НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 41  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение 3

Глава I. Нравственное воспитание как направление работы современного дошкольного образовательного учреждения 6

1.1. Проблема нравственного воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе 6

1.2. Задачи и содержание нравственного воспитания в современных условиях 19

1.3. Деятельность как средство нравственного воспитания 32

Вывод: 37

Список литературы 39

Введение

ВВЕДЕНИЕ

В наше время проблема развития и воспитания человека выдвинулась в ряд наиболее важных и злободневных вопросов. Интерес к этой проблеме проистекает из потребностей приспособить человека нового времени к структуре и организации общества.

Формирование личности как процесс становления происходит в результате нравственного, интеллектуального, физического развития, а также в результате трудового, эстетического, патриотического воспитания. Личность здесь формируется под влиянием важнейших социальных форм жизни человека - его деятельности и общения. Одна из основных задач педагогов - формирование у подрастающего поколения способности регулировать своё поведение не только на основе следования моральным нормам общества, но и на основе осознания своей свободы в принятии решений, и сопряженной с ней личной ответственностью.

Проблема нравственного воспитания занимает значительное место в научных исследованиях Р. С. Буре, П. С. Выготского, Р. И. Жуковской, В. Г. Нечаевой, Л, А. Пеньевской и других.

В работах Л. В. Запорожца, В. К. Котырло, Я. 3. Неверович, Р. Б. Эльконнна, С, Г. Якобсон и других доказано, что ребенок дошкольного возраста способен управлять своим поведением на основе знаний нравственных норм и правил поведения, нравственных представлений,

В дошкольном возрасте дети начинают осваивать нравственную ценность норм, правил поведения, у них развивается нравственное сознание, значительно расширяется опыт поведения, отражающий отношение к окружающим людям. В тоже время знание детьми правил не влечет за собой совершение ими нравственных поступков. Ребёнку должен быть понятен смысл поступка, умение видеть его последствия, представлять ситуацию, в которую он попадет если поступит так или иначе.

В нравственном воспитании значительную роль играет прочность эмоционального фундамента, возникающего в ситуациях с моральным смыслом (сопереживание, стыд, чувство собственного достоинства, гордости), которые рассматривали А. В. Запорожец, А. Ю. Кошелева, Я. 3. Неверович как психологический механизм, при помощи которого личность начинает воспринимать требования общества как свои собственные.

Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного детства у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности - игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей.

На основе исторического анализа установлено, что в отечественной педагогике интерес к проблеме игры и ее организации имеет давнюю традицию. В России игра была важной частью социокультурной практики и народной педагогики, ведущей моделью досуга.

В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры М. М. Бахтин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. К. Крупская, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин.

Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, мы считаем, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие нравственной сферы ребенка.

Таким образом, актуальность нашей темы исходит из значимости игры как уникального феномена детства в нравственном воспитании дошкольников.

В связи с этим, целью исследования стало изучение возможностей использования народных игр в нравственном воспитании дошкольников.

Объектом изучения явился процесс нравственного воспитания дошкольников, его развитие.

Предметом выступает народная игра как средство нравственного воспитания дошкольников.

Мы исходили из следующей гипотезы, что нравственное воспитание дошкольников будет наиболее успешно происходить в народных играх, если:

а) они органически включены в учебно-воспитательный процесс;

б) будут созданы педагогические условия, способствующие нравственному воспитанию дошкольников.

Основные задачи исследования:

1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников;

2. охарактеризовать задачи и содержание нравственного воспитания дошкольников, этапы его становления;

3. обосновать роль игры в нравственном воспитании;

4. экспериментально исследовать влияние народных игр на нравственное воспитание дошкольников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в нем теоретико-методологические положения дают возможность повысить эффективность и результативность процесса нравственного воспитания дошкольников. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в воспитательной практике дошкольных общеобразовательных учреждений.

ГЛАВА I. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1. Проблема нравственного воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе

Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом рассмотрения в философии, педагогике, психологии. Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.

Развивая идеи древнегреческих философов Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля о важности нравственного становления человека, И.Ф. Гербарт, Я.А. Коменский, В. Мономах, М. Монтень, И.Г. Песталоцци, Э. Роттердамский, Витторино да Фельтре и другие создали предпосылки для становления теории нравственного воспитания.

Большой вклад в развитие теории нравственного воспитания в XVIII веке внесли М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Г.С. Сковорода и другие мыслители. Они считали нравственное воспита

Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акмамбетов Г.Г. Нравственная культура и личность. - Алма-Ата, 1988. - 216 с.

