Особенности организации деятельности учащихся на кружке по технологии как способ повышения творческой активности школьника

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 60  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА 6

1.1. Теоретические подходы к изучению феномена творчества в психологии и педагогике личности 6

1.2. Подходы к изучению психической активности личности 13

1.3. Возрастные и индивидуально - психологические особенности подросткового возраста 16

1.4 Психологические основы воспитательного воздействия труда 22

1.5. Понятие творческой активности. Творческая активность и развитие познавательных способностей школьника 24

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ 32

НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ 32

2.1. Проектная деятельность учащегося на факультативных занятиях по технологии как условие развития творческой активности личности 32

2.2. Используемые материалы и подготовка материала к работе в ходе реализации программы «Техника нетканого ковра» 39

2.3. Основные требования к организации факультатива. Эргономика 40

ГЛАВА 3. ОПЫТНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА 43

3.1. Описание методик исследования 43

3.2. Описание и интерпретация результатов 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54

Введение

Актуальность работы. В современных условиях все большую актуальность и практическую значимость приобретает развитие способности личности к активному преобразованию действительности, субъектному включению в общественные отношения, что определяет успешность адаптации к среде.

Как показывают данные социологических и психолого - педагогических исследований, именно в последние годы особенно резко обострилась проблема социальной дезадаптации подростков и молодежи. Несомненно, большую роль в возникновении этой проблемы сыграли социально - экономические и политические перемены, происходящие в нашем обществе, уменьшение личностной значимости образования. Однако, наряду с этим, содержание общеобразовательного обучения в условиях средней школы, заключающееся, зачастую, в формальной передаче системы абстрактных знаний, оказалось невостребованным жизнью.

Однако роль среднего образования в развитии гармоничной личности учащегося подчеркивалась в работах таких видных отечественных психологов и педагогов как Л.С.Выготский, Ш.А.Амонашвили, Б.Г.Ананьев, Л.А.Венгер, Л.И.Божович, П.Я.Гальперин и других. Исследователи единодушны в мнении о том, что именно стратегия сотрудничества педагога и учащегося на уроке, активная, творческая позиция учащегося в процессе усвоения жизненно необходимых знаний способствуют формированию целостной индивидуальностии творческой активности ребенка.

Таким образом, особое значение приобретают особенности и способ организации учебного процесса, способы взаимодействия педагога и учащегося на уроке.

Основываясь на работах Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева, П.Я.Гальперина, П.И.Зинченко, Н.С.Лейтеса, А.М.Матюшкина, А.А.Смирнова, Е.Л.Яковлевой, Е.П.Торренса, Дж.Гилфорда, под творческой активностью в данной дипломной работе мы понимаем поиск учащимся целесообразных действий в творчестве, поиск путей достижения поставленной цели.

В ходе решения проблемной ситуации на кружке по технологии ребенку создаются условия для проявления собственной индивидуальности в решении творческих задач, для использования детьми различных способов их решения. Средством развития творческой активности может стать предоставление ребенку возможности реагировать по-разному на одну и ту же проблемную ситуацию. Решение ребенком проблемных ситуаций на кружках по технологии при работе с тканью позволяет активизировать различные сенсорные модальности ребенка (цвет, тактильные, звуковые, зрительные ощущения), что приводит к обогащению чувственного опыта, более полному познанию свойств материалов.

Приобретение учащимся навыков самостоятельной творческой деятельности, развитие творческой активности на организованных специальным образом кружковых занятиях по технологии обеспечивает возможность выработки собственного, индивидуального и неповторимого репертуара решения творческих задач в рамках всего школьного курса.

Объект исследования. Творческая активность школьника 12-13 лет.

Предмет исследования. Проектная деятельность школьников 12-13 лет на факультативных занятиях по технологии.

Цель работы. Изучение влияния проектной деятельности школьников на факультативных занятиях по технологии в средних классах школы на творческую активность ребенка.

