ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНОШЕЙ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В СПОРТИВНОЙ ХОДЬБЕ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 144  | Формат: doc  | Год: 2002  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЕНИРОВКИ

ЮНОШЕЙ В СПОРТИВНОЙ ХОДЬБЕ

1.1. Состояние проблемы в теории и методике

физической культуры 9

1.2. Физиологические особенности адаптации школьников

12 - 16 лет к физическим нагрузкам 14

1.3. Влияние физических упражнений на развитие

выносливости юных спортсменов 21

Выводы по первой главе 45

ГЛАВА МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНОШЕЙ В СПОРТИВНОЙ ХОДЬБЕ

2.1. Технология организации опытно-экспериментальной работы 47

2.2. Методические особенности спортивной тренировки юношей в перспективе многолетней подготовки 52

2.3. Построение тренировочного процесса у юношей на этапе начальной специализации в спортивной ходьбе 68

Выводы по второй главе 81

ГЛАВА РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

3.1. Динамика показателей развития двигательных качеств,

функционального состояния кардиореспираторной системы и спортивной результативности у юношей на этапе начальной специализации в спортивной ходьбе 82

3.2. Оценка результатов опытно-экспериментальной работы и их обсуждение. 100

Выводы по третьей главе 104

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 107

Введение

Актуальность проблемы исследования. В последние годы спортивная ходьба является одним из немногих видов лёгкой атлетики в России, который приносит медали на крупных международных со-ревнованиях.

Роль юношеского спорта возрастает, так как он является базой подготовки спортивных резервов. Стремительный рост достижений в мировом спорте настоятельно требует неустанного поиска новых, дей-ственных средств и методов работы с юными спортсменами. В практи-ке накоплен богатый опыт по подготовке взрослых и юных спортсме-нов. Вместе с тем, научному обоснованию тренировочного процесса как у мастеров спортивной ходьбы, так и у юных спортсменов уделя-ется недостаточное внимание. Необходимо отметить, что развитие системы тренировки юных спортсменов находится под постоянным влиянием тенденций, наметившихся в последние годы в мировом спорте. Одним из основных направлений совершенствования системы тренировки предусматривается, что "даже на ранних этапах многолет-него совершенствования необходимо строгое увязывание средств и методов тренировки, соотношения работы различной направленности и т.д. требованиям планируемой в дальнейшем узкой специализации" (Платонов В. Н., 1997).

Тренировке юных спортсменов следует придавать большое зна-чение, так как именно в этом возрасте закладывается фундамент бу-дущих достижений. Оптимальное сочетание средств общей и специ-альной физической подготовки позволит, с одной стороны, в полной мере использовать сенситивные периоды для развития двигательных качеств юных спортсменов, с другой избежать ранней специализа-ции и истощения функциональных резервов организма (Матвеев Л.П., 1991). Убедительно доказано, что выполнение спортсменами в детском и подростковом возрасте больших объёмов общеподготовительной ра-боты, не соответствующей требованиям будущей специализации, спо-собно нивелировать природные задатки юных спортсменов и лишать их возможности достижения выдающихся результатов (Платонов В.Н., 1997).

Физические нагрузки у спортсменов должны быть адекватны их возрастным особенностям и ориентированы на уровень, характерный для спорта высших достижений. Установлено, что подготовленность юного спортсмена прогрессивно повышается лишь в том случае, когда тренировочные воздействия полностью отвечают функциональным возможностям его организма (Вайцеховский С.М., 1971; Волков В.М., 1973; Филин В.П., 1974).

Большой вклад в научно-методическое обоснование тренировоч-ного процесса в спортивной ходьбе внесли Л. И. Фруктов, Г. И. Коро-лёв, И. А. Гайс и др. Однако разработанные ими программы трениров-ки юношей в спортивной ходьбе принадлежат к прошлому десятиле-тию и не учитывают в полной мере современных особенностей много-летней подготовки. Вместе с тем, современное развитие спортивной ходьбы на этапе высшего спортивного мастерства заставляет совер-шенствовать тренировочный процесс юных спортсменов.

В настоящее время в спортивной ходьбе идёт поиск оптимальных средств и методов, которые позволят наиболее полно реализовать по-тенциал спортсменов. Работы С. К. Бондаренко и А. М. Шимко посвя-щены обоснованию современных направлений развития методики тре-нировки в спортивной ходьбе. Отмечается повышение значения спе-циализированной подготовки на этапе высшего спортивного мастерст-ва. При этом авторы современных публикаций не затрагивают пробле-мы подготовки юных спортсменов.

Вышесказанное определяет актуальность исследования темы: "Педагогические условия повышения эффективности учебно-тренировочного процесса юношей на этапе начальной специализа-ции в спортивной ходьбе".

Объект исследования: система тренировки юношей на этапе на-чальной специализации в спортивной ходьбе.

Предмет исследования: учебно-тренировочный процесс юношей на этапе начальной специализации в спортивной ходьбе.

Цель исследования: педагогические условия повышения эффек-тивности тренировочного процесса юношей на этапе начальной спе-циализации в спортивной ходьбе.

