Особенности профориентационной работы со старшими школьниками

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 81  | Формат: doc  | Год: 2005  |  

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

1.1 Проблемы профориентации в теории педагогики……………………….7

1.2 Значение и состояние профориентации в целостном педагогическом процессе школы…………………………………………………………..13

1.3. Психологические проблемы профориентации………………………….23

Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРО-ФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

2.1. Сущность процесса управления профориентацией…………………….28

2.2. Особенности и содержание работы по профсамоопределению в выпу-скных классах средней школы…………………………………………..34

2.3. Технологические приемы исследования качеств личности учащихся в целях профориентации………………………………….….42

Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФОРИЕНТА-ЦИИ, ЕЕ ЭТАПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

3.1. Констатирующий эксперимент………………………………………….64

3.2. Формирующий эксперимент………………………………………….....71

3.3 Контрольный эксперимент………………………………………………76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..78

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….79

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..82

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Затянувшееся кризисное состояние экономики страны, недостаточное количество рабочих мест наложило свой отпечаток на уровень трудовой ак-тивности человека и его профессиональную подготовку, предъявляя к нему все более высокие требования, заключающиеся в мобильности и способности быстрой профпереориентации, согласно социальному запросу общества.

Современная профессиональная деятельность осуществляется не толь-ко с использованием сложнейших машин и механизмов, но и в условиях системы взаимоотношений между людьми. Умение усвоить особенности взаимоотношения в коллективе, а в случае необходимости и регулировать контакты с многочисленными сотрудниками, является основой трудовой дея-тельности. Это относится к профессиям в сфере управления и оказания раз-личных услуг населению.

Современный человек в своей жизни постоянно сталкивается с про-блемой выбора. От того, правильно ли он будет сделан, в значительной мере зависит удовлетворенность трудом.

Проблема выбора профессии всегда являлась актуальной и тем более остаётся таковой в современных условиях развития. Следовательно, пред-ставляется перспективной организация профподготовки в различных учеб-ных заведениях, в том числе и в школах, которая приобрела статус социаль-ного института образования, является необходимым элементом комплекса подготовки специалистов.

Этим определяется важность работы по профессиональной ориентации старшеклассников в огромном мире профессий.

Уже в старших классах школы юноши и девушки могут выбрать на ос-нове своих способностей и склонностей тот или иной вид деятельности. Это можно определить при помощи правильно организованной работы по проф-ориентации. Тестирование их психофизиологических особенностей позволя-ет сделать достаточно точный прогноз степени профессиональной пригодно-сти к предполагаемому виду занятий.

Полученные о себе знания дают возможность выпускникам скорректи-ровать свой выбор.

Существуют родственные по своей психологической структуре про-фессии, которые позволяют реализовывать имеющийся у человека внутрен-ний потенциал.

В современных условиях происходит радикальное изменение структу-ры общественного производства, обновляется номенклатура профессий, по-являются новые виды деятельности. Все это порождает профессиональные миграции значительной части трудоспособного населения.

Профессиональное становление личности должно начинаться еще со школьной скамьи, где подрастающий человек всерьез задумывается о своей будущей трудовой деятельности, определяя в связи с этим круг своих инте-ресов и объем знаний, необходимых для достижения цели. Наряду с учебой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного самоопределения, то есть определе-ния своей полезности для общества. Поэтому учеба в школе должна подго-тавливать предпосылки для зрелого и правильного выбора учащимися своей будущей профессии.

Однако нередки случаи, когда попытки найти себя период учебы за-канчиваются неудачно, и в этом большую роль играет известная оторван-ность школы жизни, учебы от практики. Столкнувшись с практикой жизни в процессе трудовой деятельности, молодой человек начинает понимать, что многое из того, чему его учили в школе, ему не пригодилось, а то, что ему необходимо, он вынужден осваивать самостоятельно, поскольку этих знаний он либо не получил, либо они ограничены рамками школьных программ. Это еще раз свидетельствует о том, что определяющими для обучения старше-классников должны стать интересы, цели, перспективы, интеллектуальные и личностные характеристики учащихся. Школе необходимо ориентироваться не только на формирование у учащихся определенного багажа знаний, но и на раскрытие у них потенциальных способностей к самостоятельной дея-тельности, умения находить ответы на поставленные жизнью вопросы.

Изучение индивидуально-личностных особенностей учащихся, их спо-собностей, интересов и наклонностей поможет педагогу эффективно сплани-ровать учебный процесс, дифференцированно подходить к каждому своему ученику. Такое изучение осуществляется, как правило, эмпирическим путем, то есть в процессе общего учета успеваемости. Наблюдение за поведением в учебное и внеучебное время, отношением к труду также дают возможность педагогу составить определенное мнение о личности школьника. В то же время более пластичные, латентные формы изучения интеллектуально-личностных характеристик могут оказаться неиспользованными, тогда как нередко именно они способствуют выявлению той или иной направленности личности, предопределяющей ее развитие и профессиональное становление.

Все это и определило проблему дипломного исследования. Для реше-ния проблемы мы сочли необходимым учитывать, что современная ситуация социально-экономического развития общества ставит перед его членами за-дачу - быть мобильными в поиске работы, выборе деятельности, позволяю-щей в дальнейшем обеспечить молодому человеку достойный уровень жиз-ни.

