Особенности развития представлений о времени у детей младшего возраста с выраженными нарушениями интеллекта
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 60 |
Формат: doc |
Год: 2000 |
Введение. Стр.3 Глава I. Проблема развития представлений о времени у детей с интел-лектуальной недостаточностью в психолого-педагогической литературе. § 1. Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков младшими умственно отсталыми школьниками. Стр. 5 § 2. Теоретические основы формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста. Стр.8 § 3.Особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточно-стью Стр.21 Глава II. Особенности развития представлений о времени у детей младшего возраста с выраженными нарушениями интеллекта. § 1. Цель, задачи, методика и организация исследования. Стр.35 § 2. Уровень сформированности временных представлений (представлений о временах года), выявленный в ходе исследования у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта. Стр. Глава III. Методика формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта. § 1. Цель, задачи, методика и организация исследования. Стр. § 2. Трудности усвоения временных представлений у детей с выражен-ными нарушениями интеллекта. Стр. Заключение. Стр. Приложение. Стр. Цитаты. Стр. Литература. Стр. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятель-ность не проходит без восприятия времени. Восприятие времени - это отражение длительности и последовательности явлений и событий. Точность оценки временных интервалов определена динамикой процессов возбуждения и торможения. Дифференцировка временных интервалов яв-ляется результатом условных рефлексов на время (И. П. Павлов). Особенности времени как объективной реальности затрудняют его вос-приятие нормально развивающимися детьми. У детей с нарушением ин-теллектуального развития замедленная, ограниченная восприимчивость, инактивность и недифференцированность ощущений и восприятий еще больше затрудняет формирование временных представлений. Дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых детей оказываются ядерными симптомами умственной отсталости, которые за-трудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие пси-хических процессов, в частности, мышления ( С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф). Данное исследование обусловлено необходимостью изучения процесса формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью. В специаль-ной литературе этот вопрос освещен в малой степени. Важность данной проблемы для практики воспитания и обучения младших школьников с выраженной интеллектуальной недостаточностью и отсутст-вие методической разработанности определяет актуальность исследования. Цель исследования состояла в разработке системы формирования вре-менных представлений, а именно: представлений о временах года у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта. Поставленная цель реализуется решением следующих исследовательских задач: " Изучить проблему обучения детей элементарным математическим пред-ставлениям в психолого-педагогической и методической литературе " Выявить особенности временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта " Разработать и апробировать систему формирования представлений о временах года у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта. Гипотеза исследования состояла в предположении: в процессе специально организованного обучения, возможно сформировать у детей с выраженны-ми нарушениями интеллекта временные представления (представления о временах года) и ориентировки, необходимые для последующего обучения и социальной адаптации. Объект исследования: процесс овладения детьми младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта временными представ-лениями, а именно: представлениями о временах года. Предмет исследования: педагогические условия формирования представ-лений о временах года у младших школьников с выраженными наруше-ниями интеллекта. Научная новизна состоит в том, что выявлены особенности временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными на-рушениями интеллекта и разработана система формирования у детей младшего школьного возраста с выраженной интеллектуальной недоста-точностью представления о временах года. 1. "Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреж-дениях", Ленинград, 1985 г. 2. Р.А. Атаханов "К диагностике развития математического мышления учащихся вспомогательной школы"// Вопросы психологии, 1992 год, №1, 2, стр.60. 3. Н.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова "Методика преподавания математики в начальных классах", Москва, 1984 год. 4. Брадис В.М."Методика преподавания математики в средней школе", Москва, 1954 г. 5. "Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников", Ленинград, 1969 год, под ред. Долгобородова Н.П. 6."Воспитание и обучение аномальных дошкольников", Москва, 1993 год. 7. Власова Т.А., Лебединская К.С. "Отбор детей во вспомогательную школу", Москва, 1983 год. 8. "Дидактические игры и упражнения по арифметике", М.Н.Перова, Мо-сква, 1972 год. 9. Еленьска Л. "Методика арифметики и геометрии в первые годы обуче-ния", перевод с польского 10. "Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания", под ред. Данилкина, Ленинград, 1974 г. 11. "Коррекционная работа во вспомогательной школе", 1978 год. 12. "Методические указания к работе по математике в 1 классе", Москва, 1969 год, под ред. Моро, Бантова. 13. Минскин "От игры к знаниям", Москва, 1982 год. 14. Моро М.И., Пышкало А.М. "Методика обучения математике в 1-3 классах", Москва. 1975 год. 15. "Методика начального обучения математике", под ред. Л.Н.Скаткина, Москва, 1972 год. 16. "Методика преподавания математики", под ред. Е.С.Ляпина, Ленин-град-Москва, 1952 год. 17. "Особенности умственного развития учащихся вспомогательной шко-лы", под ред. Ж. И. Шиф, Москва, 1965 год. 18. "Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы", под ред. В.Г.Петровой, Москва, 1982 год. 19. Перова М.Н. "Методика преподавания математики в начальной шко-ле", Москва, 1950 год. 20. Пчелко А.С. "Методика преподавания арифметики в начальной шко-ле", Москва, 1953 год. 21. Романенко О.В. "Изучение особенностей операционной стороны мыш-ления учащихся вспомогательной школы" // Дефектология, №5/6, 1989 г., стр.8. 22. Салгина Н. Г., Сохина В.Т. "Обучение математике в начальной шко-ле", под ред. П.Я.Гальперина, Москва, 1975 год 23. "Специальная школа", под ред. Левина А., Ласкевич Н. 24. "Психолого-педагогические особенности коррекционной работы во вспомогательной школе и дошкольных учреждениях", Ленинград, 1986 год. 25."Коррекционная работа в специальной школе и дошкольных учрежде-ниях", Ленинград, 1985 год 26. Д. Чейти "Готовность к школе", Москва, 1992 год. 27. В. В. Эк "Обучение математике учащихся младших классов вспомога-тельной школы", Москва, 1990 год. 28. "Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомо-гательной школы в процессе обучения", Москва, 1984 год. 29. Эрдниев П.М. "Преподавание математики в школе", Москва, 1978 год. 30. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. "Теория и методика обучения математике в начальной школе", Москва, 1977 год. 31.Воронина М. В. Представления о мерах времени у учащихся вспомога-тельной школы // Дефектология, 1996г., № 3 32.Эк В. В., Гордеева. Умение учащихся вспомогательной школы пользо-ваться часами // Дефектология, 1986г.,№ 1. 33. Обучение учащихся первых- пятых классов вспомогательной школы . под ред.В. Г. Петровой,М.,1982г. 34. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника., М.,1979г. 35.Принципы отбора детей во вспомогательные школы., под ред.Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия, 1973г. 36.А.Р. Маллер, Г. В. Цикото. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта, М.,1988г. 37.Программа обучения глубоко умственно отсталых детей, М.,1984г 38.Леушина Л. М. Формирование элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста, 1974г. 39.Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях, состав. В. В. Данилова, 1987г. 40.Метлина Л. С. Математика в детском саду, 1984г. 41.Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интел-лекта: Хрестоматия/ состав. Л. Б. Баряева, А. П. Зарин, Е. Л. Ложко, СПб, 1996г. 42.Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников, М., 1980г. Примечаний нет.
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: