 70

Введение

Введение

В настоящее время значительно усилился интерес педагогов к психолого-педагогическим знаниям. Всем сейчас очевидно, что совершенствование мастерства учителя во многом зависит от того, в какой мере он использует психолого-педагогические знания, как, опираясь на них, умеет критически переосмысливать традиционный опыт преподавания математики, новые идеи дидактики, опыт новаторов.

Существуют определенные закономерности в обучении. В этих закономерностях раскрываются зависимости между внешними условиями учебного процесса (характером упраж¬нений, их последовательностью, организационными приемами) и внутренними процессами, протекающими в сознании учащихся (их вниманием, активностью мыслительной деятельности, самоконтролем и т. д.). Зная эти закономерности, владея методикой их применения, педагог может целенаправленно управлять мыслительной деятельностью учащихся, их вниманием, процессами запоминания учебного материала. Такое целенаправленное управление внутренними про¬цессами учебной деятельности учащихся осуществляется путем ви¬доизменения внешних условий, в которых протекает эта деятель¬ность.

Каждому педагогу необходимо знать, как, опираясь на психолого-дидактические знания, анализировать методы и приемы обучения (новые и традицион¬ные), как выявлять их достоинства, недостатки и особенности применения, как находить выходы из многочисленных затруднений, встречающихся в работе учащихся и учителя. Зная потенциаль¬ные достоинства и недостатки методов, возможные пути устранения этих недостатков, умея анализировать и прогнозировать предстоящие ситуации на уроках, педагог может выбирать для себя и своего класса наиболее подходящую совокупность методов и приемов обучения.

Такое теоретическое осмысливание методики своей работы тре¬бует от педагога не только знаний психологических особенностей учащихся, но и умений опираться на эти знания. Необходимо рассматривать различные стороны учебно-воспита¬тельного процесса: обучение поиску решения задач, подбор системы упражнений, способы составления упражнений, методика изучения понятий, теорем, пути развития мышления учащихся, их памяти, внимания.

Возможности совершенствования методики работы учителя существенно зависят от его умения целенаправленно управлять мыслительной деятельностью учащихся, активизируя ее. Осуществ¬лять такое управление педагог может, опираясь на психолого-педагогические знания, т. е. на систему закономер¬ностей, концентрирующую в себе сведения по психологии и дидактике, и соответствующую методику применения этой системы при обучении математике.

Цель данной работы – рассмотреть развитие познавательного интереса на уроках математики 8-9 класс.

Задачи:

? рассмотреть понятие познавательного интереса;

? выявить особенности развития познавательного интереса у школьников;

? изучить наглядные методы в обучении и воспитании школьников;

? рассмотреть возможности использования компьютера в развитии познавательного интереса на уроках математики;

? разработать тематическое планирование занятий по математике;

? разработать конспекты уроков по математике с использованием компьютера.

I. Особенности развития познавательного интереса

1.1. Понятие познавательного интереса

Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности — человек — исследует человека, то есть самого себя. Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколе¬ния, главным образом, с помощью материальных носителей инфор¬мации: книг, рисунков, объектов материальной культуры.

В отличие от сознания, которое является единством ощущений, зна¬ний, желаний, переживаний, результатом отражения материального мира и сопряжено с материей, познание означает процесс приобре¬тения знаний и соотносится с практикой. Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освоения действительности.

Отражение и деятельность находятся в неразрывной связи: чем интенсивнее деятельность, тем адекватнее отражается объект. Субъект познания- человек как представитель общества, использующий инст¬рументы, приборы и средства духовной и материальной культуры че¬ловечества, включая усвоенные данным человеком знания. Сам про¬цесс познания имеет общественно-исторический характер.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по позна¬нию:

познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает не¬что новое либо для себя, либо для человечества);

познает окружающий мир через результаты познавательной дея¬тельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кино¬фильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

Рассмотрим структуру познавательных процессов, с помо¬щью которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъектив¬ный образ.

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чув¬ственное наглядное познание предметов и явлений окружающе¬го мира есть исходное. Однако, ощущая, воспринимая, нагляд¬но представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, дру¬гими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышле¬ние, память составляют познавательные процессы.

Структура приема информации включает сле

Список литературы

Список литературы

1. Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешкова К.И., Суворова С.Б.– М.: Просвещение, 2003

2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002.

3. Болтинский В.Г., Груденов Я.И. Как учить поиску решения задач. // Математика в школе. – 1998. - №1.

4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988.

5. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М.: Прогресс, 2003.

6. Воспитание учащихся при обучении математике. / Сост. Л.Ф.Пичурин. – М.: Просвещение, 1998.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М., 1991. – С.435.

8. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008с.

9. Гладких В.И. Об индивидуальном подходе к учащимся в школе и семье. – Пенза, 1958. – С.24.

10. Гоц Н.А. Применение информационных технологий на уроках. // Материалы конф. «Школа и компьютер». – М., 2004.

11. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. – М.: Просвещение, 1990.

12. Гузеев В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

13. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1988. – С. – 45-51.

14. Колеченко А. К. Развивающаяся личность и педагогические тех¬нологии. - СПб.: Питер, 1992.

15. Кузнецов А.А. и др. Информатика. 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2002.

16. Методика преподавания математики в школе: Частная методика. / Сост. Мишин В.И. – М.: Просвещение, 1997

17. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М., 1999. – С.68.

18. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2000.

19. Психология. / Под ред. Вороновой А.В. – СПб.: Питер, 2004.

20. Психология и педагогика. / Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 1999.

21. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. – М., 1975. – С.23.

22. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2004.

23. Сенокосов А.И., Гейн А.Г. Информатика: 7—9 классы школ с углубленным изучением информатики. — М.: Просвещение, 1995.

24. Сенокосов А.И. и др. Информатика. 8-9 класс. – М.: Просвещение, 2005.

25. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С.132.

26. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990

27. Эвристический метод. / Под ред. Коновалова А.И. – М.: ВЛАДОС, 2004

Примечания:

Примечаний нет.