Концептуальная идея исследования отражается в следующей гипотезе. Учебно-тренировочный процесс юношей на этапе начальной специализации в спортивной ходьбе будет более эффективным при выполнении следующих педагогических условий:

" составные части процессуальной системы будут преемст-венно связаны между собой;

" реализуется установка воспитания специальной работоспо-собности юных скороходов;

" главное место в содержании учебно-тренировочного про-цесса будет занимать работа, выполненная в аэробной зоне мощности; средства, направленные на развитие анаэробного компонента вынос-ливости, используются только в предсоревновательном и соревнова-тельном мезоциклах;

" будет осуществляться направленное воздействие на уровень специальной работоспособности, аэробной выносливости и функцио-нального состояния кардиореспираторной системы.

В соответствии с обозначенной проблемой, предметом, целью и выдвинутой гипотезой предусматривается решение следующих основ-ных задач исследования:

1. Исследовать состояние проблемы на основании обзора литера-туры.

2. Определить основные направления учебно-тренировочного процесса юношей на этапе начальной специализации в спортивной ходьбе.

3. Выявить наиболее эффективные средства и методы построения тренировочного процесса юных скороходов.

4. Оценить результаты опытно-экспериментальной работы.

Методологической основой исследования выступают концепту-альные идеи специалистов по системному анализу сложных природных и социальных явлений (Р.Ф. Абдеев, П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев), основные положения теории физического воспитании и периодизации спортивной тренировки Л.П. Матвеева, теории спорта В.Н. Платонова, теории и методики юношеского спорта В.П. Филина. Учебно-тренировочный процесс юношей нами представлялся как процессуаль-ная система. Цикличный характер её функционирования позволяет, с одной стороны, сохранить эту систему, с другой повысить эффек-тивность её функционирования за счёт совершенствования элементов системы. Процесс воспитания личности многогранен, поэтому в своём исследовании мы исходили из единства обучения, воспитания и разви-тия.

Основной экспериментальной базой исследования были спор-тивные детско-юношеских школ олимпийского резерва городов Челя-бинска, Магнитогорска и Асбеста (Свердловская область). В исследо-вании приняли участие 50 юношей, тренирующихся на этапе началь-ной специализации в спортивной ходьбе.

Исследование осуществлялось в период с 1999 по 2001 год. В хо-де изыскания нами выделены три этапа. На каждом применялись ме-тоды, отвечающие цели и задачам исследования (см. табл. 1).

Список литературы

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. 336 с.

2. Абрамова Т. Ф. И др. Управление тренировкой должно опи-раться, прежде всего, на биологические законы // Теория и практика физической культуры. - 1991. № 6. С. 37 - 39.

3. Агаджанян Н. А., Катков А. Ю. Резервы нашего организма. М.: Знание, 1990. 240 с.

4. Алабин В. Г. Организационно-методические основы многолет-ней тренировки юных легкоатлетов: Учеб. пособие для ст-тов ин-тов физ. культуры. Челябинск: ЧГИФК, 1986. 42 с.

5. Алексеев В. М. Пульсовая оценка спортивных нагрузок: Ме-тод. разраб. для ст-тов и слушателей ФПК ГЦОЛИФКа / ГЦОЛИФК. М.: ГЦОЛИФК, 1983. 46 с.

6. Алфёрова Т. В. Возрастные особенности адаптации сердца к локальной работе мышц у спортсменов // Возрастные особенности адаптации кардиореспираторной системы при занятиях физкультурой и спортом: Сб. науч. тр. Челябинск: ЧГИФК, 1985. С. 37 - 47.

7. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Педагогика, 1977. 234 с.

8. Анохин П. К. Очерки физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 448 с.

9. Артамонов В. Н. Физиологические факторы, определяющие физическую работоспособность: Метод. разраб. для ст-тов, аспирантов и слушателей фак. совершенствования ГЦОЛИФКа / ГЦОЛИФК. М.: ГЦОЛИФК, 1989. 39 с.

10. Аулик И. В. Как определить тренированность спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1977. 195 с.

11. Афанасьев А. Моё лекарство от всех скорбей // Будь здоров!. 1996. № 11. С. 15.

12. Афанасьев В. Г. Мир живого: системность, эволюция, управ-ление. М.: Политиздат, 1986. 334 с.

13. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследова-ний в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1978. 223 с.

14. Бекмансуров Х. А. Влияние продолжительной ежедневной ходьбы на артериальное кровяное давление сельских школьников // Теория и практика физической культуры. 1977 №5. С. 46 - 48.

15. Бондаренко С. К. Спортивная ходьба: техника, методика, так-тика. СПб.: ЦЛПС. 1993. 96 с.

16. Борилкевич В. Е. Физическая работоспособность в экстре-мальных условиях мышечной деятельности. Л.: Изд. ЛГУ, 1982.

17. Бриклин М. Бесплатный антидепрессант // Будь здоров!. 1996 № 11. С. 84 - 86.

18. Бунак В. Продлевайте молодость! // Наш друг - бег. М., 1972. С. 46.

