Особенности изучения раздела "Генетика" в школьном курсе биологии, с учетом психологических особенностей старшеклассников

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 82  | Формат: doc  | Год: 2001  |  

Содержание

Введение.

I. Методический аспект изучения раздела "Генетика"

в школьном курсе биологии.

1.1. Значение проверки знаний учащихся старшего звена

по общей биологии.

1.2. Учет и проверка знаний и умений учащихся

по общей биологии.

1.2.1.Формы и методы учета и проверки знаний учащихся

по общей биологии.

1.2.2. Тестирование

1.2.3. Генетические задачи

1.3. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении

1.3.1. Особенности дифференцированного подхода в обучении

1.3.2. Индивидуальный подход на уроке

1.4. Средства обучения.

1.4.1. Анализ учебных программ

1.4.2. Анализ учебников

II. Особенности обучения и психического развития старшеклассников

2.1. Общая характеристика учащихся старшего школьного звена

2.2. Общая характеристика познавательных процессов

старшеклассников

2.3. Особенности самооценки старших школьников при овладении

способами учебной работы

III. Система генетического образования в школе

3.1. Особенности изучения генетики в школьном курсе

3.2. Психолого-педагогическая характеристика испытуемых 11 "Б" класса

3.3. Психолого - педагогические аспекты изучения раздела

"генетика" с помощью дифференцированных задач

Заключение.

Библиография.

Приложение.

Введение

Биология как наука о законах жизни и методах управления этими зако-нами имеет большое образовательное и воспитательное значение.

В школе биология представлена рядом курсов, изучаемых в течении нескольких лет. Одним из них является генетика, которая за последние годы значительно развивалась, произошла как бы ее вторая революция, если за первую считать времена после 1953 года: глобальный шаг вперед сделали молекулярная биология и молекулярная генетика, что позволило внедрить в практику, в промышленность многие, казалось бы, чисто теоретические раз-работки в различных областях генетики. Резкое расширение интересов ис-следователей и развитие многих принципиально новых методических подхо-дов, привели к накоплению за последние годы множества новых фактов и представлений, касающихся генетической организации клетки, организмов.

Являясь самостоятельным разделом в школьном курсе биологии, гене-тика вместе с тем неразрывно связана последовательными понятийными и теоретическими внутрипредметными связями со всеми разделами курса био-логии - зоологией, человек и его здоровье, так как они раскрывают доступ-ные учащимся теории о сущности и закономерностях живой природы и обра-зуют единую учебную дисциплину.

Вместе с тем генетика не изолирована от других учебных предметов естественно - научного цикла, предшествующих и сопутствующих ей по по-ложению в учебном плане средней школы. Учебные предметы естественно - научного цикла представляют собой методически обработанные основы со-ответствующих наук, поэтому в их содержании отражены объективные взаи-мосвязи, действующие в природе и познанные науками - биологическими, географическими, физическими, химическими и так далее. Эта дисциплина обобщает знания учащихся по химии, физике, других биологических наук, а так же наук смежных с ними: биохимией, биофизикой, молекулярной биоло-гией.

Психологи изучавшие старший школьный возраст (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.В. Мудрик, Е.А. Шумилин, А.В. Захарова и др.), подчеркивают рост интеллектуальных сил учащихся. Их мыслительная деятельность характеризуется все более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые явления и факты в сис-тему. Интеллектуальная продвинутость позволяет старшеклассникам осуще-ствлять глубокий анализ материала, вскрывать закономерности, выявлять широкие аналогии, усваивать способы познания общих законов природы и общества.

У учащихся старших классов развивается умение пользоваться разно-образными приемами логического запоминания. Существенные изменения наблюдаются в стиле их умственной деятельности, которая приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер.

В современной школе система генетического образования практически отсутствует: нет единого мнения о месте изучения данной дисциплины в школьном курсе, в ее содержании, а так же в методах и приемах изучения. Все это требует разработки методических подходов и приемов в обучении. Отсутствие достаточной наглядной базы - подбор особых средств, позво-ляющих демонстрировать общие генетические закономерности.

Исходя из этого в настоящей работе поставлена следующая цель: про-анализировать особенности изучения раздела "Генетика" в школьном курсе биологии, с учетом психологических особенностей старшеклассников.

Рабочей гипотезой в данной работе является следующее положение: система дифференцированных практических задач, как эффективная форма изучения общегенетических закономерностей.

Предмет изучения: методические аспекты дифференцированного изу-чения генетики старшеклассниками.

Список литературы

1. Акимова М.К., Козлова А.В. Индивидуальность учащегося и индивиду-альный подход. - М.: Знание, 1992 - 80 с.

2. Анастасова Л.П. и др. Способы и приемы контроля знаний, умений и на-выков по курсу общей биологии. - М.: Высшая школа, 1986. - 70 с., ил.

3. Артаментова Л.А. О составлении и использовании генетических задач. // Биология в школе. 1990. - №6.

4. Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами по материалам Всероссийских и международных олимпиад: Пособие для учащихся средних и старших классов. - М.: Мнемозина, 1998. - 415 с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968 - 464 с.

6. Брунер Дж. Психология познания. М.: Педагогика, 1977.

7. Брунович Е.П., Анисимов В.С. Умственные операции в учебном процес-се // Биология в школе. 1971 - №1.

8. Будасси С.А. Моделирование личности в группе: Автореф. Канд. Дис. - М, 1972.

