Профессиональная компетентность педагога в детском саду компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 65  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА 5

1.1. Специфика профессиональной деятельности педагога в детском саду компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи 5

1.2. Понятие педагогического мастерства, структура педагогических способностей 12

1.3. Факторы повышения профессиональной компетентности педагога 26

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 40

2.1. Содержание и методика исследования 40

2.2. Факторы становления профессиональной компетентности педагога в детском саду компенсирующего вида для детей 44

с общим недоразвитием речи 44

2.3. Пути повышения профессиональной компетентности педагога в детском саду компенсирующего вида для детей 55

с общим недоразвитием речи 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63

Введение

Совершенствование профессионально - педагогической деятельности имеет сегодня в педагогике и психологии важнейшее теоретические и практическое значение. По мнению А.А.Реана, эта деятельность может рассматриваться как субъект-субъективное взаимодействие педагога и воспитанника. Именно поэтому воспитанник должен рассматриваться не только как объект педагогического воздействия, но и как субъект общения.

Проблема профессиональной педагогической компетентности интенсивно и плодотворно разрабатывается в трудах А.А.Бодалева, В.А.Кан-Калика, С.В.Кондратьевой, А.А.Леонтьева, А.У.Хараша, Л.М.Митиной, Н.В.Кузьминой, А.А.Реана и др. Однако в большинстве работ по педагогической компетентности исследуются вопросы, лежащие в сфере воспитания, формирования личности воспитанника, взаимопонимания в системе «педагог-ребенок», т.е. речь идет о воспитательных взаимодействиях. В изучение понятия мастерства педагогической деятельности включается непосредственным образом изучение комплекса педагогических способностей личности. Индивидуально - психологические свойства педагога, влияющие на эффективность его профессиональной деятельности, составляют комплекс его профессиональных способностей.

Между тем, в рамках дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с различным уровнем отставания в развитии, педагоги должны обладать целым комплексом профессиональных и специальных знаний, умений и навыков, способствующих наиболее полной адаптации детей и коррекции их дефекта.

Изучение особенностей профессиональной компетентности педагогов в ДОУ данного типа, должно осуществляться в контексте общепсихологического подхода к изучению личности ребенка, имеющего дефект. Профессиональная педагогическая компетентность педагога является важной особенностью не только эффективности образовательного и воспитательного процесса в ДОУ целом, но и фактором успешной адаптации личности ребенка к социуму.

Таким образом, изучение профессиональной педагогической компетентности воспитателей ДОУ компенсирующего типа является важной задачей в рамках исследования вопросов эффективности педагогической деятельности и общения.

Целью работы является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов детского сада компенсирующего типа (для детей с общим недоразвитием речи).

Объектом исследования является профессиональная компетентность педагога.

Предмет исследования – факторы повышения профессиональной компетентности педагога в ДОУ компенсирующего типа.

Задачи:

1. Проанализировать специфику профессиональной деятельности педагогов в ДОУ компенсирующего типа для детей с ОНР.

2. Провести теоретическое изучение понятия «педагогическое мастерство».

3. Провести диагностический анализ факторов проявлений педагогического мастерства личности педагога.

4. Сформулировать психолого-педагогические условия повышения профессиональной компетентности личности педагогов ДОУ компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования: факторами профессиональной компетентности педагога в детском саду компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи являются:

- навыки самоконтроля, эмоциональная устойчивость, терпеливость, открытость в общении;

- стремление к сотрудничеству в межличностном взаимодействии;

- профессиональные рефлексивные навыки

Список литературы

1. Аминов Н.А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей // Вопросы психологии. 1995. №5

2. Аминов Н.А. Природные предпосылки педагогических стилей у преподавателей начальной школы //Вопросы психологии. 1987. №2.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М.: Наука. 1977.

4. Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения //Вопросы психологии, 1997, №6

5. Артемьева Т.И. Проблема способностей: личностный аспект //Психологический журнал. 1984.Т5. №3.

6. Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы //Психологический журнал. 1996. Т 17. №1.

7. Волкова Г.А., Тележникова М. Использование игровой деятельности в коррекции заикания у детей / Хрестоматия. Логопедия. Заикание. Под ред. В.Секачева. - М.: Эксмо - Пресс, 2001. - 416 с.

8. Выготский Л.С. Проблема сознания //Собр. соч. Т.3. - М.: 1983

9. Вяткин Б.А., Т.М.Хрусталева Специальные способности в структуре индивидуальности учителя //Вопросы психологии. 1994. №4.

10. Гингер С., Гингер. А. Гештальт-терапия контакта. - СПб.: Специальная литература, 1999.

11. Гринер В.А. Цели, задачи и особенности логопедической ритмики. / Хрестоматия. Логопедия. Заикание. Под ред. В.Секачева. - М.: Эксмо - Пресс, 2001. - 416 с.

12. Дубровина И.В. Психологическая служба школы. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 222 с.

13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург: АРД ЛТД. - 1998. - 320 с.

14. Зайцев С.В. Оценка способности воспитателей к децентрации // Вопросы психологии, 1995, №4

15. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера- педагога Свердловск. 1988.

16. Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты //Вопросы психологии 1988. №5.

17. Исенина Е.И. Начальный период развития речи у детей: проблемы и гипотезы // Вопросы психологии, 1987, №2.

18. Каменская В.Г., Зверева С.В. Развитие вербального ассоциирования и отражение времени у младших школьников в норме и в случае речевых нарушений // Психологический журнал, 1999, Том 20, №4.

19. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы Казань. 1969.

20. Ковалев А.Г. Психология личности М.: Просвещение. 1970.

21. Коссов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. М.; Воронеж: Ин-т практ. психол.; НПО "МОДЭК", 1998.

22. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии М. 1972.

23. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя ЛГУ. 1957.

24. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища М.: Высшая школа. 1989.

25. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя Гомель. 1976.

26. Лаврова О.В. «Отраженная телесность» как особая ментальная форма тела: психотерапевтический подход. // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1999. №3.

27. Логопедия. Заикание (Хрестоматия). – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.

28. Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом. – СПб., 2000.

29. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М., 1956.

30. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Изд-во Международной педагогической академии, 1994.

31. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности М. 1986.

32. Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии, 1998, №1

33. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998.

34. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.

35. Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя //Вопросы психологии, 1998, №3

36. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М.: Изд- во АПН РСФСР. 1960. Т 2.

37. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. - М.: Изд-во «АСТ». - 464 с.

38. Платонов К.К. Структура и развитие личности М.: Наука. 1986.

39. Проблемы способностей /Под ред В.Н.Мясищева. М. 1962.

40. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя //Учебное пособие. / Л.М.Митина. М. 1992.

41. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии М.: Педагогика. 1973.

42. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 1993

43. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в профессиональной подготовке М.: Просвещение. 1976.

44. Слободчиков В.И., Н.А.Исаева Психологические условия введения студентов в профессию педагога //Вопросы психологии. 1996 г. №4.

45. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х т. М.: Педагогика. 1985.

46. Шадриков В.Д., Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей. М., 1991.

Примечания:

Примечаний нет.