Опыт дошкольного учреждения по формированию музыкальной культуры дошкольников на примере МДОУ № 124 Заводского района г. Кемерово

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 114  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Проблемы формирования музыкальной культуры детей

старшего дошкольного возраста…………………………………...9

1.1. Музыкальная культура: понятие, структура, содержание……..9

1.2. Психолого-педагогические особенности восприятия музыки

старшими дошкольниками……………………………………...20

1.3. Формы культурно-образовательной и культурно-досуговой

деятельности по формированию музыкальной культуры

дошкольников…………………………………………………...45

Глава 2. Опыт дошкольного учреждения по формированию

музыкальной культуры дошкольников…………………………..60

2.1. МДОУ №124 г.Кемерово как культурно-образовательное и

культурно-досуговое пространство в музыкальном

воспитании дошкольников……………………………………...60

2.2. Анализ организации музыкальной деятельности

в МДОУ №124 Заводского района г. Кемерово……………….72

2.3. Динамика развития музыкальной культуры старших

дошкольников МДОУ №124 г. Кемерово……………………...95

Заключение………………………………………………………………….105

Список литературы…………………………………………………………110

Приложения………………………………………………………………...115

Введение

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Б.М. Теплов называл музыку «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций»: она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке.

А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребёнка.

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребёнка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребёнка даёт возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта».

Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребёнок – сама эмоция, и потому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует «творческость» как качество личности.

Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слышат и наши дети. Её шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, «попадают» в область подсознания, таким образом оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.

Родители и педагоги должны сделать всё возможное, чтобы максимально оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую – настоящую – музыку. Уже в раннем и дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности.

Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются прежде всего на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям». Годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии.

К числу основных задач, которые стоят перед музыкальным руководителем, можно отнести формирование у детей музыкальности, т.е. системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической, и для накопления запаса высокохудожественных музыкальных впечатлений.

Детство является периодом, наиболее благоприятиным, сензитивным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо. Только педагог, владеющий методами развития музыкальных способностей в различных видах музыкальной деятельности детей, может решить главную задачу их музыкального воспитания.

В результате специального многолетнего исследования была разработана структура музыкальности и музыкальных способностей, основанная на современных отечественных и зарубежных данных музыкознания и музыкальной психологии. Были выявлены общие и возрастные закономерности развития музыкальных способностей в дошкольном детстве. Результаты этого исследования, обобщённые в монографии «Онтогенез музыкальных способностей» послужили основой для создания новых программ по музыкальному воспитанию дошкольников и новых методов работы с детьми.

В числе этих программ – «Гармония», включающая все пять видов музыкальной деятельности детей и построенная по возрастным группам начиная со второй младшей (авторы – К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан).

В программе «Малыш», предназначенной для детей первой младшей группы, как и в «Гармонии», представлены все виды музыкальной деятельности детей, в том числе – в качестве специального занятия – слушание классической музыки (автор – методист по музыкальному воспитанию детей раннего возраста В.А. Петрова).

Программа «Синтез» посвящена развитию у детей музыкального восприятия на основе синтеза искусств. Она включает произведения изобразительного искусства и художественной литературы и построена по возрастным группам, начиная со средней (авторы – К.В. Тарасова, М.Л. Петрова, Т.Г. Рубан).

Программа «Играем в оркестре по слуху» посвящена одному виду музыкальной деятельности – игре на детских музыкальных инструментах, включает материал для всех дошкольных возрастов (автор – М.А. Трубникова), в том числе партитуры для игры в ансамблях и оркестре.

Работать по программе «Музыкальные шедевры» (автор - О. Радынова) и легко, и сложно. Легко потому, что она полностью обеспечена пособиями – нотами, аудиозаписями, конспектами занятий, аудиопособиями досугов, развлечений. Что примечательно: при этом педагог может с полной свободой проявлять творчество. Ведь один из главных принципов программы – гибкость, вариативность (и в выборе возраста детей, и во времени прохождения каждой темы, и в репертуаре и пр.).

В основе всех этих программ – закономерности развития музыкальных способностей в дошкольном детстве с одной стороны и логика становления каждого вида музыкальной деятельности.

Они взаимосвязаны и не существуют одна без другой. Так, программа «Синтез» может служить продуктивным дополнением раздела программы «Гармония», который связан со слушанием музыки. Программа «Малыш», будучи самостоятельной и самодостаточной, готовит детей к занятиям по программе «Гармония». Программа «Играем в оркестре по слуху» может так же, как и программа «Синтез», служить дополнением к «Гармонии» и использоваться в тех ДОУ, где хотят углубленно заниматься детским оркестром и импровизацией.

