Пути повышения эффективности организации социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченными возможности

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 107  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...………………..3

ГЛАВА I. Социально-педагогические трудности работы с детьми, имеющими ограниченными возможности как проблема исследования

1.1. Анализ отечественного и зарубежного опыта по исследованию социально-педагогических трудностей работы с детьми, имеющими ограниченными возможности……………………………………………….….7

1.2. Сущность и содержание социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности…………………………….12

1.3.Состояние организации социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченными возможности в центрах психолого-педагогической коррекции и реабилитации………………………………….23

Выводы по первой главе……………………………………………...40

ГЛАВА II. Обоснование модели организации преодоления социально-педагогических трудностей работы с детьми, имеющими ограниченными возможности

2.1. Характеристика модели преодоления социально-педагогических трудностей работы с детьми, имеющими ограниченными возможности…..43

2.2. Критерии оценки эффективности преодоления социально-педагогических трудностей работы с детьми, имеющими ограниченными возможности…………………………………………………………………….58

2.3. Программа опытно-экспериментальной работы по преодолению социально-педагогических трудностей работы с детьми, имеющими ограниченными возможности……………………………………………….…60

Выводы по второй главе…………………………………………...…..79

ГЛАВА III. Пути повышения эффективности организации социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченными возможности

3.1.Диагностика социально-педагогических проблем детей, имеющих ограниченные возможности…………………………………………………....81

3.2.Внедрение инновационных технологий преодоления социально-педагогических трудностей работы с детьми, имеющими ограниченными возможности…………………………………………………………………….85

3.3.Совершенствование профессиональных качеств специалистов - организаторов социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченными возможности……………………………………………...…..89

Выводы по третьей главе……………………………………………...96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………97

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………....100

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Актуальность исследования. Поиск оптимальных путей обучения и воспитания, создание условий для социального развития детей с ограниченными возможностями являются одной из задач педагогической науки и выступают объектом междисциплинарных исследований и практических поисков. Процесс гуманизации отношений между личностью и обществом, направленный на сохранение духовной наследственности человеческих взаимоотношений, требует особого внимания к нуждам детей-инвалидов, в том числе связанных с их воспитанием и обучением.

Процесс воспитания и обучения детей-инвалидов основан на необходимости понимания их специфических черт и проблем. Инвалидность ведет к ограничению возможностей, затрагивающему физическую, интеллектуальную, эмоциональную и социальные сферы, что затрудняет процесс социализации детей-инвалидов.

В нашей стране до недавнего времени доминировала концепция полезности человека для общества и дети-инвалиды считались бесперспективными в социальном плане. Современная наука доказывает, что процесс социализации может быть успешным. Принципиально новый взгляд на проблему детей с ограниченными возможностями связан с поворотом в общественном сознании от "культуры полезности" к "культуре достоинства". В новом тысячелетии человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество [7].

Ребенок дошкольного возраста требует особого внимания, так как дошкольное детство является периодом интенсивной социализации ребенка. Задача педагогов - создать условия для развития потенциальных возможностей ребенка-инвалида посредством комплексной реабилитации, которая, как справедливо отмечает Л.А. Романина, способствует социализации ребенка с ограниченными возможностями. Комплексная реабилитация представляет собой процесс и целостную систему социальных, педагогических, психологических, медицинских, юридических мер, направленных на компенсацию ограничений жизнедеятельности [14].

К проблеме социализации детей с ограниченными возможностями обращались Э.А. Абгарян, Л.И. Божович, Л.В. Василенко, М.А. Егорова, А.В.Кротова, Л.Ф. Сербина, В.Ф. Стан, И.В. Цукерман. Сущность социальной адаптации и интеграции исследовали И.А. Арнольдов, М.А. Беляева, Л.П.Буева, А. Н. Гамаюнова, Т.Т. Киселева, М.Н. Коган, А.В. Кошелева, В.В.Линьков, Т.С. Серганова, Г.Г. Силласте, Е.М. Старобина.

