Особенности обучения аудированию с использованием аутентичных ма-териалов на старшем этапе средней общеобразовательной школы

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 103  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Аудирование и его роль в практическом овладении иностранным языком

1.2. Понятие и классификация аутентичных аудитивных текстов как средства обучения аудированию

1.3. Особенности применения аутентичных материалов в процессе ау-дирования при обучении иностранному языку на старшем этапе сред-ней школы

Выводы

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ

2.1. Современное состояние процесса обучения аудированию на уро-ках французского языка в старших классах российской средней школы

2.2. Возможности использования стандартов и рекомендаций Совета Европы как средства повышения уровня владения французским язы-ком

2.3. Анализ методологических основ обучения аудированию на основе УМК "Objectif" для 10-11 классов средней школы

Выводы

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

3.1. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по обучению аудированию с использованием аутентичных материалов учеников 10-11 классов средней школы

3.2. Описание результатов экспериментального обучения и выявлен-ных актуальных трудностей при обучении аудированию на основе ау-тентичных текстов на уроках французского языка в старших классах средней школы

Выводы к

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Актуальность темы исследования. Цель обучения иностранному языку в средней школе в условиях модернизации российской системы образования со-стоит не в том, чтобы вооружить учащихся установленным набором лингвисти-ческих знаний, а в том, чтобы они научились умело обрабатывать и практически использовать получаемую информацию. Таким образом, преподавание ино-странного языка должно быть ориентировано не на цель, а на процесс, что по-зволит сосредоточить внимание педагогов и обучаемых на формировании стра-тегий этого процесса, на осознании учащимися собственных способностей и по-тенциала, мотивации их дальнейшей самостоятельной работы с полученными знаниями, навыками и умениями.

Говоря о содержании обучения и мотивации сегодня нельзя забывать о познавательном аспекте иностранного языка, включающем в себя систему лин-гвострановедческих знаний. Обеспечить "погружение" в национальный мента-литет страны изучаемого языка могут только аутентичные материалы, исполь-зуемые в процессе обучения, и, в первую очередь, в процессе аудирования .

Выработка навыков и умений аудирования и говорения представляет ос-новную трудность у учащихся при овладении иностранным языком. При этом говорению невозможно научиться без аудирования. Они вместе образуют один акт устного общения. Аудирование сопровождает процесс говорения и син-хронно ему. Таким образом, формирование и развитие навыков аудирования как неотъемлемого компонента устной речи является одной из важнейших со-ставляющих эффективного обучения иностранному языку в средней школе. Однако, как показывает практика последних лет, в настоящее время в россий-ских школах на уроках преобладающее внимание по-прежнему уделяется тако-му виду деятельности, как говорение, и незначительное - непосредственно ау-дированию. Между тем, аудирование является самостоятельным не менее не-обходимым для учащихся видом речевой деятельности, и даже более трудным, чем говорение .

Вступление России в Совет Европы, активная интеграция российской экономики в мировую способствуют формированию постоянно возрастающего спроса на выпускников с высоким знанием иностранного языка в нашей стране. В этой связи актуальность изучения вопроса обучения аудированию в средней школе возрастает в том числе и в контексте реформирования системы образо-вания России, учитывающей общеевропейские требования в области компетен-ций владения иностранным языком как важнейшим средством международной коммуникации. Как показывает практика, уровень владения аудитивными на-выками и умениями российских школьников, по-прежнему является недоста-точным в свете требования мировых стандартов в данной области. Внедрение общеевропейских требований и стандартов, в том числе в области обучения ау-дированию, в значительной степени также затрудняется тем фактом, что рос-сийская система среднего образования имеет значительные отличия от образо-вательных систем других стран, в том числе стран Европы.