Задачи исследования:

• проанализировать психолого - педагогическую литературу по данной проблематике;

• подобрать и обосновать выбор диагностических методик изучения творческой активности школьника;

• разработать учебную программу, рекомендации, методические занятия;

• осуществить психологическую диагностику творческой активности школьников в процессе факультативных занятий по технологии.;

• количественно и качественно проанализировать полученные результаты;

Научная новизна и практическая значимость работы состоит в поиске оптимальных форм организации учебной деятельности школьников 12 - 13 лет на занятиях по технологии, способствующих повышению творческой активности школьника.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М., Мысль, 1991.-299 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности. - Психологический журнал, 1985, 6, №5, с. 3-19.

3. Анастази А. Психологическое тестирование: кн. 2, пер. с англ. / Под ред. Гуревича К.М., Любовского В.И.. М.: Педагогика, 1983. 336 с., ил.

4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростовского университета, 1983

5. Богоявленская Д.Б Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.

6. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973.

7. Волков И.П. Цель одна - дорог много: Проектирование процесса обучения: Кн. для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1990.-159с.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.

9. Галагузова М.А., Каюкова Л.А. Активизация познавательной твор¬ческой деятельности учащихся на уроках труда. // Начальная школа. 1987. №7.

10. Гильбух Ю.3. Внимание: одаренные дети. М.: Просвещение, 1991.

11. Гильбух Ю.3. Психодиагностика в школе. М.: Просвещение, 1989.

12. Джидарьян И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания. - В кн.: Категории материалистической диалектики в психологии., М.: Наука, 1988, с. 56-89.

13. Загвязинский В.Н. Педагогическое творчество учителя. М.: Педаго¬гика, 1998.-160с.

14. Ершов А.А. Психология соактивности людей. - СПб.: Знание, 1992. - 32 с.

15. Иващенко В.Ф. Труд и развитие личности школьника. М.: Просве¬щение. 1987, с. 35-36.

16. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников. М.:1980.

17. Исследование проблем психологии творчества. М.: Педагогика, 1983.

18. Козырева А.Ю. Лекции по психологии и педагогике творчества. Пенза, 1994.

19. Криторов А.Ф. Организация и оборудование учебно-производственной базы в межшкольных учебно-производственных комбинатах. М.: Педагогика, 1992.

20. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976.-303 с.

21. Лейтес Н.С. Способности, труд, талант. М.: Знание, 1961.

22. Лук А.М. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976.

23. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.: Педагогика, 1993.

24. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способно¬сти. М.: Знание, 1981.-96 с.

25. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.:

Знание,1987.

26. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 1991. - 151 с.

27. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев, 1978.

28. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с.

29. Одаренные дети/ под ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.Н. М.: Про¬гресс, 1991

30. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности //Вопросы психологии, 1996, №1, с. 5 - 19

31. Охрана труда в школе: /Сб. нормат. док./ Сост. С.М. Кулешов. - М.: Просвещение, 1981.

32. Петровский А. В. , Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 415 с.

33. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с.

34. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: педагоги¬ка, 1976.

35. Психология творчества. /Под ред. Я.А.Пономарева. - М.: Наука, 1990. - 224 с.

36. Психологическая диагностика детей и подростков /Под ред. К.М.Гуревича. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 360 с.

37. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991.

38. Развитие самостоятельности и творческой активности школьников. М.: Просвещение, 1964.

39. Развитие и диагностика способностей. М.: Наука,1991. -181 с.

40. Роль искусства в развитии способностей школьников. М.: Зна-ние,1985.

41. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологи¬ческой диагностике. М.: Дидакт, 1992.-256. с.74-85.

42. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Яро¬славль: Академия развития, 1997.-192 с.

43. Столяренко А.Д. Основы психологии. Практикум. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2000. - 576 с.

44. Татенко В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы. - Психологический журнал, 1995, 16, №3, с. 23-35.

45. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высш. шк., 1990. - 576 с.

46. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса // Вопр. Психоло¬гии-1991, №1.

47. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Просвещение,

48. Яковлева Е.Л.. Психологические условия развития творческого по¬тенциала у детей школьного возраста. М.: Просвещение, 1994. - 45 с.

49. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника. //Вопросы психологии, 1996, №3, с. 28 - 34

Примечания:

Примечаний нет.