2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики. - М.: РГУ, 1996. - 450 с.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - 374 с.

4. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. - М.: Мысль, 1981. - 166с.

5. Болдырев Н.И. Воспитание коммунистической морали у дошкольников. - М.: Учпедгиз, 1956. - 231 с.

6. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. - М.: Academia, 1998. - 240с.

7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 432 с.

8. Буре Р.С. Готовим детей к школе. Практическое пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1987. - 210 с.

9. Буре Р.С., Костелова Л.Д. Развитие теории и методики воспитания у детей нравственных качеств и взаимоотношений в Российской дошкольной педагогике 50-60 годов // Ярославский Педагогический Вестник. - [Электронный источник]. - Режим доступа: http://www.yspu.yar.ru/vestnik/index.php

10. Варюхина С. И. Истоки Доброты. - Минск: Харвест, 1987. - 226 с.

11. Голенцова О.И. Игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1966. - 334 с.

12. Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Т.И. Осокиной. - М.: Просвещение, 1987. - 239 с.

13. Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы психологии. - 1977. - №2. С. 41.

14. Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности. - Томск: ТГУ, 1984. - 338 с.

15. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1989. - 262 с.

16. Игра и нравственное развитие ребенка / Под ред. Г.Н. Карпова. - М.: Просвещение, 1963. - 318 с.

17. Игры старших дошкольников / Под ред. P.M. Юдина. - М.: Просвещение, 1988. - 174 с.

18. Игры: Энциклопедический сборник /Сост. В. А. Черноземцев. - Бурятское книжное издательство, 1995. - 800 с.

19. Ильин И. А. Душа ребёнка // Очаг. - 1993. - №9. С. 17.

20. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. - М.: Academia, 2000. - 416с.

21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Наука, 1972. - 268 с.

22. Литвинова М. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.

23. Лихачев Б.Т. Лекции по педагогике. - М.: Просвещение-АСТ, 1995. - 428 с.

24. Лихачев Б.Т. Общественные отношения - основа нравственного воспитания и развития детей // Советская педагогика. - 1965. - №5. С. 137-148.

25. Любицына М. И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. - Л.: Просвещение, 1974. - 452 с.

26. Марьенко И.С. Основные источники и стимулы нравственного развития личности // Советская педагогика. - 1970. - №6. С. 32-43.

27. Менджерицкая С. А. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1979. - 284 с.

28. Мещеряков Б.Г. Утопические размышления о гуманитарном образовании // Человек. - 1996. - №6. С. 29.

29. Немов Р.С. Психология образования. - М.: Просвещение-АСТ, 1995. - 496 с.

30. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1970. - 235 с.

31. Нравственное воспитание дошкольников / Под ред. Г.Н. Эйсмонт-Швыдкой. - М.: Просвещение, 1970. - 228 с.

32. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Под ред. Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1987. - 176 с.

33. Подолян Е.А. Нравственное воспитание детей в семье // Конференция "Проблемы морально-нравственного развития личности и общества". - [Электронный источник]. - Режим доступа: http://www.auditorium.ru

34. Пороховская Т.И. Ценность и оценка в морали. - М.: Просвещение, 1988. - 170 с.

35. Практикум по дошкольной психологии / Под ред. Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. - М.: Книга, 1978. - 232 с.

36. Розанов В. В. Сумерки просвещения. - М.: Прогресс, 1990. - 452 с.

37. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Наука, 1973. - 288 с.

38. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

39. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. - М.: Педагогика, 1987. - 338с.

40. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 3. - М.: Педагогика, 1981. - 554 с.

41. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. - М.: Наука, 1974. - 390 с.

42. Титаренко В. Нравственное воспитание в семье // Культура семейных отношений. - М.: Педагогика, 1985. - 416 с.

43. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1988. - 352 с.

44. Харламов И. Ф. Педагогика. - М.: Гардарика, 2003. - 464 с.

45. Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших дошкольников. - М.: Педагогика, 1989. - 188 с.

46. Щедровицкий Г.П. Игра и "детское общество" // Избранные труды. - М.: Просвещение, 1995. - 386 с.

47. Щедровицкий Г.П., Надежина Р.Г. Развитие детей и проблемы организации нравственного воспитания // Избранные труды. - М.: Просвещение, 1995. - 386 с.

Примечания:

работа не полностью