Степень научной разработанности темы работы. В современной науч-но-методической литературе уделяется достаточно большое внимание особен-ностям обучения аудированию и работе с аутентичными текстами в средней школе. Различным аспектам этой проблемы посвящены исследования Н.Ю.Абрамовской, Н.В.Барышникова, Е.М.Березенковой, И.Л.Бим, М.Л.Вай-сбурд, Н.И.Гез, Е.Я.Григорьевой, И.А.Дехерт, Н.В.Елухиной, Т.Ю.Емелья-новой, Т.В.Жеребцовой, Г.Г.Жоглиной, О.Ф.Кирсановой, О.Н.Киян, Н.В.Ки-риллиной, С.В.Кузнецовой, Л.Ю.Кулиш, А.А.Кургашовой, Г.В.Липатниковой, М.В.Ляховицкой, Р.П.Мильруд, Р.К.Миньяр-Белоручева, А.А.Миролюбова, Д.Л.Морозова, Е.В.Носонович, О.А.Обдаловой, З.М.Окуловой, Н.Б.Параевой, Е.Н.Писемской, Ф.М.Рабинович, Г.В.Роговой, Б.И.Роговской, С.Н.Савинова, Т.Е.Сахаровой, А.П.Старкова, Р.Г.Ткаченко, Б.И.Турчиной, Л.В.Туркиной, С.К.Фоломкиной, А.К.Хайбуллиной, В.А.Яковлевой и др.ученых.

Вклад вышеназванных авторов в разработку проблемы обучения аудиро-ванию в средней школе безусловен, однако, как показывает проведенный ана-лиз данных исследований, на сегодняшний день насчитывается достаточно ог-раниченное количество работ, посвященных теории, методике и особенностям формирования и развития умений и навыков в области аудирования в старших классах средней школы, в особенности в контексте преподавания французского языка. Это определило выбор автором следующей темы дипломной работы: "Особенности обучения аудированию с использованием аутентичных мате-риалов на старшем этапе средней общеобразовательной школы".

Объектом исследования является процесс обучения аудированию с ис-пользованием аутентичных материалов.

Предмет исследования - теоретические и методические особенности обучения аудированию на уроках французского языка в старших классах сред-ней школы с использованием аутентичных материалов.

Опытно-экспериментальная часть работы была осуществлена на базе ГОУ "Средняя общеобразовательная школа № 257" г.Москвы (10-11-е классы). Общий объем выборки испытуемых в ходе эксперимента составил 14 человек.

Основная цель дипломной работы представляет собой исследование современного состояния обучения аудированию учащихся старших классов российской средней школы и определение возможностей повышения эффек-тивности данного процесса с использованием рекомендаций и требований Со-вета Европы и внедрением в обучающий процесс аутентичных текстов.

Цель дипломной работы определила необходимость решения автором ра-боты следующих задач:

1. Изучить содержание понятия "аудирование" и определить его роль в практическом овладении иностранным языком.

2. Исследовать понятие и классификацию аутентичных аудитивных мате-риалов как средства обучения аудированию.

3. Выявить специфику использования аутентичных материалов в аудирова-нии при обучении иностранному языку на старшем этапе средней школы.

4. Изучить современное состояние обучения аудированию на уроках французского языка в средней школе, исследовать теоретические и практиче-ские основы обучения аудированию на основе УМК "Objectif" и возможности использования стандартов и рекомендаций Совета Европы как средства повы-шения уровня владения французским языком.

5. Осуществить на основе проведенного анализа практическую реализацию обучения аудированию на уроках французского языка с использованием аутен-тичных материалов в 10-11 классах средней школы, представить результаты экс-периментального обучения и выявить существующие трудности в этой области.

Научная новизна работы состоит в исследовании современного состоя-ния проблемы аудирования в контексте преподавания французского языка в российской школе, представленном в дипломе методологическом анализе ин-новационных программ обучения аудированию старших школьников в отечест-венной и зарубежной практике, а также в разработке практических основ обу-чения аудированию на старшем этапе средней школы с использованием аутен-тичных материалов, рекомендаций и требований Совета Европы.

Практическая ценность работы состоит в возможности использования теоретических аспектов исследования и практических рекомендаций при соз-дании учебно-методических курсов для обучения аудированию учащихся старшего звена общеобразовательной средней школы; в лекциях, семинарах и др.научных мероприятиях, направленных на освещение методических вопросов преподавания иностранного языка на старшем этапе средней школы.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Список литературы

1. Андриевская-Левенстерн Л.С. Методика преподавания французского языка в средней школе. - М., 1983.

2. Багаутдинов А.А. Философские вопросы использования аутентичности для изучения языка// Вестник ТИСБИ. - № 1. - 2004. - С.39-42.

3. Барышников Н.В. Обучение французскому языку в средней школе: Во-просы и ответы. - М.: Просвещение, 1992.

