Процесс развития технического творчества учащихся и его основные компоненты

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 62  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Введение

1. Методы активизации творческой деятельности на уроках технологии

1.1. Объективные предпосылки технического творчества: социальные, психолого-педагогические, научно-технические

1.2. Методы решения творческих, технических задач

2. Процесс развития технического творчества учащихся и его основные компоненты

2.1. Виды технических задач и этапы их решения в процессе развития технического творчества

2.2. Методика применения творческих технических задач на уроках технологии

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Актуальность. Одной из главных задач, стоящих сегодня перед педагогической наукой и практикой, является задача формирования творческой личности: раскрытие сущностных сил, творческих начал точности и создание условий для их реализации. К проблеме технического творчества обращались и обращаются философы, психологи, педагоги. В современных условиях развития производства расчет экономическая и социальная значимость творческого обучения учащихся основам современной техники и технологии в различных сферах жизни.

Традиционная философская проблема взаимоотношений человека и техники в условиях научно-технического прогресса приобретает возрастающее мировоззренческое значение и все более острое звучание. В прогностическом плане важно определиться: станет ли человек иждивенцем все более совершенных машин или же, напротив, научно-технический прогресс будет сопровождаться утверждением и возвышением человека, дальнейшим развитием его интеллекта. В условиях, когда новые, совершенные машины, механизмы, автоматы способны сделать человека "деталью" сложной технической системы, вытеснить из производства неквалифицированного работника, особую значимость приобретают такие социально-нравственные ориентиры, как профессиональная квалификация, мастерство, творческие качества личности. Все это невозможно без творческого обучения учащихся основам современной техники и технологии. Однако уровень развития технического творчества не отвечает в полной мере требованиям времени, ускорению научно-технического прогресса, отсутствует системный подход к обоснованию дидактических основ обучения техническому творчеству учащихся.

Для успешного решения этой задачи необходимо переносить в процессы обучения и воспитания не отдельные элементы производственной деятельности, а смоделировать ситуацию в целом, в которой все стороны представлены во взаимодействии: педагог - обучаемый - среда-техника - производство - готовый продукт.

Цель исследования - изучить способы развития технического творчества и разработать творческие технические задания для использования на уроках технологии.

Объект исследования - развитие технического творчества в общеобразовательных учреждениях предметной области "Технология"

Предмет исследования - творческие задачи, как способ развития технического творчества на уроках технологии.

Задачи исследования:

" изучить объективные предпосылки технического творчества;: социальные, психолого-педагогические, научно-технические;

" рассмотреть методы решения творческих технических задач;

" изучить виды технических задач и этапы их решения в процессе развития технического творчества;

" разработать систему творческих технических задач для использования на уроках технологии.

Практическая значимость исследования: разработанные творческие технические задачи могут быть использованы на уроках технологии для развития творческого технического мышления учащихся.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Список литературы

1. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащегося. - М.: Высшая школа. 1984. - 45 с.

2. Алексеев В.Е. Педагогические проблемы развития творческого творчества молодежи. - Ташкент.: ФАН, 1980. - 46 с.

3. Алехин В.В. Философские проблемы инженерно-технического труда. - М.: Высшая школа, 1983. - 212 с.

4. Андрианов П.Н., Путилин В.Д. Развитие технического творчества старшеклассников в трудовом обучении. - Калуга, 1997. - 127 с.

5. Атутов П.Р. Связь трудового обучения с основами наук. - М.: Просвещение, 1985. - 132 с.

6. Бабинский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

7. Бака И.И. Теоретические основы Подготовки школьников к творческому труду в сфере материального производства. - М.: Просвещение, 1985. - 127 с.

8. Буш Г.Я. Аналогия и техническое творчество. - Рига.: Авото, 1981. - 129 с.

9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: МГУ, 1985. - 43 с.

10. Давыдов В.В. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. - 2003. - №6. - 56-62.

11. Кожина О.А., Кудакова Е.Н. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии в 5-9-х класса. // Школа и производство. - 2001. - №3. - с. 46-63.

12. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. - М.: Академия, 2002. - 478 с.

13. Кругликов Г.Н., Ситоненко В.Д., Цырлин М.А. Основы технического творчества: Книга для учителя. - М.: Народное образование, 1996. - 344 с.

14. Насипов А.Ж. Вопросы и задания по технологии. // Школа и производство. - 2004. - №5. - с. 47-54.

15. Насипов А.Ж. Вопросы и задания по технологии. // Школа и производство. - 2005. - №4. - с. 16-26.

16. Николаенко Н.Н. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения. М.: ЦСА, 2003. - 300 с.

17. Павлова М.Б. Технология - новый учебный предмет в школе. - Санкт-Петербург: Либра, 1993. - 140 с.

18. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Техническое творчество учащихся. - М.: Просвещение, 1988. - 352 с.

19. Рахимов А.З. Психология творчества: Учебное пособие. - Уфа: НОК, 1995. - 121 с.

20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998. - 246 с.

21. Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы. - М.: Просвещение, 1983. - 176 с.

22. Хорошко Н.Ф. Развитие конструкторской мобильности школьников: теория и практика. - Ставрополь: Изд-во Ставропольск. гос. пед. ин-та, 1994. - Часть 2. - 266 с.

23. Яновский Б. Вепольный анализ - эффективный метод решения технических задач. // Школа и производство. - 2000. - №1. - с. 19-26.

Примечания:

Примечаний нет.