19. Вайнбаум Я. С. Дозировка физических нагрузок школьников. М.: Просвещение, 1991. 64 с.

20. Вайцеховский С. М. Книга тренера. М.: Физкультура и спорт, 1971. 312 с.

21. Валик Б. В. Тренерам юных легкоатлетов. М.: Физкультура и спорт, 1974. 168 с.

22. Верхошанский Ю. В. Актуальные проблемы современной тео-рии и методики спортивной тренировки. // Теория практика физиче-ской культуры. 1983, №8. С. 21 - 28.

23. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подго-товки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. 331 с.

24. Верхошанский Ю. В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле // Теория и практика физической культуры. 1991. №2. С. 24 - 31.

25. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тре-нировочного процесса. М.: Физкультура и спорт, 1985. 176 с.

26. Виру А. А. Гормональные механизмы адаптации и трениров-ки. Л.: Наука, 1981. 155 с.

27. Виру А. А. и др. Аэробные упражнения / А. А. Виру, Т. А. Юримяэ, Т. А. Смирнова. М.: Физкультура и спорт, 1988. 142 с.

28. Волков В. М. Тренеру о подростке. М.: Физкультура и спорт, 1973. 75 с.

29. Волков В. М., Мильнер Е. Г. Человек и бег: Медико-биологические основы оздоровительного бега. М.: Физкультура и спорт, 1987. 143 с.

30. Волков Н. И. Биохимические основы выносливости // Теория и практика физической культуры. 1967. № 4. С. 19 - 26.

31. Волков Н. И. Тесты и критерии для оценки выносливости спортсменов: Учеб. пособие. М.: ГЦОЛИФК, 1989. 44 с.

32. Воробьёв А. Н., Тренировка, работоспособность, реабилита-ция. М.: Физкультура и спорт, 1989. 272 с.

33. Выносливость юных спортсменов / Под ред. Р. Е. Мотылян-ской. М.: Физкультура и спорт, 1969. 223 с.

34. Гаврилов Д. Н. Нормирование физических нагрузок в заняти-ях оздоровительной направленностью по уровню аэробной выносливо-сти: Автореф. дис. на соиск. учёной степ. канд. пед. наук / СПбНИ-ИФК. СПб, 1995. 21 с.

35. Гаврилов Д. Н., Романова Е. Е. Методика определения интен-сивности нагрузки при тестировании общей физической выносливости // Научно-методические проблемы управления массовой физкультур-но-оздоровительной работы: Сб. тр./ ЛНИИФК. Л., 1990. С. 61 - 64.

36. Гайс И. А. Учись ходить быстро. М.: Физкультура и спорт, 1986. 110 с.

37. Гальчинский В. А., Ажицкий К. Ю. О тренировке выносливо-сти юношей 13 - 15 лет с использованием бега со скоростью на уровне анаэробного порога // Теория и практика физической культуры. 1990. № 10. С. 36 - 38.

38. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: Физкультура и спорт, 1980. 136 с.

39. Головина Л. Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. М.: ГЦОЛИФК, 1984. 29 с.

40. Голощапов Б. Р., Прокудин Б. Ф. Оптимизация нагрузок при непрерывном беге на этапе предварительной спортивной подготовки младших школьников // Теория и практика физической культуры. 1982. № 7. С. 28 - 29.

41. Голубничий В. С. Почему люди ходят М.: Молодая гвардия, 1981. 176 с.

42. Горкин М. Я. И др. Большие нагрузки в спорте / М. Я. Гор-кин, О. В. Кочаровская, Л. Я. Евгеньева. - Киев: Здоров'я, 1973. 184 с.

43. Городецкий В. Д. Связь концентрационных и объёмных гема-тологических показателей с физической аэробной работоспособностью (выносливостью) у спортсменов различных специализаций // Физиоло-гические факторы, определяющие и лимитирующие спортивную рабо-тоспособность. М.: ГЦОЛИФК, 1982. С. 46 - 48.

44. Горохов Н. М., Горохова М. В. Физиологические критерии адаптации детей к бегу на длинные и средние дистанции // Адаптация детей школьного возраста к физической нагрузке: Межвузовский сб. науч. тр. Челябинск, 1981. С. 83 - 87.

45. Граевская Н. Д. Некоторые материалы врачебного исследова-ния по характеристике тренировки, направленной на преимуществен-ное развитие выносливости // Научные труды за 1970 г. М.: ВНИИФК, 1972. т. II. С. 82 - 84.

46. Давиденко Д. Н., Мозжухин А. С. Функциональные резервы адаптации организма спортсмена. Лекция. - Л.: ГДОИФК, 1985. - 21 с.

47. Давиденко Д. Н., Мозжухин А. С., Пономарёв В. П., Ващук О. В., Телегин В. В. К вопросу о факторах, лимитирующих выносливость // Физиологические факторы, определяющие и лимитирующие спор-тивную работоспособность. М.: ГЦОЛИФК, 1982. С. 50 - 51.

48. Давиденко Д. Н., Телегин В. В., Ващук О. В. Физиологиче-ские резервы работоспособности // Физиологические факторы, опреде-ляющие и лимитирующие спортивную работоспособность. М.: ГЦОЛИФК,1982. С. 51 - 53.