Самой главной отличительной чертой всех программ является их продуктивная общая направленность, т.е. направленность на формирование у детей способности к музыкальному творчеству. Авторы программ старались при этом реализовать принцип оптимального соотношения обучения и творчества, без которого невозможно осуществление этой направленности.

Кроме общей теоретической базы все программы по музыкальному воспитанию дошкольников объединяет подход к музыкальному репертуару.

Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие детей, очень важный и острый, особенно в наше время. Здесь безусловное предпочтение должно быть отдано классической музыке разных эпох и стилей, а также фольклору и высокохудожественной современной музыке.

Современная поп-музыка, культивируемая средствами массовой информации и звучащая отовсюду громко и постоянно, оказывает сильнейшее отрицательное влияние на слух, нервную систему, эмоциональную и интеллектуальную сферы ребёнка. К сожалению, её всё чаще начинают использовать в детском саду в угоду моде и вкусам части родителей.

Под эту музыку в культивируемых шоу дети воспроизводят не свойственные их возрасту, часто просто вульгарные движения, подражая эстрадным «звёздам» с экрана телевизора.

В некоторых садах под неё дети ходят «по подиуму», одетые как «модели», воплощая идеалы и вкусы не самых культурных взрослых.

Более того, под эту музыку в её вокальном «фанерном» варианте дети часто поют, пытаясь перекричать запредельную громкость, надрываясь и рискуя потерять голос.

Из всего выше сказанного следует сделать вывод, что педагоги и родители должны сделать всё, чтобы максимально оградить детей от пагубного влияния такой музыки и такого её использования, дать им возможность узнать и полюбить настоящую музыку.

Одним из самых больных вопросов музыкального воспитания и руководства музыкальной работой остаётся вопрос о праздниках в детском саду.

Праздники, приносящие радость детям, конечно, очень нужны, но проводить их друг за другом в большом количестве, подчиняя подготовке к ним, муштре детей, всю работу по музыкальному развитию, абсурдно. Такая практика, существовавшая многие годы и, к сожалению, существующая до сих пор, «увела» из детских садов многих музыкальных руководителей, которые работали творчески и не хотели мириться с этой традицией.

По внешнему блеску праздников часто судят о качестве работы музыкального руководителя, что приводит к серьёзным ошибкам, провоцирует ориентацию всей музыкальной работы на те же праздники.

Поднятая нами проблема очень актуальна сегодня. Её решение требует обновления музыкального репертуара, разработки новых педагогических методов формирования у детей музыкальной культуры.

Задача музыкальных руководителей ДОУ, как специалистов, состоит в изучении вкусов детей, их эстетических потребностей, в целенаправленной, поэтапной и планомерной работе с дошкольниками, в умении организовать культурно-образовательную и культурно-досуговую деятельность по формированию музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Исходя из выше изложенного, нами сформулирована цель нашего дальнейшего исследования: разработать и внедрить программу по формированию музыкальной культуры старших дошкольников.

Задачи нашего исследования:

1. изучить литературу по выбранной нами теме.

2. Выявить проблемы формирования музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

3. Определить психолого-педагогические особенности восприятия музыки старшими дошкольниками.

4. Выявить наиболее эффективные формы культурно-образовательной и культурно-досуговой деятельности для формирования музыкальной культуры дошкольников.

5. Определить место и роль музыкального воспитания в культурном развитии дошкольников на примере МДОУ № 124 Заводского района г. Кемерово.

6. Изучить основы формирования музыкальной культуры старших дошкольников и внедрить разработку авторской программы в деятельность МДОУ № 124 Заводского района г. Кемерово.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста МДОУ № 124 Заводского района г. Кемерово.

Предмет исследования: процесс формирования музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе МДОУ № 124, «Детский сад общеразвивающего вида» Заводского района г.Кемерово.

Методологической основой нашего исследования явились работы следующих педагогов-музыкантов, методистов и психологов: Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, А. Катинене, Т.В. Нестеренко, В.А.Петровой, М.Л. Петровой, О.П. Радыновой, Т.Г. Рубан, К.В. Тарасовой, М.А. Трубниковой, В.Н. Шацкой, С.М. Шоломович, Б.Л. Яворского, и др.

Методы исследования: включенные и не включенные наблюдения, опрос, беседа и педагогический эксперимент.

Практическая значимость дипломной работы заключается в диагностировании уровня формирования музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста и применении на практике разработки авторской программы по формированию музыкальной культуры дошкольников в МДОУ №124 заводского района г. Кемерово

Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список литературы (60 источников), приложения.

Список литературы

1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации [Текст]: Уч. пособие / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект-пресс, 2006. – 236с.

2. Алиев, Ю.Б. Эмоционально-ценностная деятельность школьников как дидактическая основа их приобщения к искусству [Текст] / Ю.Б. Алиев // Современные проблемы образования: Сборник. - Тула, 1997. – С.33-36.