Социализации детей с ограниченными возможностями способствует проведение комплексной реабилитации. Анализ общих подходов к этому процессу и его связи с социализацией проводили Т.А.Добровольская, Е.М. Старобина, Н.Б. Шабалина, Л.М. Шипицина.

В качестве одного из институтов социализации детей с ограниченными возможностями мы рассматриваем реабилитационные центры. К вопросу создания реабилитационных служб на местном уровне обращались К.М. Астахова, Л.Б.Буданова, Е. Вишневская, Н. Галь, СП. Елкина, Т.В. Жданова, Л.С. Лукьяненко, А.А. Осипова, Н.А. Степанова, А.В. Солтовец, Т.Н. Тимофеева. Социально-педагогические проблемы реабилитации нашли свое отражение в работах А.М.Зотовой, Е.Н. Ким, Н.С. Моровой. Вопросы педагогической реабилитации, средства и условия специального обучения и воспитания раскрыты в исследованиях В.И. Брутмана, Л.К. Грачева, Л.С. Гусляковой, Л.Г. Журбы, А.П. Зарина, О.И. Лебединской, Е.РЛатрикеева, Э.Л. Пекелиса, Н.Д. Соколовой, О.В. Тимоновой, В.Г Ярской-Смирновой,

Роль семьи в воспитании ребенка-инвалида и необходимость педагогических знаний и умений для родителей обосновали в своих работах С.А. Беличе-ва, В.Г. Бочарова, М.Д. Горячев, С.Н. Иванова, А.В. Мудрик, Ю.Хямяляйнен и др. Вопросы работы педагогов с семьями детей-инвалидов нашли свое отражение в работах Г. Люблина, Е.М. Мастюковой, Г.Ф. Нестеровой, О.И. Поляковой, М.М.Семаго, А.В, Тащевой, Е.И. Холостовой.

Исследования интеллектуальной деятельности детей с ограниченными возможностями, особенностей их развития и проблем воспитания и обучения были проведены П.П. Блонским, И.С. Богачек, Л.С, Выготским, О.П. Гаври-лушкиной, Г,В. Гуровец, Д.С. Гуровец, Т.А. Добровольской, Ю.В. Нефедовой, Л.А. Пепика, Н.Б. Шабалиной и др. На важность раннего начала реабилитации указывали А.В. Запорожец, М.В. Ипполитова, Д.Б. Эльконин.

Программы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями были разработаны Т.А. Власовой, Е.А. Екжановой, В.И. Лубовским, НА. Никашиной, Е.А Стребелевой, Т.Е. Цикото, Т.В. Фуряевой и др. Формирование социально-бытовых и коммуникативных навыков рассмотрено в работах М.Ю. Ведениной, О.В. Вольской, Л.Н. Кошелева, А.Р. Маллером, О.Н. Окуневой, С.И.Фомичева и др.

Несмотря на решение большого ряда проблем комплексной реабилитации детей-инвалидов, вне поля зрения исследователей остались теоретико-методологические основы социально-педагогической реабилитации; вопросы создания системы реабилитационных мер, способствующих становлению связей ребенка-инвалида и общества.

Объект исследования - социально-педагогическая работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Предмет исследования - организация социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Цель исследования - выявить социально-педагогические условия комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи исследования:

1. выявить социально-педагогические трудности работы с детьми, имеющими ограниченными возможности;

2. обосновать модель организации преодоления социально-педагогических трудностей работы с детьми, имеющими ограниченными возможности

3. разработать пути повышения эффективности организации социально-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченными возможности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что социально-педагогическая работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья должна быть направлена на формирование социально-бытовых и коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями, осуществляться по обучающей программе, основанной на общедидактических и коррекционно-развивающих принципах с применением адекватных дидактических средств, методов и форм организации обучения, что в совокупности будет составлять обучающую среду

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс взаимодополняющих и взаимосвязанных методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта; эмпирические методы (анализ программ обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, педагогическое наблюдение, изучение продуктов деятельности, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперимент).

