ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 105  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические аспекты проблемы обогащения речи младших школьников средствами фольклора

1.1. Психолого-педагогические основы обогащения речи 6

младших школьников

1.2. Богатство как качество речи 13

1.3. Фольклор как предмет школьного изучения 19

Выводы по первой главе 27

Глава II. Особенности обогащения речи младших школьников средствами фольклора 28

2.1. Обогащение речи младших школьников с помощью сказок 29

2.2. Обогащение речи младших школьников с помощью использования пословиц и поговорок 38

2.3. Обогащение речи младших школьников с помощью загадок 44

2.4. Новые подходы к изучению детского фольклора на уроках литературного чтения 52

Выводы по второй главе 57

Заключение 58

Литература 60

Приложение 65

Введение

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство и младший школьный возраст - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте. Именно в этом возрасте дети особенно сензитивны к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном школьном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей, обогащения их словарного запаса младшего школьного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях шести - семи лет.

Список литературы

1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учеб. - М.: Высшая школа, 2001. - 726с.

2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература/ Москва: "Академия", 2000.

3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966. - С.386

4. Белова Р.А. Размышления о работе с младшими школьниками по русской народной тематике. // Начальная школа. - 1996. - №2. - с 51-53

5. Большая советская энциклопедия. /Главный редактор Б.А. Веденский.Т.27. - М., 1954. - 661с.

6. Вавилова Н. С. Еще раз о пословице // Начальная школа - 1994 - №3-с.12-13.

7. Васильев И.Н., Матвеев М.Н. Новый подход к изучению детского фольклора // Начальная школа - 1997 - №12.-с.12-14.

8. Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990.

9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов-на-Дону, 1995. - 576с.

10. Головин Б.Н. Введение в языкознание. - М., 1977. - С.28

11. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988.

12. Гоноболин Ф.И. Психология. - М.: Просвещение, 1973.-с.304.

13. Горецкий В.Г. Устное народное творчество. Уроки чтения в 1-м классе - М., 1989.-348с.

14. Горький А.М. О литературе. Литературно-критические статьи. - М., 1972.

15. Гусейнаева Л.А. Легенды и мифы. // Начальная школа. - 2003. - №9. - с. 28-31

16. Детская литература / Под. ред. Е.Е. Зубаревой. - М.: Просвещение, 1989.- 399 с.

17. Иванов Н., Мельников И. Литературоведческий аспект методики чтения на материале фольклорных жанров // Начальная школа. - 1994. - №3.

18. Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского народа. // Начальная школа, - 2000. - №5. - с. 20

19. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1985. - 103 с.

20. Коробова Н. Программа "Русское народное творчество" - основа для формирования продуктивного национального самосознания" // Начальная школа. - 1999. - №3. - с.56.

21. Литвинова Е.И. Всех скороговорок не перевыскоговоришь. // Начальная школа, - 1997. - №6. - с. 28

22. Львов М.Р. Методы развития речи младших школьников. - М., 1985

23. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. - М.: Просвещение, 1975. - 176с.

24. Львова М.Е. Воспитательная и образовательная роль загадок на уроке. // Начальная школа. - 1998. - №4. - с.19

25. Львова М.Е. Русские народные сказки на уроке и на внеклассном занятии. // Начальная школа.- 2001. - №12. - с.12

26. Маранцман В.Г. Возрастные и индивидуальные - типологические различия восприятия школьниками художественных текстов.// Вопросы психологии. - 1985. - №5. - с. 54-61.

27. Матюхина М.В., Михальчик Т.С. и др. Психология младшего школьника. - М.: Просвещение, 1976. - 208с.

28. Мельников М. Охраняйте родники фольклора. // Искусство в школе. - 1991. - №1.- с.26.

29. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.

30. Методика развития речи на уроках русского языка. / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1991. - 240с.

31. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: "Академия", 2003. - 456с.

32. Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников. - Минск, "Народная асвета", 1968. - 104с.

33. Обучение в 3 классе: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы, книга 1 / Под редакцией Б.И.Фоминых. - М.: Просвещение, 1988. - 195 с.

34. Обучение в 4 классе: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы, книга 1 / Под редакцией Б.И.Фоминых. - М.: Просвещение, 1989. - 248 с.

35. Обучение во 2 классе: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы, книга 1 / Под редакцией Б.И. Фоминых. - М.: Просвещение, 1987. - 179 с.

36. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1960. - 900с.

37. Павлова Л. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание. - 1990 - №4. - с.18-20.

38. Павлова Л. Фольклор для маленьких. // Дошкольное воспитание - 1990 - №10. - с.23-25.

39. Павлова Л. Фольклор для маленьких. // Дошкольное воспитание. - 1991 - №2.-21-22.

40. Павлова Л. Фольклор для маленьких. // Дошкольное воспитание. - 1991 - №4. - с.38-39.

41. Павлова Л. Фольклор для маленьких. // Дошкольное воспитание. - 1991- №6. - с.46-47.

42. Пономаренко Л.И. К изучению темы "Устное народное творчество". // Начальная школа, - 1989. - №10-11. - с. 51

43. Порошина Н.А. Введение учащихся в фольклор как условие творческого развития младших школьников - 68с.

44. Пословицы русского народа: Сборник В.Даля. В 2-х т. Т.1.- М., 1984. -383с.

45. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) В 2-х ч. Ч.1./ Составители Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина. - М.: Просвещение, 2001.- 320с.

46. Психофизиология младшего школьного возраста. // Дубровинская Н.В. и др. Психофизиология ребенка: Учебное пособие. - М., 2000. - 212 с.

47. Пшеницина Н. Фольклор как предмет школьного изучения. // Искусство в школе - 1994 - №1.-120с.

48. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1979. - 431с.

49. Розенталь Д.Э. Культура речи. - М., 1974.

50. Русская грамматика. - Т. 1. - М., 1980. - С.11

51. Русская народная сказка / В.П.Аникин. - М.: Просвещение, 1977. - 208с.

52. Русские пословицы и поговорки. / Под ред. В.П.Аникина. - М., 1988. - 431с.

53. Русский фольклор: Проблемы изучения и преподавания / Под ред. Л.В. Полякова. - М.: Просвещение, 1989. - 139с.

54. Сединкина В.Ф., Матущак Н.Г. Языковые возможности пословиц и поговорок. // Начальная школа, - 2002. - №12. - с. 67

55. Селиванов Ф.М. Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. М.: Просвещение, 1972. - 304с.

56. Синцова А.А. Использование на уроках элементов устного народного творчества.// Начальная школа, - 1996. - №5. - с.16

57. Синцова А.А. Поэзия слова. // Начальная школа, - 1998. - №3.- с. 45-46

58. Сказки. /Сост. Ю.Г.Круглов. - М., 1988. - 544 с.:

59. Степных В.А. Использование пословиц и поговорок в учебном процессе. // Начальная школа, - 1988. - №5. - с.12

60. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. - М., 1990.

61. Ушинский К.Д. Методические уроки К.Д. Ушинского. - М.: Просвещение, 1956. - с.18-44.

62. Хлыстолова А.Н. Литературное развитие средствами фольклора (на материале пословиц) // Начальная школа. - 1996. - №1. - с.35.

63. Ширяева Н. Русское народное творчество (экспериментальная работа). // Искусство в школе. - 1994. - №1. - с.12.

64. Энциклопедический словарь юного литературоведа. /Сост. В.И.Новиков.- М.: Педагогика, 1988. - 416 с.

Примечания:

Примечаний нет.