4. Берарди С., Булгакова Л. Использование новых технологий при обучении аудированию на занятиях по русскому языку на начальном этапе в Бо-лонском университете [электронный ресурс]// Интернет-журнал Ереван-ского филиала МЭСИ и Ереванского университета инновационных тех-нологий. - 2007. - http://e-journal.mesi.am/Humanitary/art_Erevan_ Simona.pdf

5. Береговская Э.М. Проблемы интеграции и адаптации зарубежного учеб-ника// Иностранные языки в школе. - 1998. - № 6. - С.25-28.

6. Березенкова Е.М. Виды аудирования // Сборник научных трудов: - Вып.142. - М., 1979. - С. 12-17.

7. Бим И.Л. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка. // Иностранные языки в школе. - 1999. - №3. - С 13-17.

8. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы: Учебное пособие для студентов педагогиче-ских институтов. - М: Просвещение, 1988.

9. Бондаренко О.Р. Некоторые аспекты межкультурной коммуникации// Иностранные языки в школе. - № 22. - 1989. - С.43-51.

10. Владимирова В., Максимова Л. Преподавание французского языка с ис-пользованием зарубежных методик: Лекции 1-4. - М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2006.

11. Воронина Г.И. Организация работы с аутентичными текстами молодеж-ной прессы в старших классов школ с углубленным изучением немецкого языка // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 2. - С.19-14.

12. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. - М., 2000.

13. Гордиенко Н.Е.. Ценностный потенциал и роль французского языка как иностранного в современной системе полилингвистического образования. / В Интернет-сборнике публикаций IV Равкинских чтений (г.Коломна, КГПИ). - http://ravkin.ru/48.php

14. Григорьева Е. Я. Objectif (Французский язык: Учеб. для 10-11 кл.)/Е. Я. Григорьева, Е. Ю. Горбачева, М. Р. Лисенко. - М.: Просвещение, 2005.

15. Григорьева Е. Я. Французский язык: Сб. упражнений: 10-11 кл./Е. Я. Григорьева, Е. Ю. Горбачева, М. Р. Лисенко. - М.: Просвещение, 2005.

16. Григорьева Е. Я. Objectif (Французский язык: Кн. для учителя: 10-11 кл.). - М.: Просвещение, 2005.

17. Григорьева Е.Я. Методические рекомендации к УМК "Оbjectif" по французскому языку (для 10 - 11 классов). - М.: Просвещение. - 2005.

18. Дехерт И.А. Некоторые проблемы реализации практических целей обу-чения иностранным языкам в средней школе применительно к аудирова-нию // Иностранные языки в школе. - 1983. - №1. - С.25-28.

19. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи// Иностранные языки в школе. - 1996. - №5. - С. 20-22.

20. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления/ Общая методика обучения иностранному языку: Хрестоматия. - М.: Рус-ский язык, 1991.

21. Елухина Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться// Иностранные языки в школе. -1996. - № 4. - С.35-36.

22. Емельянова Т.Ю. Обучение аудированию/ В сб.Интернет-фестиваля пе-дагогический идей "Открытый урок"-2008 ИД "Первое сентября". - http://festival.1september.ru/articles/411143/

23. Жеребцова Т.В. Специфика обучения иноязычному аудированию уча-щихся среднего звена. - Петрозаводск, КГПУ, 2007.

24. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Просвещение, 1958.

25. Жоглина Г.Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичных видеодокументов (на примере французского языка): Автореф. дисс… канд. пед. наук. - Пятигорск, 1998.

26. Зайцева Л.А. Требования к аудитивному материалу, содержащему не-изученную лексику// Иностранные языки в школе . -1996. - № 3. - С.29-34.

27. Зимняя И.А. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов речевой деятельности// Иностранные языки в школе. - 1973. - №4. - С.11-15.

28. Кебекова Ф.С. Этнокультурологическая парадигма изучения немецкого языка в условиях поликультурной среды Северного Кавказа: Автореф… докт.пед.наук. - М., 2007.

29. Кирейцева А.Н. Аудирование как активный вид речевой деятельности. - СПб.: СПГУ, 2007.

30. Кириллина Н.Ю. Обучение аудированию публицистических текстов на основе аудиовизуальных источников информации (французский язык): Автореферат дисс… канд.пед.наук. - М., 2006.

31. Киселева Е.В. Методические вопросы обучения аудированию/ В сб. Ино-странный язык в Российском государственном гуманитарном универси-тете (под ред.Халиловой Л.А.). - М.: РГГУ, 2005. - С.32-37.

32. Киян О.Н. Аутентичность как методическая категория в обучении ино-странному языку. - М.: РГПУ им.А.И. Герцена. - 2008.