49. Дубогай А. Д. Развитие общей выносливости у школьников младших классов различного соматотипа с разным уровнем биологи-ческой зрелости // Физиологические факторы, определяющие и лими-тирующие спортивную работоспособность. М.: ГЦОЛИФК, 1982. С. 56 - 57.

50. Дубровский В. И. Реабилитация в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1991. 205 с.

51. Дубровский В. И. Спортивная медицина: Учебник для студен-тов вузов. М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 1998. 480 с.

52. Душанин Н. А. и др. Тренировочные программы для здоровья / С. А. Душанин, Л. Я. Иващенко, Е. А. Пирогова. Киев: "Здоров'я", 1985. 27 с.

53. Загузов Н. И. Подготовка и защита диссертации по педагоги-ке: Науч. - метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. дом Ореол-Лайн, 1998. 191 с.

54. Залесский М. З., Рейзер Л. Ю. Путешествие в Страну бега. М.: Физкультура и спорт, 1986. 96 с.

55. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1966. 200 с.

56. Иваницкая И. Н. К исследованию физической работоспособ-ности у детей и подростков // Теория и практика физической культу-ры. 1973. №4. С. 38 - 40.

57. Иванов В. В. Комплексный контроль в подготовке спортсме-нов. М.: Физкультура и спорт, 1987. 256 с.

58. Имелик О. И. О значении общей кислородной ёмкости крови при выполнении продолжительной напряжённой работы / Физиологи-ческие факторы, определяющие и лимитирующие спортивную работо-способность. М.: ГЦОЛИФК, 1982. С. 77.

59. Кабачкова П. И., Филин В. П. Проблемы воспитания вынос-ливости у юных спортсменов // Тезисы докладов III Всесоюзной науч-ной конференции по проблемам юношеского спорта / ВНИИФК М., 1973. С. 45 - 46.

60. Карпенко В. Б. Корреляционные связи физических качеств у учащихся четвёртых классов при развитии выносливости // Сборник трудов / Грузинский ГИФК. Тбилиси, 1976. Т. X.. С. 100 - 105.

61. Карпенко В. Б. О некоторых вопросах тестирования при оп-ределении уровня развития выносливости у детей 10 - 11 лет // Сбор-ник трудов / Грузинский ГИФК. Тбилиси, 1975. Т. IX. С. 206 - 210.

62. Карпенко В. Б. Об особенностях развития выносливости к ди-намическим нагрузкам у учащихся 4 - 5-х классов // Сборник трудов / Грузинский ГИФК. Тбилиси, 1978. Т. XI - С 109 - 112.

63. Карпенко В. Б. Работа на выносливость и её влияние на раз-витие других физических качеств у учащихся 4-х классов // Сборник трудов / Грузинский ГИФК. Тбилиси, 1976. Т. X. С. 106 - 108.

64. Карпман В. Л. и др. Исследование физической работоспособ-ности у спортсменов / В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гуд-ков. М.: Физкультура и спорт, 1974. 95 с.

65. Карпман В. Л., Гудкова И. А., Койдинова Г. А. Непрямое оп-ределение максимального потребления кислорода у спортсменов высо-кой квалификации// Теория и практика физической культуры. 1972. №1. С. 37 - 41.

66. Квашук П. В., Корженевский А. Н. Эффективность непрерыв-ных и повторных методов тренировки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1991. №4. С. 42 - 45.

67. Колчинская А. З. Кислородные режимы организма ребёнка и подростка. Киев: Здоров'я, 1973. 320 с.

68. Корженевский А. Н., Квашук П. В. Особенности адаптации детей к физическим нагрузкам // Теория и практика физической куль-туры. 1993 №5-6. С. 19 - 23.

69. Коробов А. Н. О беге почти всё. М.: Физкультура и спорт, 1986. 64 с.

70. Королёв Г. И. Структура подготовки квалифицированных скороходов: Метод. рек. / Под ред. А. И. Полунина, В. Н. Кулакова. М.: ВНИИФК, 1986. 56 с.

71. Королёв Г. Спортивная ходьба (отбор и подготовка резерва) // Лёгкая атлетика. 1986 №7. С.11-13.

72. Королёв Г. Спортивной ходьбе объективное судейство // Лёгкая атлетика. 1988. №8. С. 13.

73. Кузнецова В. Н. Применение повышенных тренировочных на-грузок в тренировке юных легкоатлетов // Тезисы докладов III Всесо-юзной научной конференции по проблемам юношеского спорта / ВНИИФК. М., 1973. С. 56 - 57.

74. Кузьмин В. Тесты для ходоков // Лёгкая атлетика. 1986. №5. С. 7 - 8.

75. Кулаков В. Н. Структура подготовки квалифицированных скороходов: Метод. рек. М.: ВНИИФК. 1986. 55 с.

76. Куликов Л. М. Управление спортивной тренировкой: систем-ность, адаптация, здоровье. М.: ФОН, 1995. 395 с.

77. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. 2-е изд., доп., перераб. М.: Физкультура и спорт,, 1989. 224 с.

78. Кучкин С. Н., Бакулин С. А. Аэробная производительность и методы её повышения: Учеб. пособие. Волгоград: Волгоградская правда, 1985, 128 с.

79. Кучкин С. Н., Ченегин В. М. Физиологические методы иссле-дования в спорте. Волгоград: ВГИФК,1981. 84 с.

80. Лёгкая атлетика. Дозированная ходьба и оздоровительный бег: Учеб. пособие для слушателей факультета повышения квалифика-ции / ГЦОЛИФК. М.: ГЦОЛИФК, 1989. 111 с.

81. Летунов С. П., Мотылянская Р. Е. Материалы к обоснованию теории развития выносливости // Научные труды за 1973. М.: ВНИИФК. 1974. С. 128.

82. Лидьярд А., Гилмор Г. Бег с Лидьярдом:[Пер. с англ.]. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 255 с.

83. Макеев Н. Н., Тёмкин И. Б. Здоровье и бег. М.: Физкульту-ра и спорт, 1976. 108 с.

84. Максименко Г. Н. Управление тренировочным процессом юных бегунов. Киев: Здоров'я, 1978. 144 с.

85. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физ-культура и спорт, 1977. 271 с.

86. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (об-щие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры М.: Физкуль-тура и спорт, 1991. 543 с.

87. Матсин Т. А., Виру А. А. Функциональная устойчивость ре-гулирующих и регулируемых систем как фактор спортивной работо-способности и основы выносливости // Теория и практика физической культуры. 1978. № 11. С. 19 - 22.

88. Меерсон Ф. В. Адаптация, деадаптация и недостаточность сердца. М.: Медицина, 1978. 344 с.

89. Метаболизм в процессе физической деятельности / Под ред. М. Харгривса. Киев: Олимпийская литература, 1998. 286 с.

90. Методология и методика научного исследования (для педаго-гических работников новых типов учеб. заведений, занимающихся опытно-экспериментальными исследованиями)/А. Я. Найн, ЧГИФК. Челябинск: ЧГИФК, 1993. 52 с.

91. Методы педагогического исследования. Лекции: Под ред. В. И. Журавлёва. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Про-свещение, 1972. 159 с.

92. Мильнер Е. Г. Выбираю бег! - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 81 с.

93. Мотылянская Р. Е. Пути изучения проблемы развития вынос-ливости в юношеском возрасте // Сборник докладов на II Всесоюзной конференции по проблемам юношеского спорта / ВНИИФК. М., 1971. С. 62 - 69.

94. Мотылянская Р. Е. Факторы, способствующие успешному спортивному совершенствованию юных спортсменов в циклических видах спорта (по данным врачебно-физиологических исследований) // Научные труды за 1970 г. / ВНИИФК. М., 1972. Т II С. 58 - 60.

95. Мякишев В. А. Особенности развития выносливости к работе умеренной интенсивности у мальчиков 8 - 15 лет // Вопросы управле-ния учебно-тренировочным процессом подготовки спортсменов / Ка-захстанский ИФК. Алма-Ата, 1975. Вып. 2. С. 79 - 81.

96. Найн А. Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике/УралГАФК. Челябинск, 1996. 144 с.

97. Наука и спорт. Сб. обзорных статей. Пер. с английского. М.: Прогресс, 1982. 270 с.

98. Нгоан Ч. В. Развитие выносливости у юных бегунов // Теория и практика физической культуры 1979 №5. С. 79 -81.

99. Никитушкин В. Г., Малыгин А. В. Комплексная оценка уров-ня физической подготовленности юных спортсменов // Теория и прак-тика физической культуры. 1987. № 191 с.

100. О беге почти всё. / Сост. А. Н. Коробов. М.: Физкультура и спорт, 1986. С. 36 - 38.

101. Озолин Н. Г. Развитие выносливости спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1959. 128 с.

102. Определение физической подготовленности школьников / Под ред. Б. В. Сермеева. М.: Педагогика, 1973. 104 с.

103. Определение физической работоспособности спортсменов: Лекция для ст-тов ин-тов физической культуры. / [Сост. В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков]: М.: ГЦОЛИФК, 1978. 23 с.

104. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. Культуры / Под ред. А. А. Гужаловского. М.: Физ-культура и спорт, 1986. 352 с.

105. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общ. ред. М. Я. Набатниковой. М.: Физкультура и спорт, 1982. 280 с.

106. Пашкевичус Э. А., Янкаускас И. М. Физическая подготов-ленность школьников - один из факторов их успеваемости // Теория и практика физической культуры. 1975. №12. С. 33 - 36.

107. Петросян С. А. О нормировании физических нагрузок в ту-ристических пеших походах школьников 12 - 15 лет // Теория и прак-тика физической культуры. 1990. № 6. С. 53 - 55.

108. Пирогова Е. А. и др. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е. А. Пирогова, Л.Я. Ива-щенко, Н. П. Страпко. Киев: Здоров'я, 1986. 152 с.

109. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: Учебное пособие. Киев: Олимпийская литера-тура, 1997. 586 с.

110. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсме-нов. М.: Физкультура и спорт, 1986. 286 с.

111. Платонов В. Н. Структура многолетнего и годичного циклов подготовки // Современная система спортивной подготовки. М.: СААМ, 1995. С. 389 - 407.

112. Полунин А. И., Снесарев Н. К. Методические особенности подготовки высококвалифицированных бегунов на длинные дистанции: ретроспективный анализ. М.: Советский спорт, 1990. 45 с.

113. Полякова Г. И. Влияние физических нагрузок на мозговое кровообращение на фоне выполнения умственной работы // Теория и практика физической культуры. 1974 № 9. С. 33 - 36.

114. Попова А.Ф., Белова Г. Б. Конструктивная педагогика / Под ред. Л.М.Куликова. УралГАФК. Челябинск: УралГАФК, 1997. 39 с.

115. Прусов П. К. Адаптация мальчиков пубертатного возраста к физическим нагрузкам и их гигиеническая коррекция: Автореф. дис. на соиск. учёной степени канд. мед. наук. М., 1995. 20 с.

116. Прусов П. К., Велитченко В. К. Физическая работоспособ-ность подростков, тренирующихся в видах спорта на выносливость, при разной степени полового созревания // Теория и практика физиче-ской культуры. 1988 № 2. С. 28 - 29.

117. Пустоозёров А. И., Мелихова Т. М. Физическая работоспо-собность и механизмы регуляции сердечного ритма юных спортсменов // Научные основы отбора и тренировки юных спортсменов: Сб. науч. тр. / ОГИФК, ЧГИФК. Челябинск, 1983. С. 26 - 36.

118. Рачёв К., Христосков П., Динёв Д. Исследование эффектив-ных средств и методов развития выносливости подростков на этапе начальной спортивной подготовки // Теория и практика физической культуры. 1978. № 10. С. 46 - 50.

119. Рубана И. Э., Аулик И. В. Аэробно-анаэробный переход - критерий работоспособности и дозатор интенсивности при тренировке детей // Теория и практика физической культуры. 1986. № 10. С. 41 - 44.

120. Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. - М.: Просвещение, 1968. 168 с.

121. Сафонов Ю. Д. Определение общей физической выносливо-сти у спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1982. №1. С. 26 - 28.

122. Синяков А. Ф. Исследование физической работоспособности спортсменов в лабораторных условиях: Метод. разраб. для ст-тов-заочников ин-тов физ. культуры. М.: ГЦОЛИФК, 1980. 19 с.

123. Синяков А. Ф. Ходьба и бег как средства реабилитации и физического совершенствования человека: Метод. рек. для ст-тов и слушателей ин-тов физ. культуры. М.: ГЦОЛИФК, 1982. 22 с.

124. Сироткина Б. А., Лисицкая Т. С. Исследование физической работоспособности подростков-спортсменов и их сверстников, не за-нимающихся спортом // Теория и практика физической культуры. 1973. № 3. С. 48 - 49.

125. Скачков И. Г. Ежедневные занятия физкультурой с учащи-мися на воздухе: Кн. для учителя. Из опыта работы. М.: Просвеще-ние, 1991. 64 с.

126. Соломина Т. В. Возрастные особенности обмена веществ и особенности методики физического воспитания детей и подростков: Лекция для ст-тов ин-тов физ. культуры. Омск, Челябинск, 1990. 23 с.

127. Сонькин В. Д. Энергетика оздоровительных упражнений// Теория и практика физической культуры. 1991. № 2. С. 32 -39.

128. Сотникова М. П. Ходьба для здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1982. 32 с.

129. Специальная выносливость спортсмена. Под ред. М. Я. На-батниковой. М.: Физкультура и спорт, 1972. 264 с.

130. Спортивная физиология: Учеб. для ин-тов физ. культуры / Под ред. Я. М. Коца. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 240 с.

131. Степанов Е. И., Николаев А. А. Тесты для оценки работо-способности при воспитании общей выносливости у юных лыжников-гонщиков // Теория и практика физической культуры. 1973. №10. С. 32 - 35.

132. Субботина К. П., Горшков В. Е., Майоров В. А. О развитии выносливости у детей школьного возраста // Сборник докладов на II Всесоюзной конференции по проблемам юношеского спорта / ВНИИФК. М., 1971. С. 69 - 75.

133. Суслаков Б. А., Лазаренко Т. П. Тестирование в физическом воспитании: Метод. разраб. для ст-тов ГЦОЛИФКа. М.: ГЦОЛИФК, 1988. 18 с.

134. Суслов Ф. П. С чего начинается бег? М.: Физкультура и спорт, 1974. 167 с.

135. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культуры. В 2-х т. / Под общей ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Физкультура и спорт, 1976.

136. Техника спортивной ходьбы. Лекция для студентов-заочников / Сост. Ф. И. Николаиди. М.: ГЦОЛИФК, 1980. 15 с.

137. Толкачёв Б. С. Развитие общей выносливости у детей млад-шего школьного возраста // Теория и практика физической культуры. 1971. № 3. С. 52 - 55.

