Педагогические подходы к формированию здорового образа жизни ребенка

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 51  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....…..3

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы формирования здорового образа жизни ребёнка ………………………………………………...7

1.1 Историко-педагогический анализ проблемы формирования здорового образа жизни старших дошкольников и учащихся начальных классов ……………………….……………….…………....7

1.2 Моделирование деятельности образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни ребенка…………………..16

ГЛАВА 2. Педагогические подходы к формированию здорового образа жизни ребенка………………………………………………………..28

2.1 Использование педагогических здоровьесберегающих технологий

в образовательном учреждении………………………………………..28

2.2 Анализ эффективности использования педагогических

здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении.39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........47

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………............48

Введение

Актуальность темы и постановка проблемы исследования.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% – от природного окружения, на 7–10% – от уровня здравоохранения и на 50% – от образа жизни человека.

В связи с этим, проблема сохранения здоровья и воспитания культуры здорового образа жизни у детей представляет особый интерес для исследователей.

Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах Н.П. Абаскаловой, Н.М. Амосова, В.К. Бальсевича, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского, Г.К. Зайцева, А.Г. Комкова, Г.М. Соловьева, Л.Г. Татарниковой, О.Л. Трещевой и др.

Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья психической устойчивости, физическому развитию подготовленности человека. Эффективность творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека.

Анализ литературы свидетельствует, что недостаточно проработаны педагогические модели формирования культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях «открытого» ДОУ. Новые подходы к организации и содержанию деятельности ДОУ выражаются в переходе их в режим открытости (открытости к жизни, миру, культуре, природе, сфере социальных действий, другим людям, открытости для различных убеждений, диалога, межличностного и межгруппового общения) (В.Н. Гуров, Т.М. Коростелева, А.А. Майер, В.В. Чечет).

Учитывая сложившиеся противоречия между общественной потребностью в здоровой личности, в ведении каждым членом общества здорового образа жизни и недостаточной разработанностью условий и технологий формирования такой личности, начиная с дошкольного образовательного учреждения, данное исследование весьма актуально.

Объект исследования: деятельность образовательного учреждения.

Предмет исследования: формирование культуры здорового образа жизни детей в условиях образовательного учреждения.

Цель: разработать и апробировать на практике содержание, организацию и методику деятельности образовательного учреждения по формированию культуры здорового образа жизни ребенка.

Гипотеза исследования основана на том, что достижение эффективности формирования культуры здорового образа жизни детей возможно, если:

• Образовательное учреждение в своей деятельности использует потенциал различных социумов, которые влияют на увеличение социальных контактов и успешность формирования культуры здорового образа детей;

• в содержание образовательного процесса образовательного учреждения внедряются инновационные технологии, способствующие формированию стремления к ведению культуры здорового образа;

• деятельность всех служб образовательного учреждения направлена на создание условий для формирования культуры здорового образа жизни детей;

• приоритетным направлением в работе образовательного учреждения с семьей является ее участие в формировании культуры здорового образа жизни.

Исходя из цели, объекта и предмета нашего исследования, были определены следующие задачи:

1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования культуры здорового образа жизни детей в педагогической теории практике деятельности образовательных учреждений.

2. Обосновать (выявить) возможности образовательного учреждения в формировании культуры здорового образа жизни детей.

3. Раскрыть содержание, организацию и методику деятельности образовательного учреждения в формировании культуры здорового образа жизни детей.

4. Проверить на практике эффективность использования образовательных программ, направленных на формирование культуры здорового образа жизни детей.

Методологическую основу исследования составили положения диалектического материализма о взаимосвязи социальных и природных факторов, обусловливающих развитие здоровой личности, понятия здоровья как социально-педагогической и психологической категории; современные философские, социально-педагогические концепции, определяющие сущность, содержание и организационные формы процесса формирования культуры здорового образа жизни.

Теоретической основой исследования являются: теоретико-методологические положения о сущности культуры здорового образа жизни и теоретические основы его формирования (Н.А.Амосов, Е.А.Андрианова, М.В.Антропова, В.М.Бехтерев, М.М.Борисов, К.Н.Вентцель, В.В.Волков, А.А.Киколов, В.Е.Коган, А.Т.Никитина, Т.И.Прокопенко, М.В.Соколов, Г.М.Соловьев, А.Г.Сухарев и др.); современные исследования в области валеологии (И.А.Аршавский, М.И.Брехман, И.М.Воронцов, Г.К.Зайцев, В.П.Казначеев, В.В.Колбанов, В.П.Озеров, В.П.Петленко, Л.Г.Татарникова и др.); теоретические положения о сущности целостного педагогического процесса и его обусловленности социальными, педагогическими факторами (В.П.Беспалько, В.Н.Гуров, В.А.Сластёнин, А.В.Спирин, П.А.Флоренский, А.Л.Чижевский и др.); исследования, направленные на решение проблем физкультурно-оздоровительных работ с детьми в условиях образовательных учреждений (В.П.Богданов, Л.Л.Головина, А.А.Гужановский и др.), сущности педагогического знания, философии образования (М.В.Богуславский, М.С.Каган, И.А.Колесникова, З.М.Марков, В.Т.Пуляевидр.).