3. Анисимов, В.П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры [Текст] / В.П. Анисимов // Музыкальная палитра. – 2006. - №4. – С.3-7.

4. Артоболевская, А. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: Учебное пособие / А. Артоболевская. - М., 1985. – 288с.

5. Асафьев, Б.В. О народной музыке [Текст] / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. – Л.: Музыка, 1987. – 222с.

6. Багадуров, В. Воспитание восприятия музыки [Текст]: В кн.: Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе / В. Багадуров. – М.: Просвещение, 1987. – 322с.

7. Байтуганов, В. Народные музыкальные традиции в дошкольном воспитании. Осенины [Текст] / В. Байтуганов // Музыкальный руководитель. – 2006. - №4. – С.22-32.

8. Боровик, Т. Пути педагогического творчества [Текст] / Т. Боровик // Музыкальный руководитель. – 2004. - №3. – С.27-35

9. Брижатова, С.Б. Теоретические и методические основы разработки региональных программ социокультурного развития [Текст]: Монография / С.Б. Брижатова. – Барнаул: АГИИК, 1999. – 408с.

10. Буренина, А.И. Музыка и математика на занятиях и развлечениях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А.И. Буренина // Музыкальная палитра. – 2003. - №2. – С.3.

11. Бурцев, К. Об оценках, отметках и ценностях: школьная оценка как

средство педагогической поддержки [Текст] / К.Бурцев. - М., 1996. – 122с.

12. Введение в психологию [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1996. – 468с.

13. Вендрова, Т.Е., Критская, Е.Д. Уроки Д. Кабалевского [Текст] / Т.Е. Вендрова, Е.Д. Критская // Искусство в школе. - 1994. - № 3. – С.12-16.

14. Герасимова, К.П. Тематическое занятие для детей 5-7 лет [Текст] / К.П. Герасимова // Музыкальная палитра. – 2005. - №4. – С.3-5.

15. Гераскина, Л. От этюда к спектаклю [Текст] / Л. Гераскина // Музыкальный руководитель. – 2006. - №4. – С.17-21.

16. Горюнова, Л. Мир народного творчества. Музыка в школе № 1 [Текст] / Л. Горюнова. – М.: Просвещение, 1990. – 120с.

17. Горяева, Н. Как вырастить творческую личность [Текст] / Н. Горяева // Музыкальный руководитель. – 2005. - №4. – С.17-22.

18. Гундарева, Е.Ю. Идет эксперимент [Текст] / Е.Ю. Гундарева // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы Международной конференции «Теория и практика музыкального образования: Исторический аспект, современное состояние и перспективы развития». - М., 1999. – С.28-29.

19. Дмитриева, Л. Методика музыкального воспитания в школе [Текст]: Учебное пособие / Л. Дмитриева. – М.: Академия, 1998. – 356с.

20. Дошкольная педагогика [Текст] // Научно-практический журнал. – 2006. - №4. - С.12-14.

21. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст] / А.Н. Зимина. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 245с.

22. Искусство в жизни детей (Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя: Из опыта работы) [Текст]. – М.: Просвещение, 1991. – 128с.

23. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? [Текст] / Д.Б. Кабалевский. - М., 1989. – 159с.

24. Как определить и развить способности ребенка? [Текст] / Сост. В.М. Воскобойников. – СПб.: Риспекс, 1996. – 426с.

25. Кадобнова, И.В., Усачева, В.О., Школяр, Л.В. Шестилетние дети и музыка [Текст] / И.В. Кадобнова, В.О. Усачева, Л.В. Школяр. - М., 1991. – С.20.

26. Конкевич, С.В. Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка [Текст] / С.В. Конкевич // Музыкальная палитра. – 2004. - №3. - С.3-5.

27. Кочемасова, Е.Е., Тютюнникова, Т.Э. Интегрированное занятие для детей 5-7 лет [Текст] / Е.Е. Кочемасова, Т.Э. Тютюнникова // Музыкальная палитра. – 2006. - №5. – С.3-6.

28. Кишмина, И. Кто поет песни? [Текст] / И. Кишмина // Музыкальный работник. – 2005. - №4. – С.23-26.

29. Кошмина, И.В., Ильина, Ю.В., Сергеева, М.П. Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / И.В. Кошмина, Ю.В. Ильина, М.П. Сергеева. - М., 2000. – 125с.

30. Красильников, И. Музыкальная культура и образование: Актуальные проблемы взаимодействия [Текст] / И. Красильников // Искусство и образование. – 1999. - №5. – С.23-26.

31. Критская, Е. Восприятие музыки как педагогическая проблема: Теория и методика музыкального образования детей [Текст] / Е. Критская. – М., 1999. – 322с.

