Педагогические условия активизации учебно-познавательной активности младших школьников

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 83  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы активизации процесса обучения

в младших классах……………………………………………….7

1.1. Сущность и проблемы активизации процесса обучения

в младших классах……………………………………………...7

1.2. Особенности активизации процесса обучения

в младших классах…………………………………………….17

1.3. Анализ существующего педагогического опыта

активизации процесса обучения младших школьников……31

Выводы по первой главе…………..……………………………………..38

Глава 2. Педагогические условия активизации учебно-познавательной

активности младших школьников……………………… …….40

2.1. Анализ социально-педагогической деятельности

образовательного учреждения ………………………………40

2.2. Разработка и применение инновационных технологий

обучения ………………………………….…………………..46

2.3. Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной

работы ………………………………………………………. ...53

Выводы по второй главе …………………………………………………58

Заключение ……………………………………………………………….60

Список литературы……………………………………………………….64

Приложения ………………………………………………………………69

Введение

Актуальность исследования. Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно - потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться "для самих себя". Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивизацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.

Эти задачи должны носить проблемный характер.

Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности.

Курс русского языка в начальной школе вмещает в себя очень большой знаний из орфографии, морфологии и синтаксиса. Все это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать грамматические умения и навыки. Можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры; но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность.

Чтобы достичь этого, "необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться.

Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение.

Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь приходит проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся, и будет постоянным активизирующим фактором.

Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в "самостоятельное плавание". Учитель ненавязчиво корректирует их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.

Очень часто при постановке задачи перед учениками учитель спрашивает, знают ли они что-нибудь в этой области и смогут ли решить поставленную задачу самостоятельно. Даже если ученики однозначно отказываются от принятия самостоятельных решений, учитель должен постараться путем логических вопросов подвести учащихся к выводу не давая готовых знаний сразу.

Проблемная учебная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности.

Активность работы обусловлена противоречием между настоятельной необходимостью введения продуктивных творческих приемов обучения и недостаточной не разработанностью методики их использования в начальной школе.

Все сказанное обусловило выбор темы исследования "использование проблемной ситуации как средства активизации познавательной деятельности младших школьников.

Объект исследования - процесс активизации учебного процесса младших школьников.

Предмет исследования - педагогические условия активизации учебного процесса младших школьников.

Цель исследования - выявить педагогические условия активизации учебного процесса младших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Выявить особенности процесса активизации учебного процесса младших школьников.

3. Выявить методические приемы активизации учебного процесса младших школьников.

" Гипотеза: активизация учебного процесса младших школьников будет эффективной, если:

" образовательное учреждение в своей урочной и внеурочной деятельности использует разнообразные формы и методы социально-педагогической деятельности;

" в содержание образовательного процесса внедряются инновационные технологии обучения, способствующие активизации учебного процесса;

" деятельность учителя направлена на активизацию учебно-познавательного интереса младших школьников путем применения проблемного метода обучения;

" приоритетными направлениями в работе образовательного учреждения с семьей является ее участие в активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.

Методы исследования:

1. Анализ педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Наблюдение и анкетирование учащихся.

Методологической основой послужили:

а) теории деятельностного подхода, разработанные в трудах А.Н. Леонтьева и его учеников;

б) теория развивающего обучения Л.С.Выготского.

Список литературы

1. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку [Текст] / Л. И. Айдарова. - М., 1978.

2. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах [Текст] / Под ред. Н.С. Рождественского, Р. А. Фомичевой - М, 1977.

3. Баранов, С.П. Сущность процесса обучения [Текст] / С. П. Баранов. - М., 1981.

4. Баранов, С.П., Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / С.П. Баранов, В.А. Сластенин. - М., 1986.

5. Беспалько, В.П. Новые методы и средства обучения [Текст] / В.П. Беспалько. - М., 1968.

6. Бабанекий, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников [Текст] / Ю. К. Бабанекий. - Ростов - на Дону, 1970.

7. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемного обучения [Текст] / А.В. Брушлинский. - М., 1963.

8. Бийков, Ф.Я. Воспитание у школьников интереса к последовательной работе [Текст] / Ф.Я. Бийков // Советская педагогика. - 1965. - №7.

9. Вахтеров, В.П. На первой ступени [Текст] / В.П. Вахтеров. - М., 1990.