138. Толкачёв Б. С. Сравнительная эффективность вариантов ме-тодики воспитания общей выносливости у мальчиков. // Тезисы докла-дов III Всесоюзной научной конференции по проблемам юношеского спорта / ВНИИФК. М., 1973. С. 73 - 75.

139. Толковый словарь спортивных терминов. Около 7400 терми-нов / Сост. Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский. М.: Физкультура и спорт, 1993. 352 с.

140. Травин Ю. Г. и др. Возрастная систематизация средств и ме-тодов подготовки бегунов (средние и длинные дистанции): Метод. разраб. для слушателей ВШТ, ФПК и студентов ГЦОЛИФКа / Ю. Г. Травин, А. П. Окунёв, Б. В. Деревков М.: ГЦОЛИФК, 1986. 57 с.

141. Травин Ю. Г., Гудыма С. А. Выносливость, методы её разви-тия и контроля: Метод. рек. М.: ГЦОЛИФК, 1991. 35 с.

142. Травин Ю. Г., Карманов М. И. Научно-методические основы подготовки резервов по бегу на выносливость (средние и длинные дистанции): Учеб. пособие для слушателей ВШТ и ФПК. М.: ГЦОЛИФК, 1980. 53 с.

143. Травин Ю. Г. и др. Развитие и современное состояние систе-мы тренировки в беге и спортивной ходьбе: Методические разработки для слушателей Высшей школы тренеров и факультета повышения квалификации / Ю. Г. Травин, А. Л. Фруктов, С. С. Чернов. М.: ГЦОЛИФК, 1981. 38 с.

144. Уилмор Дж. Х., Костилл Д. Л. Физиология спорта и двига-тельной деятельности. Киев: Олимпийская литература, 1997. 503 с.

145. Упражнения на выносливость - программа здоровья: [Пер. с нем. / Е. Бокк, Х. Кёлер, Х. Рейнагель, М. Шолих]; Под общ. ред. Х. Кёлера. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 48 с.

146. Ухов В. В. Ходить надо умеючи. Л.: Лениздат, 1985. 47с.

147. Филимонов В. И., Владова Ю. Р. Изменение взаимосвязи по-казателей физической работоспособности и гемодинамики у юных спортсменов под воздействием специфических тренировочных нагру-зок // Возрастные особенности адаптации кардиореспираторной систе-мы при занятиях физкультурой и спортом. Сб. науч. тр. Челябинск, 1985. С. 3 - 12.

148. Филин В. П. Актуальные проблемы теории и методики юно-шеского спорта // Теория и практика физической культуры. 1990 №2. С. 25 - 31.

149. Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спорт-сменов. М.: Физкультура и спорт, 1974. 252 с.

150. Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб. пособ. для ин-тов и техникумов физ. культуры М.: Физкультура и спорт, 1987, 128 с.

151. Филин В. П., Рубин В. С. Нагрузки и периодизация трениро-вочного процесса юных спортсменов на отдельных этапах многолетней подготовки в циклических видах спорта на выносливость // Теория и практика физической культуры. 1988. № 12. С. 22 - 24.

152. Филин В. П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980. 255 с.

153. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. 560 с.

154. Фомин Н. А. Возрастные особенности адаптации к физиче-ским нагрузкам в процессе развития тренированности // Адаптация де-тей школьного возраста к физической нагрузке: Межвузовский сб. на-уч. тр. Челябинск, 1981. С. 3 - 15.

155. Фомин Н. А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы дви-гательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991, 224 с.

156. Фомин Н. А., Кузнецов В. И., Кузнецова В. Н. Изменение соотношений показателей кардио-респираторной функции, гемодина-мики и физической работоспособности спортсменов // Теория и прак-тика физической культуры. 1974. № 8. С. 39 - 41.

157. Фомин Н. А., Филин В. П. На пути к спортивному мастерст-ву (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам). М.: Физ-культура и спорт, 1986. 159 с.

158. Фруктов А. и др. Спортивная ходьба (поурочная программа) / А. Фруктов, А. Поляков, Г. Королёв, С. Малахов // Лёгкая атлетика. 1983. №12. С. 11 - 13.

159. Фруктов А. Л. Спортивная ходьба. М.: Физкультура и спорт, 1970. 56 с.

160. Хаустов С. И. Целесообразность воспитания и возрастные особенности развития выносливости у детей и подростков. // Вопросы теории и методики физического воспитания / Казахстанский ИФК. Алма-Ата, 1978. Вып. VI. С. 77 - 85.

161. Хорошавин В. Н., Расин М. С., Тюрина Л. Н. Необходимость индивидуализации тренировочных нагрузок юных конькобежцев на основе энергетического подхода // Функциональная диагностика и восстановление работоспособности организма спортсмена в трениро-вочном процессе: Сб. науч. тр. Омск: ОГИФК, 1988. 83 с.

162. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология. М.: Просвещение, 1978. 287 с.

163. Хрущёв С. В., Круглый М. М. Тренеру о юном спортсмене. М.: Физкультура и спорт, 1982. 157 с.

