ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 61  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ 8

Исторический обзор подходов к профессиональному обучению 8

1.2. Обзор теорий и подходов к профориентации 14

1.3. Профессиональное самоопределение как закономерная составляющая процесса развития личности 19

1.4. Обоснование необходимости учета закономерностей процесса профессионального становления личности в условиях введения ранней специализации в школе 23

ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 40

2.1. Удовлетворенность выбором профессиональной деятельности как фактор ее эффективности 40

2.2. Особенности мотивации в учебной деятельности студентов 43

ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 46

3.1. Описание методов исследования 46

3.2 Описание испытуемых 47

3.3. Описание этапов исследования 47

ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 48

ВЫВОДЫ 57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58

Введение

Идея труда, обучения труду и воспитания привычки к труду культивировались с самого начала зарождения науки о воспитании. В произведениях мыслителей Востока они неразрывно связаны с такими нравственно-этическими категориями как счастье, наслаждение. Ибн-Сина (980 - 1037) подчеркивал, что после обучения и запоминания правил языка учитель должен обнаружить талант и стремление обучающегося к тем ремеслам, в результате изучения которых он может обеспечить себя материально и духовно, усилить обучение для надлежащего освещения данной профессии.

Основная идея, которая звучала в трудах древних философов - общественная польза любой профессии и любого труда, его необходимость для развития самого человека, а также для процветания всего общества. Достижение счастья каждым человеком ставилось в прямую зависимость от того, насколько молодой человек будет подготовлен к вступлению в мир профессий, насколько его умственное и этическое воспитание будет переплетено с трудовым воспитанием.

В западной Европе идеи трудового воспитания пробивали себе дорогу значительно медленнее, чем на Востоке. Необычайный взлет прогрессивных идей о трудовом воспитании и профессиональной подготовке детей и молодежи отмечен на Западе в эпоху Возрождения (14-16 вв.). Расцвет городов, экономические и социальные сдвиги раннебуржуазного общества обусловили потребность в созидательном самоутверждении и воспитании нового человека. Для удовлетворения потребности в образовании торгово-ремесленных слоев создавались новые типы учебных заведений, что существенно приблизило образование к жизни, обусловило отход от схоластического обучения религиозных догм.

Во времена первоначального накопления капитала, сменившего Возрождение, прогрессивные мыслители эпохи, первые гуманисты Т.Мор, Томмадо Кампанелла проповедовали идеи всестороннего гармоничного развития физических и духовных сил человека. Т.Мор видел в трудовом воспитании средство многостороннего развития способностей и соединение воспитания и обучения с производительным трудом и профессиональной подготовкой. В отличие от Т.Мора Кампанелла предлагал знакомить ребенка с миром профессий, в ходе чего ребенку предоставлялся выбор профессии по душе.

Дальнейшее развитие идеи трудового воспитания и обучения рассмотрено в трудах Я.А.Коменского, который считал, что подготовка детей и молодежи к обязательному труду в будущем и формирование нравственных качеств в процессе труда - основные задачи трудового воспитания.

Дж. Беллерс предлагал отказаться от разделения труда в процессе профессионального обучения детей, которое препятствовало всестороннему развитию ребенка, пожизненно привязанных либо к умственному, либо к физическому труду. Особое значение придавалось развитию личности ребенка.

Список литературы

1. Антология педагогической мысли: В 3 т. / Сост. Н.Н.Кузьмин. - М.; Высш. шк. 1989.

2. Арефьев И.П. Профориентация: ученик, учитель, вуз. // Педагогика. №3, 1995.

3. Бибрих Р.Р., Васильев И.А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов. // Вестник МГУ. Серия 14, Психология, 1987, №2.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.; Питер Ком, 1999.

5. Введение в мир труда и профессий. Методическое руководство. Сост. Исламова О.Г. Ижевск, 1997.

6. Диагностика профессионального сознания: Методическая разработка диагностической анкеты профессионального сознания студентов. / Куйбышевский пед инст., Куйбышев, 1989.

7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М.; ИНФРА-М, 1997.

8. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1987, №4.

9. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности. // Психологический журнал. Том 18, №6, 1997.

10. Иванов В.Ф. Воспитание мотивов учебной деятельности и самосовершенствования интеллекта у студентов. // В сб. Оптимизация обучения, воспитания и профессиональной подготовки студентов в высшей школе. Чебоксары, 1983.

11. Климов Е.А. Педагогические проблемы профессионального консультирования. М., Знание. 1988.

12. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., Просвещение. 1977.

13. Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков. // Вопросы психологии. №2, 1997.

14. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. // Вопросы психологии. №4, 1997.

15. Никонова Н.Н. Влияние социальных факторов и индивидуально-психологических особенностей на профессиональные намерения учащихся выпускных классов на современном этапе развития общества. Дипломная работа. Ижевск, 1996.

16. Пряжников Н.С. Профориентационные игры. М., 1991.

17. Пряжникова Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических ВУЗов. // Вопросы психологии. №6. 1994.

18. Психология. Словарь. / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.; Политиздат, 1990.

19. Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией. // Вопросы психологии. №1, 1988.

20. Рудницкая Е.С. Неготовность к выбору профессии как неполнота структуры личности. Курсовая работа. Ижевск, 2000.

21. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.; Социально-психологический центр, 1996.

22. Собкин В.С., Грачева А.М., Нистратов А.А. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере. // Вопросы психологии. №4, 1990.

23. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., Прогресс. 1990.

24. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, Питер, 1999.

25. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.

Примечания:

работа неполностью