9. Верзимен Н.М. и Корсунская В.М. Общая методика преподавания биоло-гии. М.: Просвещение, 1972. - 288 с.

10. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. М.: Педагогика, 1972. - 424 с.

11. Душенков В.М., Душенкова А.И. // Общая биология: Учебник для 10-11 классов средней школы.// Биология в школе, 1992. - №1-2.

12. Загвязинский В.И. Дифференцированный подход в обучении. // Народное образование, 1968. - №10.

13. Ильинская И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985. - 80 с.

14. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968. - 288 с.

15. Комиссаров Б.Д. Методические проблемы школьного биологического образование. М.: просвещение, 1991. - 160 с.

16. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. - М.? Просвеще-ние, 1989. - 255 с.: ил.

17. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение 1980. - 193 с.

18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во РОУ, 1996. - 180 с.

19. Крейг Г. Психология развития. - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 292 с.: илл.

20. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.? Знание, 1976. - 64 с.

21. Лернер И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? - М.: изд-во "Знание", 1978. - 48 с.

22. Лернер И.Я. процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980

23. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Просвещение. 1971. - 279 с.

24. Липкина А.И. Самооценка школьника и его память. // Вопросы психоло-гии. 1981. - №1.

25. Маркова А.К. Психология обучения подростка. М.: Знание. 1975. - 62 с.

26. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие по-знавательной активности. //Вопросы психологии. 1982. №4. c - 5-17.

27. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учащихся IX-X классов. М.: Просвещение, 1972. - 315 с.

28. Мягкова А.Н., Орлов В.А, Дифференциация обучения биологии в школе, 1990. - №1.

29. Недьяков А.Д., Шварцман П.Я. Контрольные знания по курсу генетика с основами селекции: Учебное пособие для студентов заочников 5 курса биол. фак. пед. ин-тов.// Моск. гос. заоч. пед. ин-т. - 2-е издание, дорабо-танное. - М.: Просвещение, 1987. - 16 с.

30. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн.: Кн. 2. Психология образования. М.? Просвещение ВЛАДОС, 1995. - 496 с.

31. Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии. //Под ред. Рувинского А.О. - М.: Просвещение, 1993.

32. Общая биология: Учебник для 10-11 кл. средн. шк. Под ред. Полянского Ю.И. 21-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.: ил.

33. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. Под ред. Дубровиной И.В., Круглова Б.С. - М.: Педагогика, 1988. - 192 с.: ил.

34. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы. Резниченко М.А. // Вопросы психологии. 1986. - №3.

35. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. // Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. и др. Под ред. Смирнова С.А. М., Изда-тельский центр "Академия", 2000. - 512 с.

36. Педагогика школы. Учеб. пособие для ст. пед. ин-тов. Под ред. чл.-кор. АПН СССР Щукиной Г.И. М.: Просвещение, 1977. - 320 с.

37. Пехов А.П. Биология и общая генетика. - Изд. РУДН, 1994. - 440 с.

38. Психологические проблемы учебной деятельности школьника. Под ред. Давыдоа В.В. М.: Советская Россия, 1977. - 310 с.

39. Психология современного подростка. Под ред.Фельдштейна Д.И. - М.:Педагогика, 1987. - 240 с.

40. Познавательные процессы и способности в обучении? Учеб. пособие для ст. пед. ин-тов. Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. - 142 с.: ил.

41. Рабунский Е.С. Исследовательский подход в процессе обучения школь-ников. М.: Педагогика, 1975. - 184 с.

42. Рубачева Л.И. Новый учебник для старшеклассников // Биология в шко-ле, 1994. - №1.

43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, М.: Знание, 1946. - 704 с.

44. Савонько Е..И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми. - В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. с. 81-111.

45. Содержание обучения биологии в средней школе. Под ред. Бруповт Е.П. М.: Просвещение, 1972. - 273 с.

46. Соколовская Б.Х. Молекулярная биология и генетика в 10 классе. М.: Просвещение, 1970. - 160 с.: ил.

47. Соколовская Б.Х. Сто задач по генетике молекулярной биологии. - Изд-во "Наука". Сибирское отделение. Новосибирск, 1971. - 64 с.

48. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М,: Просвещение. 1966. - 247 с.

49. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М,: Знание, 1983. - 96 с.

50. Теремов А.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по общей биологии - М.: ТЦ "Сфера", 1999 . - 144 с.

51. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии: Пособие для учителя /В.З. Резникова, А.Н. Мягкова, Т.С. Калинова, Т.В. Иванова - М.: Про-свещение; Учеб. лит., 1997. - 152 с.: ил.

52. Тихомиров О.К. Психология мышления. Издательство Московского Университета, 1984. - 271 с.

53. Урванцева Г.А. О формах тестовых заданий. // Биология в школе, 1995. - N 4

54. Уроки общей биологии: Пособие для учителя / Корсунская В.М., Миро-ненко Г.Н., Мокеева З.А., Верзилин Н.М. М. : Просвещение; 1986 - 288 с.

55. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - 2-е издание, дополненное и переработанное. - М. : Изд-во "Совершенст-во", 1998. - 432 с.

56. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассни-ка. / (Под ред. Давыдова В.В.) - М. : Педагогика, 1979. - 152 с.

57. Эсоулов А. Ф. Психология решения задач. - М. : Высшая школа, 1972. - 271с.

Примечания:

Примечаний нет.