32. Кудрявцев, С. Многоточие как принцип: Опыт профессионального восприятия музыки [Текст] / С. Кудрявцев // Искусство в школе. – 1996. - № 2. – С.35-38.

33. Культурно-досуговая деятельность [Текст]: Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и М. Чижикова. – М.: МГУКИ, 1998. – 461с.

34. Ларионова, Э. Надо спокойно воспринимать критику [Текст] / Э. Ларионова // Музыкальный руководитель. – 2004. - №6. – С.79-80.

35. Леонтьев, Е., Семерин, В., Филатова, В. Лесная сказка [Текст] / Е. Леонтьев, В. Семерин, В. Филатова // Музыкальный руководитель. – 2006. - №2. – С.19-28.

36. Морозова, С. Основные направления и приёмы развития детского творчества в педагогической деятельности Бориса Яворского и его учеников [Текст]: В кн.: Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. – М., 1990. – С.122-124.

37. Медушевский, В.В. Стиль в музыке. Музыкальный жанр [Текст] / В.В. Медушевский // Спутник учителя музыки. - М., 1993. – С.28-33.

38. Мерзлякова, С. Стихи Есенина – дошкольникам. У портрета Сергея Есенина [Текст] / С. Мерзлякова // Музыкальный руководитель. – 2005. - №5. – С.31-37.

39. Липатникова, Т.Н. Праздник начинается [Текст] / Т.Н. Липатникова. – М., 2001. – 315с.

40. Музыкальное образование в школе [Текст]: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Школяр. - М., 2001. – 355с.

41. Нехорошкина, О. Пение в детском саду: из опыта работы по программе «Истоки» [Текст] / О. Нехорошкина // Музыкальный руководитель. – 2004. - №2. – С.11-18.

42. Нечаева, О.С. Программа «Музыка»: Интегративный курс для младших школьников [Текст] / О.С. Нечаева. - Серпухов, 1996. – 305с.

43. Осеннева, М.С., Самарин, В.А., Уколова, Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом [Текст] / М.С. Осеннева, В.А. Самарин, Л.И. Уколова. - М., 1999. – 220с.

44. Пономарев, А. Жизнь детского хора [Текст] / А. Пономарев // Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М., 1991. – 305с.

45. Радионова, О., Орлова, Л. Секреты яблока [Текст] / О. Радионова, Л. Орлова // Музыкальный работник. – 2005. - №4. – С.9-16.

46. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / О.П. Радынова. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 328с.

47. Рубан, Т. Мир музыкальной сказки [Текст] / Т. Рубан // Музыкальный руководитель. – 2004. - №4. – С.2-11.

48. Савина, А. Как песня с оперой сдружилась [Текст] / А. Савина // Музыкальный руководитель. – 2004. - №4. – С.16-28.

49. Сафонова, В. Заметки хормейстера [Текст] / В. Сафонова // Искусство в школе. - 1998. - № 2. – С.15-17.

50. Тютюнникова, Т.Э. Интегрированное музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.Э. Тютюнникова // Музыкальная палитра. – 2005. - №2. – С.3-11.

51. Тютюнникова, Т.Э. Чтобы научиться петь, надо петь! [Текст] / Т.Э. Тютюнникова // Музыкальная палитра. – 2004. - №5. – С.3-9.

52. Тютюнникова, Т.Э., Кочемасова, Е. Вездесущий ритм [Текст] / Т.Э. Тютюнникова // Музыкальный ритм. – 2005. - №4. – С.5-8.

53. Устинова, Е. Мы слушаем классику [Текст] / Е. Устинова // Музыкальный руководитель. – 2004. - №4. – С.12-15.

54. Финкелштейн, Э. Музыка от А до Я [Текст] / Э. Финкельштейн // Сб.: Занимательное чтение с картинками и фантазиями. - СПб., 1992. – С.34-37.

55. Фриман, Дж. Как развить таланты ребенка [Текст] / Дж. Фриман. - М., 1995. – 122c.

56. Шаламонова, Е. Игры для самых маленьких [Текст] / Е. Шаламонова // Музыкальный работник. – 2006. - №4. – С.33-37.

57. Шацкая, В. Основы программы по слушанию музыки в школе [Текст] / В. Шацкая: В кн.: из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1990. - С.77-78.

58. Шереметьев, В. Хоровое пение в детском саду [Текст] / В. Шереметьев // Музыкальный руководитель. – 2005. - №5. – С.22-30.

59. Ширяева, Н.С. Праздники народного творчества в школе [Текст] / Н.С. Ширяева // Воспитание музыкой / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М., 1991. – С.45-47.

60. Энциклопедический музыкальный словарь [Текст]. - М., 1990. – С.88.

Примечания:

Примечаний нет.