10. Власенков, А.И. Развивающее обучение русскому языку [Текст] / А.И. Власенков. - М., 1983.

11. Вильков, Л.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения [Текст] / Л.В. Вильков. - М., 1966.

12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М., 1991.

13. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М., 1956.

14. Вяткин, Л. Методика проблемного обучения [Текст] / Л. Вяткин. - Саратов, 1971.

15. Гоноболин, Ф. Н. Психология младшего школьника [Текст] / Ф.Н. Гоноболин. - М., 1973.

16. Герасимов, С.В. Когда учение становится привлекательным [Текст] / С.В. Герасимов. - М., 1993.

17. Давыдов, В.В. Проблемы развивающегося обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М., 1986.

18. Давыдов, В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] / В.В. Давыдов. - М., 1993.

19. Данилов, М.А. Процесс обучения в начальной школе [Текст] / М.А. Данилов. - М., 1960.

20. Добрынина, Л.Н. Опыт работы по русскому языку в начальных классах [Текст] / Л.Н. Добрынина. - М., 1987.

21. Дорно, И.В. Проблемное обучение в школе [Текст] / И.В. Дорно. - М., 1972.

22. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / А. Дистервег. - М., 1963.

23. Жинкин, Н.И. Психологические основы мышления и речи [Текст] / Н.И. Жинкин // Русский язык в школе. - 1965. - № 3.

24. Жинкин, Н.И. Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку [Текст] / Н.И. Жинкин. - М., 1969.

25. Золотова, Г.А. О возможностях перестройки в преподавании русского языка [Текст] / Г.А. Золотова // Русский язык в школе. - 1968. - № 8.

26. Загвязинский, В.И. Проблемность в школьном обучении [Текст] / В.И. Завязинский. - Тюмень, 1971.

27. Заботин, В.В. О познавательной роли вопросов в обучении [Текст] / В.В. Заботин // Советская педагогика. - 1967. - №9.

28. Занков, Л.В. О начальном обучении [Текст] / Л.В. Занков. - М., 1963.

29. Ильина, Т. . Педагогика [Текст] / Т. Ильина. - М., 1984.

30. Ильницкая, И.А. Проблемная ситуация как средство активизации учащихся на уроке [Текст]: Автореферат кан. Диссертации / И.А. Ильницкая. - М., 1972.

31. Ильницкая, И.А. Проблемная ситуация и пути создания на уроке [Текст] / И.А. Ильницкая. - М., 1965.

32. Каган, М.С. Человеческая деятельность [Текст] / М.С. Каган. - М., 1974.

33. Казанский, Н.И., Назарова, Т.С. Дидактика [Текст] / Н.И. Казанский, Т.С. Назарова. - М. ,1983.

34. Коменекий, Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я.А. Коменекий. - М., 1955.

35. Коротеев, Б.Н. Ученье - процесс творческий [Текст] / Б.Н. Коротеев. - М., Просвещение, 1960.

36. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспектива [Текст] / В.Т. Кудрявцев. - М., 1991.

37. Кадян, Г.Б. Проблемные ситуации в обучении [Текст] / Г.Б. Кадян. - М., 1963.

38. Кудрявцев, Г.В. Исследования и опыт проблемного обучения [Текст] / Г.В. Кудрявцев // Высшая школа. - 1969. -№5.

39. Кудрявцев, Г.В. О проблемном обучении как основе умственного развития [Текст] / Г.В. Кудрявцев. - М.,1966.

40. Лернер, И. Я. Учебный предмет, тема, урок [Текст] / И.Я. Лернер. - М., 1988.

41. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И.Я. Лернер. - М., 1961.

42. Лернер, И. Я. Проблемное обучение [Текст] / И. Я. Лернер. - М., 1974.

43. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М., 1972.

44. Лошкарев, Н.А. Формирование умений и навыков [Текст] / Н.А. Лошкарев. - Сов. под, 1980.

45. Лысенкова, С.Н. Когда легко учиться [Текст] / С.Н. Лысенкова. - М., 1965.

46. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М., 1977.

47. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе [Текст] / М.И. Махмутов. - М., 1977.

48. Методика грамматики и орфографии в начальных классах [Текст] / Под. ред. Н. С. Рождественского. - М., 1979.

