Организация социального опыта учащихся во внеклассной деятельности

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 91  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛЬНОМ КРУЖКЕ 6

1.1 Теоретический обзор подходов к социальному воспитанию детей в процессе театральной деятельности 6

1.2 Реализация принципов социального воспитания личности в театральной деятельности 27

1.3 Психологические особенности подростков как основа социального воспитания посредством театральной деятельности 32

1.4 Описание критериев и уровней социальной воспитанности 35

ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 45

2.1 Содержание, формы и методы работы школьного театрального кружка 45

2.2 Формирование зрительской культуры как условия социального воспитания учащихся 52

2.3 Динамика и результаты социального воспитания личности ребенка в процессе деятельности театрального кружка 60

2.4 Методические рекомендации по организации деятельности театрального кружка 73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84

ПРИЛОЖЕНИЕ 89

Введение

Современная педагогическая наука рассматривает искусство как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для человека, так как позволяет ему значительно рас¬ширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окру¬жающему миру и социуму, формирует его духовный мир. В эстетическом вос¬питании личности искусству принадлежит роль главного фактора.

Особое место среди других занимает искусство театра. Оно сосредоточи¬вает в единое целое средства выразительности разных искусств (музыки, тан¬ца, живописи, скульптуры). Известно, что формированию целостной творче¬ской личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее природосообразную и целостную систему социального и эстетического образования и воспитания. Актуальность исследования заключается в том, что оно направлено на выявление возможностей театральной деятельности подростков в социальном воспитании личности. Участие в школьном театральном кружке соз¬дает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореали¬зации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельно¬сти, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.

В работах по театру и театральной деятельности учащихся исходным рас¬сматривается положение о формировании самостоятельной творческой лично¬сти только путем самостоятельной творческой деятельности, построенной на основе самоуправления. Огромный положительный опыт отечественной театральной педагогики, театральных деятелей русской драматической школы «театра переживания», накопленный С.В. Гиппиус, Н.М. Горчаковым, П.М. Ершовым, Ю.А. Завадским, Б.Е. Захавой, М.О. Кнебель, Ю. Кренке, В.И. Немировичем - Данченко, С.В. Образцовым, Н.И. Сац, К.С. Станиславским, Г.А. Тов¬стоноговым, В.О. Топорковым, М.С. Щепкиным, А.М. Эфросом и другими, доказывает эффективность занятий театральной деятельностью с неизменно положительным результатом на всех возрастных периодах человеческой жизни. Вопросы театральной деятельности освещены и в работах педагогов В.М. Букатова, И.А. Генераловой, А.Ю. Гончарука, А.П. Ершовой, И.Л. Любинского, Ю.И. Рубиной, Е.К. Чухман и др.

Проблема образования и воспитания школьников средствами театрального искусства актуальна для общеобразовательной школы. Ее недостаточное освещение в социальной, психолого-педагогической и методической литерату¬ре, позволяют нам рассматривать в работе кружковую театральную деятель¬ность учащихся в школе не только традиционно, как самостоятельный раздел художественного воспитания детей, но и как действенное синтетическое средство развития их творческих и коммуникативных способностей. Вместе с тем многие вопросы возможностей театральной деятельности в социально-культурном развитии учащихся не разработаны, что и определило выбор темы нашего исследования.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теоретико-методологического и эмпирико-социологического анализа, и опытно-экспериментальной деятельности разработать содержание, формы и методы социального воспитания детей во внеклассной деятельности.

Объект исследования: социальное воспитание школьников.

Предмет исследования: педагогические условия социального воспитания учащихся в школьном театральном кружке.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой социальное воспитание личности подростка в процессе участия в деятельно¬сти театрального кружка будет эффективным, если в нем будут принимать уча¬стие дети разных школьных возрастов, семьи детей, педагоги школы; будет осуществляться взаимодействие коллектива театрального кружка с коллективами школьных классов и коллективом зрителей; будет использоваться коллективное обсуждение спектаклей в процессе создания и представления.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать теоретические основы социального воспитания подростка в процессе театральной деятельности.

2. Определить организационно-педагогические условия социального воспитания подростка в театральной деятельности и проверить их в опытной работе театрального кружка.

3. Разработать содержание и методику создания и функционирования театраль¬ного кружка в общеобразовательной школе и экспериментально проверить ее.

4. Разработать методические рекомендации для педагогов-руководителей дет¬ским театральным коллективом.

Список литературы

1. Абалакина М.А., Агеев В.С. Анатомия взаимопонимания. - М.: Знание, 1990.-64 с.

2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте отноше¬ний ребенка в мире. // Вопросы психологии 2002 №1 с.4-16.

3. Авров Д.Н. Спектакль и зритель: (Как смотреть и оценивать спектакль). Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с., ил.

4. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! Пособие для учителя. - 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

5. Артюхов М., Илларионов В. Школа театральной культуры. / Учитель №4, 1999.-С.36-40.

6. Бакланова Т.Н. Педагогика художественной самодеятельности: Учебное пособие. - М.: МГИК, 1992. - 160 с.

7. Васильев Ю.П. Воспитание способности учащихся к творческой самореа¬лизации в процессе обучения в лицее. Канд. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - Самара, 1998.

8. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей. - М.: Академия, 1999.-440 с.

9. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной дея¬тельности. // Вопросы психологии 2001 №3 с. 17-26.

10. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

11. Гальперин П.Я. Формирование творческого мышления //Деятельность и психические процессы: Тез. докл. V Всесоюзного съезда психологов. -М., 1977.-С.54-55.

12. Генералова И.А. Театр/Под ред. Л.В. Тарасова. - М.: Авангард, 1997. -160с.

13. Гиацинтова С.В. Жизнь театра. - М.: Гос. изд. детской литературы мин. проев. РСФСР, 1963. - 208 с.

14. Гузеев В.В. Коллекция приемов педагогической техники. - М.: Знание, 1997.-38 с.: ил.

15. Давыдова М. А. Как организовать внеклассную работу в современной школе: Шк. досуг. Шк. театр: пособие для зам. дир. по воспит. работе и кл. рук. - М.: Просвещение, 2000. - 185 с.

16. Еремеев А.Ф. Границы искусства. - М.: Искусство, 1987. - 319 с.

17. Жарков А.Д., Жаркова Л.С., Чижиков В.М. Культурно-досуговая дея¬тельность: теория, практика и методика научных исследований: Учебное пособие.-М.: МГУК, 1994.-112 с.

18. Завадский Ю.А. Рождение спектакля: По материалам творч. лаб. - М.: Всерос. театр, о-во, 1975. - 144 с.

19. Занков Л.В. Наглядность и активизация ученика в обучении. - М.: Учпед¬гиз, 1960.-311 с.

20. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для ин-тов культуры, театр, и культ.- просвет, училищ. М., «Про¬свещение», 1973. - 320 с.

21. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: Педаго¬гика. 1989.-208 с., ил.

22. Игровая театральная педагогика. // Воспитание школьников, №5, 2000, с. 29-36.

23. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реали¬зации замысла школьного урока: Учебное пособие для студ. пединст, учителей лицеев, колледжей, гимназий и ср. школ.: М.: АО Аспект -Пресс, 1993.-127 с.

24. Карягин А.А. Драма как эстетическая проблема.- М.: Наука, 1971.-224 с

25. Колчеев Ю., Колчеева Н. Игровая театральная педагогика. // Воспита¬ние школьника. 2000, №5 с.29-36.

26. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. - М.: Школьная пресса, 2000.-96 с.

27. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М.: Просве¬щение, 1989.-255с.

28. Кон И.С. Психология старшеклассника.- М.: Просвещение, 1982.— 207с.

29. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. - Екатерин¬бург: Деловая книга, М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 368 с.

30. Леви В.Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1980,208 с.

31. Леонтьев А.А. Педагогическое общение.-М.: Просвещение, 1979.- 160с

32. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагоги¬ка, 1981.-186 с.

33. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. М.: Знание, 1987. — 126 с.

34. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК.- М.: Юрайт, 1998.- 464с

35. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педаго¬гика, 1988.-128 с.

36. Любинский И.Л. Театр и дети. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 168 с.

37. Майерс Д. Социальная психология /Перев. с англ. — СПб.: Питер Ком, 1998.-688 с.: ил.

38. Марц В.Г. Беседы по методике и теории игры: Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 204 с.

39. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96 с.

40. Мир детства: Подросток /Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. Ред. Г.Н. Фи¬лонов. - М.: Педагогика, 1982. - 432 с., ил.

41. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьни¬ков. Пособие для учителей начальных классов. - М.: Просвещение, 1975. -128 с.

42. Михалева О. Школьный театр в эстетическом пространстве школы. Искусство в школе Ж-л № 4,2001.

43. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 184 с.

44. Основы педагогического мастерства: Учеб. Пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений/И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; Под ред. И.А. Зязюна.-М.: Просвещение, 1989. - 302 с.

45. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под редакцией К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. — М.: Со¬вершенство, 1998. - 320 с.

46. Развитие творческих способностей школьников в учреждениях допол¬нительного образования: Материалы Вторых Брудновских чтений. Под ред. Мелихова Ю.Ф., Репринцева А.В. - Курск: Изд. КГПУ, 2001. - 192 с.

47. Режиссер работает в школе: теоретические и методические проблемы: Сб. науч. тр./ Под. ред. Е.К. Чухман. - М.: РАО, 1991. - 130 с.

48. Розин В.М. Введение в культурологию. - М.: Международная пед. ака¬демия, 1994. - 104 с.

49. Рубина Ю.И. О принципах педагогического руководства детской теат¬ральной самодеятельностью. - М.:АПН СССР, 1968. - 14 с.

50. Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной теат¬ральной самодеятельностью. М.: Просвещение, 1974. - 175 с.

51. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников: Основы пе¬дагогического руководства. Пособие для учителей и руководителей театр. коллективов/Ю.И. Рубина, Т.Ф. Завадская, Н.Н. Шевелев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 176 с.

52. Рубина Ю. И. Театр и подросток. М.: Просвещение, 1970. - 208 с.

53. Рубина Ю. И., Перельман Е. П., Яковлева Т. Ф. Театральный кружок: (Прогр.у/Прогр. для внешк. учреждений и общеобразовательных школ: художественные кружки. - М.: Просвещение, 1981. - с.41 - 62.

54. Сац Н.И. Роль театра для детей и юношества в воспитании подрастаю¬щего поколения в духе мира, гуманизма и прогресса, - М.: Б. и., 1984. -14с.

55. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт ис¬следований. - М.: Педагогика, 1986. - 112 с.

56. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 280 с.

57. Современные проблемы театрально-творческого развития школьников: Сб. науч. тр./ Редкол.: Е.К. Чухман (отв. ред.), А.П. Ершова (отв. ред.) и др. - М.: АПН СССР, 1989. - 126 с.

58. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. Методические ма¬териалы. - М. РАО Центр социальной педагогики, 1994. - 109 с.

59. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведе¬ний./ Под ред. В.А. Никитина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -272с.

60. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/А.В. Петровский, В.В. Абраменкова, М.Е. Зеленова и др.; Под ред. А.В. Пет¬ровского. - М.: Просвещение, 1987. - 224 с.: ил.

61. Социальная психология личности. Отв. редакторы М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979. - 344 с.

62. Театр и образование: Сб. научных трудов /Отв. ред. Е.К. Чухман. - М.: РАО, 1992.-178 с.

63. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. — М.: Междуна¬родная педагогическая академия, 1994. - 192 с.

64. Школа творчества. Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра. Сост. Голкин В.В.// Учебно-методическая биб¬лиотечка «Я вхожу в мир искусства». - М.: ВЦХТ, 1998. - 139 с.

65. Школьный театр. Информационно-методический сборник. Выпуск первый. - М.: ВЭЦ ШТ, 2002. - 56 с.

66. Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Владос, 1999. - 358 с.

Примечания:

Примечаний нет.