Особенности развития ритмического слуха старших дошкольников в процессе игры на детских музыкальных инструментах

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 64  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Теоретические и методологические подходы к музыкальному воспитанию дошкольников

1.2. Этапы развития ритмического слуха ребенка

1.3. Возможности развития ритмического слуха ребенка при игре на музыкальных инструментах

ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Описание испытуемых и результатов диагностического этапа исследования

2.2. Описание формирующего этапа исследования

2.3. Описание констатирующего этапа исследования. Анализ результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3

6

6

15

24

42

42

45

56

60

62

Введение

Актуальность работы

История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой ча¬стью человеческой деятельности, что личность человека может пол¬ностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства. В воспитании современного человека наряду с наукой ис¬кусство занимает важное место. Оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма и человеческого содружества, развивает его творческие способности. Стремясь к воспитанию современного че¬ловека, необходимо позаботиться о развитии его эстетической вос¬приимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством. Поэтому эстетическое воспитание является неотъемлемой состав¬ной частью системы воспитания подрастающего поколения.

Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стрем¬ление к действию. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Ребенок приобщается к художественной деятельности. У него вырабатывается определенное отношение к при¬роде, труду, общественной жизни, быту, ребенок учится видеть в них прекрасное и самостоятельно создавать его. Частью эстетического воспитания в плане развития личности ребенка дошкольного возраста является музыкальное воспитание и развитие.

К сожалению, зачастую можно констатировать большую разницу между общим уровнем интеллектуального и эстетического, нравственного развития личности ребенка. Это происходит потому, что в современных условиях большое внимание в воспитании ребенка зачастую уделяется формированию «деловых» качеств – предприимчивости, умении анализировать, умении пользоваться современными техническими средствами. Данное формирование может происходить в ущерб всестороннему, гармоничному личностному росту, включающему в себя умение видеть, понимать и воспринимать прекрасное, в частности, произведения музыкального искусства.

Таким образом, музыкальное воспитание, особенно, начиная с дошкольного возраста, приобретает особую актуальность.

Ведущими задачами музыкального воспитания дошкольников являются такие, как развитие музыкальных и творческих способностей с помощью различных видов музыкальной деятельности исходя из возможностей каждого ребёнка и формирование начал музыкальной культуры.

В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество воспитательно-образовательных задач. Одной из основных является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия и исполнительства (певческой деятельности, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмической деятельности). Одним из интересных видов деятельности для детей всегда являлась игра на детских музыкальных инструментах. Изучение влияния игры дошкольников на детских музыкальных инструментах на формирование музыкальных способностей изучалось в работах таких авторов как Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина, Е.А. Дубровская, Н.Г. Кононова и др.

Результаты исследований данных авторов заключаются в положении о значительной роли организации музыкального воспитания в процессе развития личности ребенка-дошкольника.

В рамках данной дипломной работы изучается роль игры на музыкальных инструментах в детском саду в развитии ритмического слуха старших дошкольников.

Цель исследования: выяснение влияния обучения игре на музыкальных инструментах на развитие ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в детском саду.

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в детском саду.

Гипотеза исследования: обучение игре на музыкальных инструментах будет способствовать развитию ритмического слуха ребенка.

Методологической основой являются исследования психологов и педагогов, позволяющие грамотно организовать развитие ритмического слуха в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Изучение теоретических подходов к развитию и воспитанию ритмического слуха дошкольников.

2. Определить условия, обеспечивающие эффективность процесса обучения игре на музыкальных инструментах детей дошкольного возраста.

3. Разработать и реализовать систему занятий, способствующих более эффективному развитию музыкальности в целом и ритмического слуха в частности, в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах.

4. Провести диагностическое исследование эффективности занятий и проанализировать полученные результаты.

Список литературы

1. Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. – М., 1967.

2. Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире.- М., 1973.

3. Бекина И.С. и др. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984. – 288 с.

4. Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности. // Дошкольное воспитание, 1992, №5/6.

5. Бублей С. Детский оркестр.- Л.: Музыка, 1985.

6. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973.

7. Вендрова Т. А. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коуэн // Искусство в школе.— 1997.- № 1, 4.

8. Ветлугииа Н.А. О международной конференции по музыкальному воспитанию детей и юношества // Дошкольное воспитание, 1970, № 11.

9. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М., 1981

10. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968. - С. 8.

11. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М., 1983.

12. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов /Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. – 288 с.

13. Выходцева Н.П. Система работы музыкального руководителя детского сада по развитию вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста. Новосибирск, 2000.

14. Давыдов В.В. Психическое развитие и воспитание. /Хрестоматия по педагогической психологии. – М.: Изд-во Международной педагогической академии, 1995. – 416 с.

15. Дошкольник: обучение и развитие. /Сб. статей. – Изд-во Ярославской академии развития, 1998. – 256 с.

16. Дубровская Е. Ступеньки музыкального развития. //Дошкольное воспитание, 2000, №8.

17. Дубровская Е.А. Теория и методика музыкального воспитания. М., 1991.

18. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: Владос, 2000. – 304 с.

19. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: «Логос», 2000. – 384 с.

20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2000. – 416 с.

21. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.- М., 1990

22. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, «Академия развития», 1996. – 208 с.

23. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.

24. Морева Н. Вопросы музыкального воспитания в психолого-педагогической теории// Дошкольное воспитание, 1998 № 2. – с. 114 – 116.

25. Мухина В.С. Детская психология. / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985г.

26. Науменко Т. «Радуга-дуга» (Сборник). М., 1976.

27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.

28. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Изд-во Российского педагогического агентства, 1995. – 637 с.

29. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996. – 432 с.

30. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой – М., 1987.

31. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- М., 1997

32. Радынова О.П., Катинене А.И., Паловаидишвили М.Я. Музыкальное воспитание дошкольников.- М., 1994

33. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. – М.: Просвещение, 1972. - 334 с.

34. Теплов Б.М. Избранные труды. Т.1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1985.

35. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 335 с.

36. Трубникова М. Учим детей играть по слуху // Дошкольное воспитание. - 1993.- № 9

37. Тютюнникова Т. Движение и музыка. //Дошкольное воспитание, 1997.—№ 8, 10.

38. Тютюнникова Т. Движение и музыка. //Дошкольное воспитание, 1999, №4.

39. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М.: Академ-А, 1999. – 96 с.

40. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. – М.: Музыка, 1996. – 184 с.

41. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду М.: Просвещение, 2003. – 160 с.

Примечания:

Примечаний нет.