164. Хрущёв С. В., Споров О. А. Объёмы сердца у юных спорт-сменов // Теория и практика физической культуры. 1973. № 10. С. 35 - 38.

165. Человек, который изобрёл бег /Интервью с Артуром Лидьяр-дом // Лёгкая атлетика. 1995. №11. С. 14 - 15.

166. Чернов К. Л., Федотова В. Г. Выносливость и методы её раз-вития у лиц разного пола и возраста // Тезисы докладов III всесоюзной научной конференции по проблемам юношеского спорта / ВНИИФК. М., 1973. С. 79 - 81.

167. Шенкман Б. С. и др. Стратегия и клеточные механизмы адаптации мышц при развитии выносливости // Теория и практика фи-зической культуры. 1994. №1-2. С. 13 - 19.

168. Шимко А. М. Ходьба к здоровью, мыслям, медалям. Мето-дика: Кн. II. Вашингтон-Киев: ВОРИП "Надстырье", 1996. 123 с.

169. Шимко А. М. Ходьба к здоровью, мыслям, медалям. Техни-ка: Кн. I. Вашингтон-Киев: ВОРИП "Надстырье", 1996. 128 с.

170. Ширковец Е. А., Костюков В. В. Годичная выносливость спортсмена // Теория и практика физической культуры. 1980. №11. С. 20 - 22.

171. Шубик Э. М., Левин М. Я. Иммунологическая реакция юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 175 с.

172. Якимов А. М. и др. Современная тренировка бегунов на средние и длинные дистанции: Метод. пособие / А. М. Якимов, П. Н. Хломенок., А. П. Хломенок. М., 1987. 138 с.

173. Якимов А. М. О кризисе "официальной" методики трениров-ки в циклических видах спорта // Теория и практика физической куль-туры. 1990. №2. С. 43 - 45.

174. Astrand P. O., Rodahl K. Textbook of work physiology: Physio-logical bases of exercise. Ntw York: St. Louis McGrow. Hill? 1977. 681 p.

175. Besser D. Anaerobic Threshold alterations caused by endurance training young children // J. Sport Med. 1983. Vjl. 23, №4. P. 445.

176. Christensen E. H., Hansen O. Respiratorscher Quotient und O2-Aufnahme // Skand. Arch Physiol. 1939. 81. S. 180 - 189.

177. Coggan A. R., Habash D. L., Mendelhall L. A., Swanson S. C., Kien C. L. Isotopic estimation of CO2 production during exercise before and after endurance training // J. Appl. Physiol. 1993. 75. P. 70 - 75.

178. Coggan A. R., Kohrt W. M., Spina R. J., Bier D. M., Holloszy J. O. Endurence training decreases plasma glucose turnover and oxidation during moderate intensity exercise in men // J. Appl. Physiol. 1990. 68. P. 990-996.

179. Costill D. L. Inside running: Basics of sports physiology. In-dianapolis: Benchmark Press, 1986. 178 p.

180. Costill D. L., Cjule E. F., Fink W. J. et al. Adaptations in skeletel muskle following strength training // J. Appl. Physiol. 1979. V. 46 № 1. P. 96.

181. Green H. J., Ball-Burnett M. E., Smith D., Livesey J., Farrance B. W. Early muscular and metabolic adaptations to prolonged exercise training in humans // J. Appl. Physiol. 1991 70. P. 2032 - 2038.

182. Henriksson J. Training induced adaptation of skeletal muscle and metabolism during submaximal exercise // J. Phisiol. 1997. 270. P. 661 - 667.

183. Hermansen I., Wachtlova M. Cappillary density of sceletal mus-cle in well-trained and untrained men // Jornal of Applied Physiology. 1971. 30. P. 860 - 863.

184. Holloszy J. O. Biochemical adaptations in muscle // J. Biol. Chem. 1967. 242. P. 2278 - 2282.

185. Issekutz B., Miller H. I., Paul P., Rohahl K. Aerobic work ca-pacity and plasma FFA turnover // J. Appl. Physiol. 1965. 20. P. 293 - 296.

186. Karlsson J., Nordesj? L.-O., Saltin B. Muscle glycogen utiliza-tion during exercise after physical training // Acta Physiol. 1974. 90. P. 210 -217.

187. Martin D., Carl K., Lehnertz K. Handbuch Trainingslehre. Schorndorf: Hofman, 1991. P. 172 - 213.

188. Saltin B., Nazar K., Costill D. L., Stein E., Jensson E., Essen B., Gollnick P. D. The nature of the training response: peripheral and cen-tral adaptation to one-ltggtd exercise // Acta Physiol. Scand. 1976. 96. P. 289 - 305.

189. Rowland T. W. Aerobic response to endurance training in pre-pubescent children: A critical analysis // Medicine and Science in Sports and Exercise. 1985. 17. C. 493 - 497.

190. Sharp R. L., Costill D. L., Fink W. J., King D. S. Effects of eight weeks of bicycle ergometer sprint training on human muscle buffer capacity // International Journal of Sports Medicine. 1986. 7. P. 13 - 17.

Примечания:

Примечаний нет.