ОЦЕНКА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ И СВОБОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАНАХ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 86  | Формат: doc  | Год: 2004  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ 6

1.1. РАННИЕ ТЕОРИИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ 6

1.2. РАЗВИТИЕ СИСТЕМ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ И СВОБОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ 10

1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПЕДОЦЕНТРИЗМ XIX-XX ВВ. 25

2. ОЦЕНКА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ И СВОБОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ

СТРАНАХ 40

2.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ И СВОБОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 40

2.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ И СВОБОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАНАХ 44

2.3. РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ 53

2.4. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ И СВОБОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81

Введение

В традиционной школе проходит авторитарное, несвободное обучение (когнитивный тип обучения), в котором процесс учения сводится к усвоению учебной программы и знаний, отобранных педагогом.

Интерес к проблеме развития идей свободного воспитания и свободного образования определяется современной социокультурной ситуацией, ориентированной на общечеловеческие идеалы и идею свободного развития каждого члена общества; положением в системе образования, характеризующимся сменой парадигм в педагогической науке и практике; тенденциями в области образования, суть которых состоит в обращении к мировому историческому прошлому, преемственности духовных идеалов и ценностей, их реализация в современных условиях. Ориентация общества на ценности общечеловеческого и национального характера обусловливает актуальность исследования отечественного и зарубежного педагогического наследия, в котором идея свободного воспитания занимает ведущее место.

Рубеж XIX-XX в.в. стал временем своеобразной научной революции в педагогике, положившей начало формированию научно-педагогических парадигм, определивших характер образования в англоязычных странах на протяжении всего столетия. Кроме того, по мнению современных исследователей, русская педагогика указанного периода развивалась в тесном взаимодействии с западной. Именно в эти годы наметились первые пути сотрудничества педагогической общественности разных стран и создались возможности интеграции культур. Таким образом, анализ русской и зарубежной педагогики конца XIX-начала XX в.в. в их самобытности и взаимодействии - путь к более глубокому осмыслению и пониманию современных проблем педагогической науки и образования, обогащению педагогической культуры современного общества.

Итак, идеи свободного воспитания и свободного образования личности, являющиеся содержательным стержнем современных альтернатив, приобретают в творчестве различных мыслителей новые грани. Сегодня эти идеи привлекают к себе внимание тем, что провозглашают человека высшей ценностью общества, формируют отношение к ребенку как самоценности, детству - как важному самостоятельному периоду в жизни человека; предлагают пути и принципы формирования личности, способной к активной творческой деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию; являются призывом к защите детства ребенка, человека вообще от разного рода насилия.

Разработчики концепций отмечают, что ведущей целью свободного воспитания и свободного образования остается идущий из глубины веков идеал всесторонне развитой личности. Но вместе с тем вводится понятие реальной цели. Реальная цель - создать условия для развития личности.

Исходя из актуальности избранной темы, целью исследования является изучение системы категорий свободного воспитания и свободного образования в англоязычных странах.

Изложенная цель предопределяет необходимость решения следующих задач:

рассмотреть теоретические концепции свободного воспитания и образования;

исследовать основные принципы свободного воспитания и свободного образования;

проанализировать исторические и современные практические направления системы свободного воспитания и свободного образования в англоязычных странах;

дать результативную оценку современной системы свободного воспитания.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в современной школе свободного воспитания и свободного образования англоязычных стран.

Предмет исследования - система свободного воспитания и свободного образования.

Гипотеза настоящей дипломной работы заключается в объективизации положительного влияния применения адекватного построения системы свободного воспитания и свободного образования на примере школ англоязычных стран.

Информационную основу работы составила специальная литература по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных авторов, публикации педагогической тематики.

В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы исследования: абстрактно-логический, монографический, аналитический, синтетический, эмпирический.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: "Наука" 1994.

3. Анохин П. К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии. 1962. № 7.

4. Артюхова И. С. Ценности и воспитание //Педагогика, 1999. - №4.

5. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: 1976.

6. Бабанский Ю.К., Сорокин Н.А. Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. /Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение,1988. - 497 с.

7. Байдельнова Г.К. "Формирование познавательных интересов у школьников". Алма-Ата, 1976.

8. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. С.3-6.

9. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале 20 века. М., 1994. С.14.

10. Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе. 2-е изд. - М., 1979.

11. Вентцель К. Н., Теория свободного воспитания и идеальный детский сад, 4 изд., П. - М., 1923.

12. Вентцель К.Н. Культура и воспитание // Свободное воспитание. М., 1992. Вып.1. С.3.

13. Вентцель К.Н. Нравственное воспитание и свобода // Этика и педагогика творческой личности. В 2 т. М., 1912. Т.2. С.570-571.

14. Вентцель К.Н. Освобождение ребенка. М., 1923. С.10-14.

15. Вицлак Г. Оценка поведения и характеристика учащегося: Кн. для учителя: Пер. с нем. - М.: Просвещение, 1986.

16. Воспитание //Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. - М.: Советская Энциклопедия , 1987. - С. 248.

17. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

18. Галузинский В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. - Киев: Радянська школа, 1982.

19. Гельвеций К.А. О человеке // Соч.: В 2т. М., 1974. Т.2. С.12, 506.

20. Гессен И.С. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. Берлин, 1923. С.44, 45.

21. Гуревич П.С. Фролов И.Т. Философское постижение человека // Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. М., 1991. С.11.

22. Гурлитт Л. О воспитании /Пер. с нем. СПб., 1911. С.51-52.

23. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1986.

