Особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 68  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией 5

1.1. Теоретическая сущность, симптоматика и этиология дизартрии 5

1.2. Виды дизартрии у детей 9

1.3. Психологическая характеристика дошкольников с дизартрией 20

1.4. Особенности просодической стороны речи у детей с дизартрией 24

Глава 2. Практическое исследование просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией 27

2.1. Теоретические основы констатирующего эксперимента 27

2.2. Цель, задачи и порядок проведения эксперимента 29

2.3. Содержание методики констатирующего эксперимента 33

2.4. Результаты констатирующего эксперимента 40

Глава 3. Направления логопедической работы по нормализации и развитию просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией 44

3.1. Общие подходы к коррекции дизартрии у дошкольников 44

3.2. Методика формирующего эксперимента по нормализации и развитию просодической стороны речи у детей с дизартрией 57

3.3. Результаты проведения формирующего эксперимента 62

Заключение 66

Список литературы 68

Введение

Введение

Актуальность темы. В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, коррекция которой имеет важное медико-педагогическое и социальное значение.

Увеличивается количество детей, у которых речевое расстройство связано с органическим поражением центральной нервной системы. В основе данных нарушений, как отмечается многими исследователями, лежит одинаковый патогенетический механизм в виде задержки созревания различных отделов нервной системы.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Дизартрия — термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной речи — произношения (дис — нарушение признака или функции, артрон — сочленение). При определении дизартрии большинство авторов не исходят из точного значения этого термина, а трактуют его более широко, относя к дизартрии расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича рече-двигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией (а — отсутствие данного признака или функции, артрон — сочленение).

Методологическая основа исследования. В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Наиболее подробно она описана у детей с церебральным параличом (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, 1959; К. А. Семенова, 1968; Е. М. Мастюкова, 1969, 1971, 1979, 1983; И. И. Панченко, 1979; Л. А. Данилова, 1975, и др.). В зарубежной литературе она представлена работами G. Bohme, 1966; М. Climent, Т. Е. Twitchell, 1959; R. D. Neilson, N. О. Dwer, 1984.

Целью дипломной работы является выявление особенностей просодической стороны речи у детей с дизартрией.

В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:

Во-первых, рассмотрены теоретические особенности изучения просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией, во-вторых, проведен констатирующий эксперимент по выявлению особенностей просодической речи таких детей, наконец, закончится работы формирующим экспериментом по развитию просодической стороны речи детей.

Гипотеза исследования: развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией значительно ниже, чем у нормальных детей, однако, данная сторона речи успешно подвергается коррекции.

Список литературы

Список литературы

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М., 1973

2. Андронова Л.З. Коррекция интонационной стороны речи заикающихся // Дефектология. - 1988. - № 6.

3. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. - М., 1980.

4. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. - М., 1993.

5. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейро-лингвистический анализ синтаксиса. - М, 1989.

6. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 2001.

7. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Зиндер Л.Р. Акустические характеристики безударности // Структурная типология языков. М., 1976.

8. Винарская Е.Н., Гулатов A.M. Дизартрия и её топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. - Ташкент, 1989.

9. Власовская Л.И. Руководство по технике речи. - С.-Пб., 1993.

10. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 1985.

11. Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. С.-Пб., 1992.

12. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. - М.,1983.

13. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С.С.Ляпидевского и В.И.Селиверстова. - М., 1968.

14. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1996.

15. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. - М., 1984.

16. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1958.

17. Гуревич М.О., Озерецкий М.И. Психомоторика. - ML, 1930.

18. Гуровец Г.В., Маевская СИ. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стёртой формой дизартрии и ринофобией, и методы коррекционного воздействия // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. -М., 1981.

19. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М, 1981.

20. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958.

21. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. - М, 1962.

22. Ивановская Ф.А. Сборник логопедических упражнений при расстройствах голоса. - М., 1961.

23. Когновицкая Т.С. Логопедическая работа с заикающимися школьниками с учётом особенностей мелодики и темпа речи. Л., 1992.

24. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М., 1982.

25. Кочергина B.C. Расстройства темпа, ритма и плавности речи // Расстройства речи у детей и подростков. По ред. С.С.Ляпидевского. - М., 1969.

26. Куссмауль А. Расстройство речи, опыт патологии речи // Хрестоматия по логопедии. Под ред. Л.С.Волковой. - М., 2002

27. Лавров Е.В. Характеристика и классификация нарушений голоса. - М., 1987.

28. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1965.

Примечания:

Примечаний нет.