49. Методика преподавания русского языка: руководство к самостоятельной работе над курсом [Текст] / Под. ред. М.С. Соловейчик. - М., 1968.

50. Максимов, В.Н. Проблемное построение содержания учебного материала как условия развития познавательных интересов [Текст] // Уч. зап. ПГПИ. - М., 1968.

51. Матюхина, М. В. Учебная деятельность и ее структура [Текст] / М.В. Матюхина. - М., 1990.

52. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А.М. Матюшкин. - М., 1972.

53. Махмутов, М. И. Проблемное обучение [Текст] / М.И. Махмутов. - М., 1975.

54. Махмутов, М. И. Современный урок [Текст] / М.И. Махмутов. - М., 1977.

55. Мечинская, Н. А. Педагогические проблемы активности личности в обучении [Текст] / Н.А. Мечинская. - М., 1973.

56. Напольникова, Т. В. Познавательные задачи в обучении русскому языку [Текст] / Т.В. Напольникова. - М.: Просвещение, 1968.

57. Обучение и развитие [Текст] / Под. ред. Л. В. Занкова. - М., 1975.

58. Основы методики начального обучения русского языка [Текст] / Под. ред. Н. С. Рождественекого. - М., 1965.

59. Педагогический поиск [Текст] / Совт. И. Н. Баженова. - М.,1988.

60. Потапова, Е. Н. Радость познания [Текст] / Е.Н. Потапова. - М., 1990.

61. Полякова, А. В. Русский язык в первом классе [1-4] [Текст] / А.В. Полякова. - М., 1992.

62. Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы -1 -4 [Текст]. - М.,1988.

63. Психологическое развитие младших школьников [Текст]. - М., 1990.

64. Педагогика [Текст] / Под. ред. Ю. К. Бабанского. - М., 1968.

65. Поливанов, Е.Д. Опыт частной методики преподавания русского языка [Текст] / Е.Д. Поливанов. - Ташкент, 1968.

66. Проблемы активизации учебной деятельности школьников при усвоении русского языка [Текст] / Под ред. М. Иванова. - М., 1973.

67. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] / П.И. Пидкасистый. - М., 1980.

68. Поисковые познавательные задачи в обучении русскому языку [Текст]. - М., 1969.

69. Парламанчук, В.Ф. Школа учит мыслить [Текст] / В.Ф Парламанчук. - М., 1987.

70. Русская грамматика [Текст]. - М., 1980.

71. Рябцева, С.Л. Диалог за партой [Текст] / С.Л. Рябцева. - М., 1989.

72. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения [Текст]. - М., 1993.

73. Психологическое развитие младших школьников [Текст]. - М., 1964.

74. Современный русский язык [Текст] / Под. ред. В.А. Белошапковой. - М., 1979.

75. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах [Текст] / М.С. Соловейчик. - М., 1994.

76. Соловейчик, М.С. Русский язык. Теория и практика начального обучения [Текст] / М.С. Соловейчик. - М.,1995.

77. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М., 1988.

78. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А.В. Текучев. - М., 1980.

79. Ушинский, К.Д. Избр. пед. соч. в 2т [Текст] / К.Д. Ушинский. - М., 1974.

80. Федоренко, Л.П. Принципы обучения русскому языку [Текст] / Л.П. Федоренко. - М., 1984.

81. Фомичева, Г.А., Величук, Л.П. Советская методика русского языка [Текст] / Г.А. Фомичева, Л.П. Величук // Начальная школа. - 1967. - №11.

82. Фридман, Л.М., Маху, В.И. Проблемная организация учебного процесса [Текст] / Л.М. Фридман, В.И. Маху. - М., 1990.

83. Харламов, И.Ф. Активизация учения школьников [Текст] / И.Ф. Харламов. - М., 1970.

84. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т.И. Шамова. - М., 1995.

85. Щукина, Р.И. Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения [Текст] / Р.И. Щукина. - М., 1984.

86. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г.И. Щукина. - М., 1984.

87. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов [Текст] / Г.И. Щукина. - М., 1984.

88. Чуприкова, Н. И. Умственное развитие в обучении [Текст] / Н.И. Чуприкова. - М., 1995.

89. Эльконин, Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М., 1962.

90. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б., Эльконин. - М., 1989.

Примечания:

Примечаний нет.