Психолого-педагогические аспекты осмысления школьниками технической терминологии

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 109  | Формат: doc  | Год: 2005  |  

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты осмысления школьниками технической терминологии……………………………. 5

1.1 Развитие мышления школьников как условие успешного усвоения терминологии……… ……………………………………………………….. 5

1.2 Формирование технического мышления в учебном процессе……….. 11

Глава 2. Методика обучения технической терминологии на уроках черчения…………………………………………………………………….. 17

2.1 Анализ программ и учебников по черчению………………………...... 17

2.2 Методические рекомендации по обучению учащихся технической терминологии……………………………………………………………....... 26

2.3 Фрагмент календарно-тематического плана (занятия по формированию знаний в области технической терминологии)…………………………….. 31

2.4 Результаты экспериментальной работы…………………………………36

Глава 3. Разработка методических пособий, способствующих формированию знаний технической терминологии……………………44

3.1 Терминология в курсе черчения………………….…………………….. 44

3.2 Обоснование изучения технической терминологии в курсе черчения 47

3.3 Словарь-справочник по технической терминологии…………………..49

Заключение 60

Список используемой литературы 62

Приложение

Введение

Постоянно расширяющийся и совершенствующийся парк разнообразных технических средств, используемых в промышленности и в быту, предъявляет повышенные требования к качеству графической подготовки специалистов, его обслуживающих. В конструировании и современном производстве чертеж используется как средство фиксации отдельных этапов процесса конструирования, является лаконичным документом, четко и однозначно передающим всю информацию об объекте, необходимую для его изготовления, и одновременно уникальным средством и прямым источником производства во всех отраслях промышленности. Подготовка подрастающего поколения к освоению "языка техники", чтению и выполнению различных чертежей - задача общегосударственного масштаба.

В процессе преподавания черчения учителю приходится все время оперировать новыми, ранее незнакомыми учащимся понятиями, а, следовательно, и терминами. Эти понятия должны быть прочно усвоены учащимися при изучении черчения. С другой стороны запоминание их влияет на процесс усвоения учебного материала, так как возникает необходимость переосмысления теоретических понятий в приложении к практической графической деятельности.

Что касается количественной стороны необходимых понятий, ее характеризуют два слова - достаточно много. Но, к сожалению, "дозировать" их в равной степени по темам не представляется возможным.

Трудности, возникающие в процессе обучения связаны с тем, что учащиеся должны овладевать новыми понятиями, в то время как старые сведения, на которые опираются новые, усвоены неглубоко или чисто формально, а порой и подзабыты.

Список литературы

1. Баранова Л.А., Панкевич А.П. Основы черчения - М.: Высшая школа,

1978.

2. Бахнов Ю.Н. Сборник заданий по техническому черчению. - М.: Высшая школа.

3. Ботвинников А.Д. Об актуальных вопросах методики обучения. - М.: Просвещение, 1977.

4. Ботвинников А.Д. Пути совершенствования методики обучения черчению. - М.: Просвещение, 1977.

5. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических ЗУНов школьников. - М.: 1979.

6. Ботвинников А.Д. ,Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Методическое пособие по черчению. - М.:Астрель, 2003.

7. Ботвинников А.Д. Задачи с элементами конструирования по черчению: Школа и производство, -1985-№5.

8. Ботвинников А.Д. Справочник по техническому черчению. - М.: Просве - щение, 1974.

9. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение в средней школе. - М.: Просвещение, 1981.

10. Боголюбов С.К., Воинов А.В. Курс технического черчения. - М., 1973.

11. Василенко Е.А., Жукова Е.Т., Карточки-задания по черчению для 8-го класса. - М.: Просвещение, 1974.

12. Виноградов В.Н., Василенко Е.А., Альхименок А.А. Словарь-справочник по черчению. - М.: Просвещение, 1999.

13. Владимиров Я.В., Ройтман И.А. Черчение для 9-го класса. - М.: Владос, 1999.

14. Воротников И.Е. Занимательное черчение. - М.: Высшая школа, 1990.

-63-

15. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений. Том 3. - М: Просвещение, 1983.

16. Вышнепольский И.С. Техническое черчение. - М.: Высшая школа, 1998.

17. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения. - М.: Гуманистический издательский центр ВЛАДОС,1998.

18. Гордиенко Н.А. Черчение. - М.: ООО Издательство АСТ, 2001.

19. Горский В.А. Техническое конструирование. - М: Издательство ДОСААФ, 1977.

20. Давыдов В.В. Развивающее обучение. - М.: Просвещение, 1986.

21. Иванов Н.Н. Курс машиностроительного черчения. - М.: Издательство "Машиностроение", 1964.

22. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М.: Просвещение, 1986.

23. Коленеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. СПб., 1992.

24. Кураш Г.Л. Черчение. Тетрадь для поурочных занятий к учебнику Ботвинникова А.Д. - М.: "Ювенс", 2001.

25. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение,1993.

26. Павлова А.А., Жуков. С.В. Методика обучения черчению и графике. - М.: Гуманистический издательский центр ВЛАДОС, 2004.

27. Петухов В.В. Психология мышления. - М.: Просвещение, 1987.

28. Подшибякин В.В. Поурочное планирование по техническому черчению. - Саратов.: Издательство "Лицей", 1999.

29. Преображенская Н.Г. Черчение. Программа для общеобразовательных учреждений - М.: "Вентана-Граф", 2003.

30. Решетова З.А. Психологические основы Профессионального обучения. - М.: Просвещение, 1985.

-64-

31. Ройтман И.А. Методика преподавания черчения. - М.: Гуманистический издательский центр ВЛАДОС, 2000.

32. Талызина Н.Ф., Карлов Ю.В. Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта. МГУ, 1987.

33. Терещенко А.Л. Графическая подготовка учащихся в 7-х классах: Пособие для учителя. - М.: Нар асвета, 1983.

34. Федоренко В.А., Шошин А.И. Справочник по машиностроительному черчению. - Л.: издательство "Машиностроение", 1982.

35. Якименская И.С. Знание и мышление школьника. - М.: Просвещение, 1985.

Примечания:

Примечаний нет.