Методы исследования. В соответствии с логикой исследования для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов:

• теоретические методы: теоретический анализ и синтез (моделирование, ретроспективный, сравнительно-сопоставительный и др.); обобщение опыта;

• эмпирические методы: наблюдение (прямое, косвенное); опрос (очный, заочный); тестирование; эксперимент (констатирующий и формирующий); контент-анализ (изучение документации и результатов деятельности старших дошкольников и всего социума образовательного учреждения).

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985.

2. Айзман Р.И., Абаскалова Н.П. Медико-социальные и психологические аспекты формирования здоровья// Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения). Сб. науч. тр. – Липецк, 1996.

3. Акбашев Т.Ф. Валеопедагогика как система // Проблемы педагогической валеологии. Сб. науч. тр. – СПб.: СПб ГУПМ, 1996.

4. Акилов М.В. Индивидуальный стиль здорового образа жизни – цель обучения в системе физкультурного образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2000. - №2.

5. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – М., 1993.

6. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987.

7. Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы Здоровый дошкольник // Обруч. – 1996. - №1.

8. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – СПб.: Наука, 1993.

9. Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики. – М.: Педагогика, 1999.

10. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды / Сост. М.Ю. Бабанский. – М., 1989.

11. Байер К., Шейнбург Л. Здоровый образ жизни. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

12. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. – М., 2000.

13. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры. – 1990. - №1.

14. Бондин В.И. Концептуальные основы валеологического образования // Валеология. – 1997.- №3.

15. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. – М.: Просвещение, 1981.

16. Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Омск, 1997.

17. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. – М.: Владос, 1999.

18. Глухов В.И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. – Киев: Здоровье, 1989.

19. Громова С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами коррегирующей гимнастики // Дошкольное воспитание. – 1996. - №6, 8, 10.

20. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. С. Газмана, Н.А. Костенчука. – М., 1995.

21. Гуров В.Н., Галяпина В.Н., Селюкова Л.Я., Черевко В.М., Переверзева А. Содержание и организация социальной адаптации личности ребенка в дошкольном учреждении. – Ставрополь: Ставопольсервисшкола, 1999.

22. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 1999.

23. Змановская Ю.Ф., Кузнецова М.Н., Баранова Н.В. Оздоровительно-профилактический комплекс в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. – 1991. - №10.

24. Искусство быть здоровы / Авт.-ост. А.М. Чайковский, С.Б. Шенкман. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

25. Кабанов С.А., Исаев А.П., Мишаров Н.З. Информационные педагогические технологии в системе физкультурного образования и спорта. – Челябинск: ООО ИПП «Фотохудожник», 2001.

26. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию. – М., 2000.

27. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. – М.: Профиздат., 1987.

28. Латохина Л.И. Как быть здоровым душой и телом // Дошкольное воспитание. – 1999. - №10.

29. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1988.

30. Лисицын Ю.П. Концепция формировании ЗОЖ // Сб. науч. тр. – М.: Медицина, 1991.

31. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков. – М., 1992.

32. Майер А.А. Структурно-функциональная модель деятельности дошкольного образовательного учреждения как открытой и развивающейся системы // Современное дошкольное и начальное образование: пути развития. Часть 1: Педагогика и психология дошкольного и начального обучения: Материалы Международной научно-практической конференции, 20-21 марта 2003 г., посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

33. Миронов А.М. Критические периоды детства. – М.: Просвещение, 2000.

34. Моделирование воспитательных систем: теория и практика. – М.: Просвещение, 1995.

35. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Центр «Академия», 1999.

36. Неклюдова Н.А. Формирование здорового образа жизни в воспитательной системе школы. – Вологда: Русь, 2000.

37. Основы безопасности дошкольников / Под ред. В.А. Ананьева. – М.: Академия, 2000.

38. Петленко В.П. Основной закон валеологии // Здоровье и образование: проблемы педагогической валеологии. Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции. – СПб., 1995.

39. Романова Н.Т. Как вырасти здоровыми и приспособленными к жизни // Народное образование. – 1995. - №2.

40. Ротенберг Р. Расти здоровым: детская энциклопедия здоровья. – М., 1995.

41. Рунова М. Формирование дыхательной активности // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6.

43. Синцова Л.К., Давыдова О.И., Майер А.А. Практикум по этнопедагогике, социальной педагогике и социальной работе (тесты, задания, упражнения, педагогические ситуации): Учебно-методическое пособие. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003.

44. Щебенко В.И. Физическое воспитание дошкольника. – М., 1998.

Примечания:

Примечаний нет.