Обозначенная проблема позволила сформулировать гипотезу диплом-ного исследования: если в период сензитивности в юношеском возрасте старшим школьникам будет предоставлен достаточный спектр видов профес-сиональной деятельности, то будут сформированы побудительные мотивы для занятий профессиональной деятельностью, созвучной их интересам, склонностям и способностям, что в конечном итоге обеспечит старшему школьнику дальнейшее успешное вхождение в социум.

Цель работы: оптимизировать формы и методы подготовки старше-классников к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности и мобильному владению им на последующем жизненном этапе.

Объект исследования – процесс подготовки старших школьников к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности и возможным переквалификациям.

Предмет исследования – совершенствование содержа¬ния, форм и ме-тодов профориентационной деятельности, определение технологических приемов, используемых в процессе подготовки школьников к вступлению в трудовую деятельность.

Задачи исследования:

• изучить литературу по теме исследования;

• познакомиться с существующим в современной школе опытом профори-ентационной работы;

• проверить критерии эффективности существующих диагностических про-цедур;

• определить пути и средства совершенствования методов и технологиче-ских приемов профориентационной работы со старшими школьниками;

• экспериментально проверить существующие методы профориентации, усовершенствовать, адаптировать приемы и методы ра¬боты со старшими школьниками по подготовке их к выбору будущей профессии.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по профори-ентации, наблюдение и изучение опыта школьных практических психологов, учителей старших классов по данной проблеме профессиональной ориента-ции.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что представленные результаты и методические рекомендации могут быть использованы студентами педагогических вузов и студентами психоло-гических факультетов в их будущей работе со старшими школьниками в профориентационной сфере.

Список литературы

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы//Психология развития и формирования личности. М., 1982. С. 3- 19.

2. Афанасьев В. Г. Системность и общество. М., 1980.

3. Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. М., 1981.

4. Васильев Ю. В. Управление целостным учебно-воспитательным процессом//Советская педагогика. 1986. № 8. С. 51-54.

5. Гаврилова Т.П., Личностные трудности и проблемы подростков// Психологическая наука и образование № 3 1997

6. Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики М., 1984.

7. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. – М., 1989. – 192 с.

8. Ильин В. С. О теоретико-методологических основах органического единства учебного и воспитательного процессов// 0рганиче-ское единство учебного и воспитательного процессов. Волгоград 1982. С. 3-12.

9. Капралова Р. М. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980.

10. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М., 1990. 159 с.

11. Климов Е. А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М., 1986, 80 с.

12. Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983.

13. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982.

14. Кондаков М. И. Теоретические основы школоведения. М. 1982.

15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 304 с.

16. Лихачев Б.Т.Педагогика.-М., 1999

17. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

18. Мясищев В.H. Склонности и способности. - Л., 1962.

19. Новиков В. В., Фетисов Э. Н. Социальные проблемы подготовки молодежи к труду. М., 1994.

20. О некоторых особенностях старшеклассников и их значение для профконсультации. //Проблемы профориентации и профконсультации в школе. - М.: Просвещение, 1969.

21. Орлов В. А. Психологическое профконсультационное собеседование как метод интенсификации проф.самоопределения старших подростков//Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества. М., 1990. С.131-140.

22. Оссовский В. Л. Формирование трудовых ориентации молодежи: Методологические и методические проблемы социологического исследования. Киев, 1985.

23. Переведенцев В. И. Человек выбирает профессию. М., 1990.

24. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

25. Платонова К. К Роль классного руководителя в работе по профориентации старших школьников. – М, 1984

26. Полякова В.А., Чистякова С.Н., Агапова Г.Г. Школа и выбор профессии. - М., 1987

27. Попова Т.И. управление развитием склонностей старшеклассников к педагогической деятельности.АКД….к.п.н. – М., 1996

28. Профконсультационная работа со старшеклассниками/Под ред. Б. А. Федоришина. Киев, 1990.

29. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. – Тула 1990г.

30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 книгах – кн. 1. Система работы с детьми разного возраста. – М., 1999

31. Ростунов А. Т. Формирование профессиональной принадлежности. Минск, 1984.

32. Рубинштейн. С. Л. Проблемы общей психологии. 2 изд. М., 1976.

33. Скаткин М. Н., Костяшкин Э. Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. М., 1984.

34. Сластенин В.А., Мажар H.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. - М., 1991.

35. Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность/ Отв. ред. В. Н. Шубкин. М., 1984.

36. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Кн. для учителя/Л. В. Ботякова, А. Е. Голомшток, С. С. Гриншпун; Науч. ред. С. Н. Чистякова. М., 1986.

37. Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М., 1982.

38. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997 – 512с.

39. Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. – Киев, 1992

40. Худоминский П. В. Теория социального управления - научная основа совершенствования управленческой деятельности рай (гор) оно // Управление народным образованием в районе (городе)/Под ред. М. И. Кондакова и др. М., 1981. С. 6-23.

41. Чистякова С. Н. Профессиональная ориентация школьников М„ 1983.

42. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управления. М., 1987. 160 с.

43. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981.

44. Шавир П.А. Профориентация и ее проблемы у старших школьников. – М., 1990.

45. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.М., 1998. 512 с.

Примечания:

Примечаний нет.