33. Кирсанова О.Ф Использование аутентичных материалов на уроках анг-лийского языка как средства формирования иноязычной культурологиче-ской компетенции/ В сб. Интернет-фестиваля педагогический идей "От-крытый урок"-2007 ИД "Первое сентября". - http://festival.1september.ru/articles/509250/

34. Кокорина Л.А. Чтение в естественной коммуникации как фактор развития языковой компетенции учащихся: В сб. Информационный вестник. Педа-гог: повышение квалификации. - Вып.11 (май). - 2007. - Армавир: Арма-вирский филиал ГОУДО Краснодарского края "Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образо-вания". - С.35-40.

35. Колесникова Е.А. Обучение аудированию с письменной фиксацией су-щественной информации студентов первого курса языкового педагогиче-ского вуза (английский язык): Автореферат дисс… канд.пед.наук. - М., 2009.

36. Котлэу И.П. Расширение потенциального словаря учащихся на старшем этапе обучения французскому языку// Иностранные языки в школе. - 1989. - №1. - С.69-72.

37. Кочкина З.А. Аудирование: что это такое?// Методическая мозаика. - 2007. - №8. - С.12-18 (перепечатка статьи 1960 г.).

38. Кричевская К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка// Ино-странные языки в школе . - № 1. -1996. - С.25-29.

39. Кулиш Л.Ю. Виды аудирования. - Общая методика обучения иностран-ным языкам: Хрестоматия/ сост. Леонтьев А.А. - М: Русский язык, 1991. - С.42-48.

40. Кургашова А.А. Обучение аудированию французского языка на началь-ном этапе обучения в средней школе/ В сб. материалов студенческой на-учной конференции "Французский язык: актуальные проблемы лингвис-тики и методики (23 апреля 2008 г., г. Екатеринбург). - С.50-56.

41. Литкенс К.Я. О путях интеграции зарубежных учебников французского языка в учебный процесс российской школы// Иностранные языки в шко-ле. - №2. - 1998. - С.33-35.

42. Мансилла П., Рьехос А. Обзор внедрения европейского языкового портфеля в Европе и Испании (в пер.на русск.язык, в сокращ.)/ В сб. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком. - М.: изд-во "Учитель", 2008. - С.31-41.

43. Масликова Г.А. Межкультурный подход к обучению французскому язы-ку в средней школе: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. - М., 1998.

44. Методическое письмо Федеральной службы по надзору в сфере образо-вания и науки и Федерального института педагогических измерений "О преподавании иностранных языков в средней школе" от 30 января 2008 г. [электронный ресурс]. - М., 2008.

45. Мильруд Р.П. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроке иностранного языка// Иностранные языки в школе. - 1991. - № 5. - С.3-8.

46. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. - М.: Просвещение, 1990.

47. Морозов Д.Л. Учет видов аудирования в обучении данному виду речевой деятельности в неязыковом вузе. - Арзамас: Арзамасский государствен-ный педагогический институт имени А.П. Гайдара, 2007.

48. Наролина А.А. Аутентичные материалы и аудирование// "Методическая копилка" Института дистанционного образования Воронежского госу-дарственного педагогического университета (ВГПУ). - http://dls.vspu.ac.ru/

49. Новиков М.Ю. Обучение иноязычной аудитивной компетенции студен-тов-лингвистов с использованием DVD (на материале современных французских художественных фильмов): Автореф… канд.пед.наук. - Пя-тигорск, 2007.

50. Носонович Е.В., Мильруд Г.П. Параметры аутентичного учебного текста // Иностранные языки в школе . - 1999. - № 1. - С.8-12.

51. Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Критерии содержательной аутентичности учебного текста // Иностранные языки в школе, 1999. - № 2. - С. 6-12.

52. Носович Е.В. Новые педагогические технологии в обучении иностран-ным языкам. Методическая аутентичность в обучении иностранным язы-кам // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1 - С.9-12.

53. Обучение аудированию: Учебное пособие / Под ред. Е.И.Пассова, Е.С.Кузнецовой. - Воронеж: НОУ "Интерлингва", - 2002.

54. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету // Официальный сайт Федерального Агентства по образованию. - 2008. - http://www.ed.gov.ru

55. Образовательный стандарт основного общего образования по иностран-ному языку // Российский общеобразовательный портал. 2008. - http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?pg=1

56. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком. - М.: изд-во "Учитель", 2008.

57. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изуче-ние, обучение, оценка. - Департамент по языковой политике. - Страсбург, русская версия - М.: МГЛУ, 2003. - С.23.

58. Основные положения Послания Президента РФ Д.А.Медведева Феде-ральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. // Россий-ская газета. - №4786 от 6 ноября 2008 г. - С.3-4.

59. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по иностранному языку/ Сост. Е.Е. Горчилина. - М.: Дрофа, 2001.

60. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностран-ному языку/ под ред. Симкина В.Н. - М., 2008.

61. Палмер Г. Английский язык: обучение устной речи. - СПб., 1983.

62. Параева Н.Б. Обучение аудированию аутентичных текстов на немецком языке учащихся VII класса средней школы: Автореф. дисс… канд.пед.наук. - СПб., 2001.

63. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению.- М.: Просвещение, 1989.

64. Писемская Е.Н. Использование аутентичных материалов в преподавании английского языка с основами экономики// Педагогическая мастерская. - № 3. - 2005. - С.16-19.

65. Программы по иностранному языку. Французский язык // Иностранные языки в школе. - 2005. - №7. - С.13-19.

66. Программы общеобразовательных учреждений. Французский язык для 1-11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков. - М.: Просвещение, 2001.

67. Примерные программы по иностранным языкам//Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы/ Образование в докумен-тах и комментариях. - М.: АСТ. Астрель, 2004.

68. Пруссаков Н.Н. Трудности при обучении аудированию иноязычного зву-чащего текста // Иностранные языки в школе. -1994. - № 6. - С.7-8.

69. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения ино-странным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.

70. Савенко О.В. Работа с аутентичными текстами (по материалам французской прессы) по теме: "Земля - наш общий дом. Виды загрязне-ний и способы борьбы с ними" в старших классах основной школы. // ИД "Первое сентября". - http://festival.1september.ru/articles/211787/?numb_artic=211787

71. Сакун Л.В. Образовательная политика Совета Европы в сфере ино-странных языков. - Киев, 2007.

72. Самарина Н.В. Использование аутентичных аудитивных материалов при обучении иностранному языку на старшем этапе/ В сб.Интернет-фестиваля педагогический идей "Открытый урок"-2008 ИД "Первое сентября". - http://festival.1september.ru/articles/512078/

73. Седова Т.О. Аудитивные компетенции старших школьников в рамках российской и французской образовательных систем: сравнительный ана-лиз// Педагогическая мастерская. - № 3. - 2008. - С.56-61.

74. Селиванова H. А., Шашурина A. Ю. Французский язык: Книга для учите-ля. - М.: Просвещение, 2005.

75. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. - М.: Просве-щение, 2002.

76. Структура и содержание образовательного стандарта в области иностран-ного языка на основе компетентностного подхода. Компетенции и крите-рии оценки// Лингвистический портал Langinfo.ru.. - 01.2009. - http://www.langinfo.ru/index.php?sect_id=2792

77. Сухова Л.В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка// Иностранные языки в школе. - 2006. - №1. - С.26-27.

78. Томахин Г.Д. Реалии в языке и культуре// Иностранные языки в школе. - 1997. - №3. - С.13-18

79. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации // Официальный сайт Федерального Агентства по образованию. - 2008. - http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

80. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам//Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы/ Обра-зование в документах и комментариях. - М.: АСТ. Астрель, 2004.

81. Черкашина А.И. Теоретическое обоснование структуры и содержания учебных пособий по обучению аудированию (на примере французского языка): Автореф. дисс… канд. пед. наук. - Москва, 2003.

82. Шамаева О.Ю., Петрова И.В., Халилова Л.А. Иностранный язык как ин-струмент модернизации образования в свете Болонского процесса/ В сб. Иностранный язык в Российском государственном гуманитарном универ-ситете. - М.: РГГУ, 2005.

83. Шапкина А.Н. Обучение учащихся 8-10 классов пониманию неизучен-ных лексических единиц (на материале французского языка). // Ино-странные языки в школе. -1984. - №1. - С.41-45.

84. Щукин А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств. - М., 1981.

85. Cadre europ?en commun de r?f?rence pour les langues. Conseil de l'Europe/Les Editions Didier, Paris, 2005.

86. Chamberlain A., Sheele R. Guide pratique de la communication. Paris, 1991.

Примечания:

Примечаний нет.