Народное образование в России ХІХ-ХХ в

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 106  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Народное образование в России ХІХ-ХХ в. 5

1.1. Потребность народного образования в стране 5

1.2. Политика правительства в сфере народного образования 25

1.3. Реформы народного образования 41

Глава 2. Педагоги начальной школы 50

2.1. Школа и церковь. Деятельности Рачинского С.А. 54

2.2. Великий русский педагог К.Д.Ушинский 58

2.3. Федор Иванович Буссе 76

2.4. Cтолпянский Николай Петрович 85

Глава 3. Развитие начального образования в начале ХХ веке в России 89

Заключение 101

Список использованной литературы 104

Введение

Ведущей тенденцией в развитии образования последнего времени стало стремление к возрождению в условиях современной России различных форм образования, свойственных отечественному обществу в дооктябрьский период - гимназий, лицеев, разнообразных училищ, кадетских корпусов и т.д. Современная педагогическая теория и практика, во все более значимой степени ориентируясь на гуманистические ценности, обнаруживает тенденцию движения к идеалам истинной образованности, культуры и интеллигентности человеческой личности. Как известно, в переломные моменты Российской истории, свидетелями наиважнейшего из которых является современное поколение россиян, принято искать корни происходящего в ее далеком прошлом.

Тысячелетняя история России таит немало загадок, и в последние годы наша страна открыла для себя новые и порой неожиданные варианты отечественной истории. Каждое время для истории России было по-своему судьбоносным. Однако отдельные периоды можно назвать определившими дальнейшую жизнь народа страны на долгие годы, и в настоящее время, на исходе столетия, на рубеже нового тысячелетия в общественном сознании усиливаются тенденции к осмыслению национального исторического прошлого, поиска во всем многообразии собственного исторического опыта ответов на злободневные вопросы современной эпохи, что представляется вполне закономерным и логически объяснимым явлением, - ведь только в фактологическом зеркале исторического процесса возможным является обнаружить очертания нового, грядущего, что так необходимо нашему Отечеству, пережившему в этом веке столь ужасающие по своему драматизму события.

В то же время, в условиях быстро меняющегося общества, существует реальная опасность просто отбросить старый опыт своего развития, посчитав его ненужным мусором отжившей древности. Аксиоматично, что многие из событий современной эпохи имеют свое объяснение в историческом прошлом. Исследование системы образования России представляет собой теоретический и практический интерес, и можно привести принадлежащие Н.Г. Чернышевскому, ставшие знаменитыми слова: "… можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком; но не любить историю может только человек, совершенно неразвитый умственно".

Проблема выбора пути развития - одна из главнейших в российской истории. И поэтому пугающая общественно-политическая и социально-экономическая реальность российского общества нашего времени порождают в обществе пагубное по своей сути предчувствие фатальности, безысходности и ощущение неизбежности очередных национальных потрясений с самыми катастрофическими последствиями в будущем, что в свою очередь парализует волю и стремление к позитивным переменам в настоящем.

И в то же самое время разочарование значительной части общества в идеологических новациях последнего десятилетия, утрата надежд на скорое и безболезненное построение основанного на либеральных ценностях демократического общества вынуждают к открытию в собственном историческом прошлом не просто нового источникового материала, а именно исторической правды, заключающейся в отыскании тех высоких смыслов общественного бытия, которые позволили Российскому государству, на протяжении своей тысячелетней истории, переживая самые глобальные за все существование человечества социальные потрясения, геноцид и кровавые войны, возрождаться вновь и вновь, поражая мир проникнутыми самым искренним и глубоким гуманизмом образцами своей науки, культуры и духовности.

Список литературы

1. Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.

2. http://www.pravportal.ru/

3. И. Ф. Павловский, Исторический очерк Петровского полтавского кадетского корпуса, Полтава, 1890, стр. 114.

4. "К реформе школьной системы образования", Русская школа, 1906,

5. В. А. Латышев, Исторический очерк русокнх учебных руководств по математике, "Педагогический сборник", 1878, июль, стр. 755.

6. "Краткий обзор деятельности педагогического музея военно-учебных за ведений", "Педагогический сборник", 1893, № 8, стр. 45.

7. Н. Аничков, Историческая записка 50-летия 3-й петербургской гимназии, СПБ, 1873, стр. 16.

8. Д. Н. Соловьев, 50-летие 1-й петербургской гимназии, СПБ, 1880, стр. 191-192

9. Ф. И. Буссе, Руководство к арифметике для употребления в уездных училищах, М., 1833.

10. Миропольский С. Школа и государство. СПб., 1883; Григорьев В. В. Исторический очерк русской школы. М., 1900.

11. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. СПб., 1902;

12. Веселовский Б. Б. История земства за сорок лет. Т. 1-4. СПб., 1909-1911;

13. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. М., 1915;

14. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994. Т. 2, ч. 2.

15. Чарнолуский В. И. Земство и народное образование. Очерки из прошлого и настоящего земской деятельности. СПб., 1910;

16. Звягинцев Е. А. Инспекция народных училищ. М., 1914;

17. Об интеллигентской семиосфере указанного периода см.: Могильнер М. Мифология подпольного человека. М., 1999.

18. Подробнее о воздействии теории на конструирование факта см.: Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983; Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.

19. О расхожих культурных представлениях и объективизме см.: Бурдье П. Критика теоретического разума // Практический смысл. СПб., 2001;

20. Виноградов Е. Внешкольное образование // Кооперация и жизнь (Самара). 1918. № 2;

21. Григорьев П. Очерки по внешкольному образованию // Учитель. 1918. № 9-10;

22. Русаков С. История внешкольного образования в связи с вопросом о тейлоризации внешкольной работы // Известия Сибирского областного политпросветинститута. Вып. 1. Томск, 1922;

23. Медынский Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования. Лекции, читанные на педагогическом факультете Уральского университета в 1920-1922 гг. В 2 т. М.;Пг., 1923;

24. Данилыч (Иванов Ф. И.). Из опыта внешкольной работы (Воспоминания о работе в дореволюционной деревне). М., 1925.

25. Элькина Д. Очерки по агитации, пропаганде и внешкольной работе в дореволюционной России. М.;Л., 1930.

26. Зыков И. О постановке народных школ в дореволюционное время и о требованиях, которым должна удовлетворять свободная народная школа // Известия Олонецкой губернии комиссариата просвещения. 1918. № 1-2;

27. Богданов И. М. Начальная школа в цифрах до и после революции // Народное просвещение. 1924. № 2;

28. Сигов П. Из жизни старой школы (Воспоминания старого учителя) // Просвещение на Урале. 1928. № 1.

29. Цветков И. Л. К истории учительского движения в России // Учитель и революция. М., 1925;

30. Малиновский Н. Народный учитель и революционное движение. М., 1926.

31. Менжинская Л. Петербургское учительство в 1905 г. // Народный учитель. 1925. № 11;

32. Чарнолуский В. И. Из воспоминаний об учительском союзе эпохи первой русской революции // Народный учитель. 1925. № 11;

33. Михайловская А. Учительский союз 1905 г. // Народный учитель. 1926. № 7-8.

34. Чарнолуский В. И. Основные принципы системы народного просвещения в эпоху русской революции 1905 г. // Народное просвещение. 1925. № 10-11.

Примечания:

Примечаний нет.