24. Дурылин с.Н. Л.Н. Толстой и свободное воспитание // Свободное воспитание. Вып.4. М., 1993. С.1.

25. Дьюи Д. Школа и общество / Пер. с англ. М.: Пг., 1923. С. 40-42.

26. Дьюи Д., Школа и ребёнок, 2 изд., М. - П., 1923.

27. Егоров С.Ф. Лев Николаевич Толстой // Перспективы. 1989. №3. С.136.

28. Зеньковский В.В. Русская педагогика в 20в. Париж, 1960.

29. Квинтилиан Марк Фабий. О воспитании оратора //Хрестоматия по истории педагогики. М., 1935. Т.1. С.58.

30. Кей Э. Век ребенка. / Пер. со шведск. М., 1910. С.2.

31. Коменский Я. А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. - М., Учпедгиз, 1955.

32. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. С.105-106.

33. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики . - М.: Просвещение, 1982.

34. Копаков А.А. "Внеклассное чтение как средство развития познавательных интересов старшеклассников", автореферат. Москва, 1983.

35. Корнетов Г.Б. Два цивилизационных излома и две реформы образования: российская школа за последние 100 лет // День учителя. 1997. 5 окт.

36. Корнетов Г.Б. Метод Монтессори // Частная школа. 1995. №4. С.117-121.

37. Корнетов Г.Б. Ребенок для школы или школа для ребенка // Учительская газета. 1993. 31 авг.

38. Крупская Н. К. К вопросу о свободной школе, Пед. соч., т. 1, М., 1957.

39. Кузнецова Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988.

40. Лекции по курсу "История развития педагогической мысли", читал Акмалов А.Ю.

41. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.

42. Леонтьев А. Н. Потребности и мотивы деятельности - М., 1962.

43. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИФК и ФПК - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999.

44. Макаренко А.С. Соч. т. 5, 1960.

45. Монтессори М. Воспитание и демократия // Педагогика М.Монтессори: Курс лекций / пер. с англ. М., 1993. Ч.2. С.35.

46. Монтессори М. Значение среды в воспитании // Русская школа за рубежом. Вып. 17. Прага, 1926. С.419.

47. Немов Р.С. Психология.: В 3-х т. Т.2. 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 608с.

48. Никандров Н.Д. на пути к гуманной педагогике // Советская педагогика. 1990. №9. С.42.

49. Основы психологии: учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.-295 с.

50. Педагогика /Под ред. Бабанского Ю. К - М.: Просвещение, 1983.

51. Педагогика /Под ред. Э.Т. Малиночки. - М.: Краснодар, 1992.

52. Педагогика школы /Под ред. Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1977.

53. Педагогика. Учебник. - М., Просвещение, 2002.

54. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

55. Песталоцци И.Г. Взгляды, опыты и средства, содействующие природосообразующего метода воспитания // Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: В 2т. М., 1981. Т.2. С.94-95.

56. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П.. Общая психология: учебник для студентов пед.ин-тов /Под ред. А.В. Петровского. -М.: Просвещение,1986. -464 с.

57. Пилиповский В.Я. Неогуманистические идеи в западной педагогике // Педагогика. 1993. №6. С.101.

58. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981.

59. Платон. Теэтет //Собр.соч.: В 4т. М., 1993. Т.2. С.201-202.

60. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: 1981.

61. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 т. - М.: Гуманит.изд центр ВЛАДОС, 1999.

62. Подласый П. И. Педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1996.

63. Психология и педагогика /Под ред. Радугина А. А. - М.: Центр, 1997.

64. Райгородский Д.Я. Психология и самоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характера. - Самара: "Бахрах", 1997. - 640 с.

65. Руссо Ж. Ж., Эмиль, или О воспитании, СПБ, 1913.

66. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Пед. соч.: В 2 т. М., 1981. Т.1. С. 78, 76.

67. Саффанж Ж.Ф. Александр Сатерфенд Нейлл. //Перспективы, 1989. №2. С.140.

68. Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. Г.Б. Корнелов. М., 1995. С.5-33.

69. Свободное трудовое воспитание. Сб. статей. Под ред. Н. К. Лебедева, П. - М., 1921.

70. Сетар И. Иоганн Генрих Песталоцци // Перспективы. 1985. №3.

71. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. - М.: Школа-пресс, 1998.

72. Смирнов С. Д. Курс "Гуманистические традиции образования". - М., 1996.

73. Советский энциклопедический словарь/Гл. Ред. Прохоров А.М. - 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1985.- 1600с.

74. Степашко Л.А. Человек в концепции Я.А. Коменского //Педагогика. 1992. №5-6. С.86-87.

75. Толстой Л. Н., Пед. соч., М. - Л., 1948.

76. Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989. С.228.

77. Толстой Л.Н. О народном образовании // Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989. С.61.

78. Толстой Л.Н. Проект устава учебных заведений // Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989. С.45-46.

79. Филонов Г. Н. Состояние социума и воспитание //Педагогика. - 1995. -№6.

80. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника /Под ред. Г. Н. Филонова. - М.: Педагогика, 1983.

81. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.

82. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебн.пособие.-3-е изд., перераб и доп. - М.: Юристъ, 1997. - 512 с.

83. Шаррельман Г., В лаборатории народного учителя, 2 изд., П., 1921.

84. Шварцман К. А. Философия и воспитание. - М., 1985.

85. Щукина Г.И. "Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся". Москва, "Педагогика", 1988.

86. Щукина Г.И. "Проблема познавательного интереса в педагогике". Москва, 1981.

Примечания:

Примечаний нет.