Список литературы

0. Абгарян Э. А. Моделирование социальных явлений. - М., 1980. - 44 с.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М.: Академия; Раритет, 1997.

2. Арасланова Е.А., Гребнева ИЛЗ,, Широбокова Т.П. Опыт работы центра реабилитации для детей-инвалидов с аномалиями умственного развития, воспитывающихся в семье (г. Глазов Удмурт, респ.)У/Вестник психо-социал. и коррекционно - реабилитационной работы. 1997. №3. С. 55 -59.

3. Баусов Ю.Н. Морально-ценностный аспект проблемы отношения "инвалид - общество". Дисс.... канд. фил. наук. - М. 199L 141с.

4. Бгажникова И.М., Гамаюнова А.Н. Социальный педагог специальной (кор-рекционной) школы-интерната для детей-сирот с нарушениями интеллекта: основные направления деятельности и специфика работы. //Дефектология, 1998.-№6.С. 18-21.

5. Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.//Дефектология, 1994. №1. С. 11 -14.

6. Безлюдная В.И. Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольника со сверстниками. Дисс.... канд. пед. наук. М. 1988. 212 с.

7. Беличева С. А. Служба социальной защиты семьи и детства//Педагогика, 1992.-ц№7/8. С23-27.

8. Беляева М.А; Содержание социально-педагогической деятельности в реабилитации семьи ребенка-инвалида. Дисс. ... канд пед. наук. Екатеринбург, 1997. 160 с.

9. Блонский П.П. Педагогическая психология.-М.: Владею, 2000 .-399 с.

10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.- 464 с.

11. Большая Советская энциклопедия. Реабилитация. В 30 т. - 3-е изд. Т. 10. -М.: Сов.энцикл., 1972.-С. 591.

12. Бородина И.Д., Бухны А.Ф.. Желудкова А.Г., Лазарева И.О., Шикова Т. А. Медико-социальная характеристика семьи с ребенком, страдающим онкоге-матологическими заболеваниями.// Соц. и психол. проблемы детской онкологии. - М, 1997 - С. 78 - 81.

13. Бочарова В.Т. Социальная работа в России: уроки и перспективы развития // Соц. работа, 1993.-ЖЗ. - С. 3 - 5

14. Бочарова Е.А. Казарина Е.В., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Формы работы с семьями, имеющими детей с нарушениями в развитии.//Совр. проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку. - Архангельск, 2000 - С. 242 - 243

15. Братусь Б.С,:Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 304 с.

16. Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори - материал. - М.: Мастер, 1992.

17. Василенко Л.В. Детская инвалидность: социальные аспекты реабилитации. Дисс.... канд. соц. наук. - М. 1992.- 174с.

18. Вольская О.В. Проблема развития коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития.//Совр. проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку. - Архангельск: Поморский ун-т, 2000.-С.461-464.

19. Воронкова В.В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников//Дефектология, 1997.- № 5.- С. 53 -62.

20. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста./ Под ред. О.П. Гаврулушкиной, Н.Д. Соколовой. - М.: Просвещение, 1991.

21. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. - М.: Новая школа, 1994.-78 с.

22. Гаврилушкина О.П. Новые коррекционные технологии в педагогической практике./ Совр. проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку. - Архангельск: Поморский ун-т, 2000 - С. 10 -13.

23. Голоухова Г.Н., Волокитина Т.В., Гусева Е.А. Комплексный подход к изучению детей с задержкой психического развития./ Совр. проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку -Архангельск: Поморский ун-т, 2000 - С. 467 - 469

24. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. - М.: Центр общечеловеч. ценностей, 1992.-72 с.

25. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. - М.; Педагогика, 1981.-176 с.

26. Гуровец Г.В., Гуровец Д.С. Методика реабилитации психомоторных нарушений у умственно отсталых школьников на занятиях ЛФК.// Дефектология, 1999.-№1.-С. 31-36

27. Гуслова М.Н., Стуре Т.К., Шабанова Е.А. Опыт психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида./ Под ред. Л.В. Бадя. - М.: Социально - технологический институт МГУ С, 2000. - 86 с.

28. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология, 1999.- №6.- С. 25 - 34.

29. Зайцев Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья//Педагогика, 2003.- №1.- С. 21-31

30. Зайцева Е.С. Психологическое сопровождение родителей детей - инвалидов.//Совр. проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку - Архангельск: Поморский ун-т, 2000 - С. 265 -268

31. Зарин А.П. Факторы, определяющие уровень готовности к школе детей с интеллектуальной недостаточностыо//Совр. проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку - Архангельск: Поморский ун-т, 2000 - С. 335 - 338

32. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: МГУ, 1986. - 286с.

33. Зимняя И.А. Внутрисемейное общение - показатель здоровья//Соц. работа, 1993.-№7.-С. 48-54.

34. Зотова A.M. Интеграция ребенка - инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации//Дефектология, 1997.- № 6.- С. 21-25.

35. Ильин Е.П. Успешность деятельности, компенсации и компенсаторные отношения//Вопросы психологии, 1983.- № 5.- С. 95 - 99.

36. Ипполитова. М.В. Коррекционно-воспитательная работа с детьми-дошкольниками, страдающими детским церебральным параличом. Дис. .. канд. пед. наук. М., 1967.

37. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. - НВТ "БИМК - Д", 1998 - 439с.

38. Корнетов Т. Метод Монтессори/УЧастная школа. 1995.- № 4.

39. Коултер Ди Джой. Монтессори и Штейнер.// Учительская газета. - 1992. №5.

40. Кошелева Л.Н. Социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями. Дисс.... канд. пед. наук. - Сургут, 1998.- 180с.

41. Кривов Ю.И. О месте понятия "социализация" в современной педагогике. //Педагогика, 2003.- № 2-. С. 11 - 22.

42. Лукьяненко Л.С, Степанова Н.А. Опыт работы центра социальной помощи семье и детям Большереченского района Омской области.// Вестник психо-соц. и коррекционно - реаб. работы, 1997. №3. С. 68-77.

43. Люблина Г. А. Использование элементов Монтессори - педагогики в развитии речи детей разновозрастной группы детского сада. Материалы в помощь воспитателю. - М.,1998 - 114 с.

44. Маллер А.Р. Воспитание ребенка с болезнью Дауна в се-мье//Дефектология,1985. № 2.

45. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. - М.:АРКТИ, 2000. - 124 с.

46. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта.-М.: Педагогика, 1988.- 128 с

47. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития//Дефектология. 1997.-№ 4,- С. 3 - 15.

48. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 304 с.

49. Мастюкова Е.М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с ДЦП в семье. Воспитание навыков опрятности//Дефектология, 1985. № 2.

50. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом (младенческий, ранний и дошкольный возраст). - М.: Просвещение, 1991.-159с.

51. Матейчек 3. Родители и дети. - М.: Просвещение, 1992. - 320 с.

52. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП. - Ташкент; Медицина, 1979.

53. Монтессори-материал. Часть 1. Школа для малышей. - М: Мастер, Российский Монтессори центр, 1992 - 80 с.

54. Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. - Гомель, 1993. -С. 158

55. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка/Пер. со 2-го итал., испр. и доп. изд-я. - М., 1993 -С. 158.

56. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студент, пед. вузов /Под ред. В А. Сластенина. - М.: Академия, 1999-184 с.

57. Национальная программа "Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика"//Всероссийское научное общество пульмонологов и Союз педиатров России. - М., 1997.

58. Нестерова Г.Ф. Проблемы семейного воспитания детей с ограниченными возможностямиУСовр. проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку - Архангельск: Поморский ун-т, 2000. -С. 289-292.

59. Нефедова Ю.В. Особенности психического развития младших дошкольников с интеллектуальной недостаточностьюУСовр. проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку - Архангельск: Поморский ун-т, 2000 - С. 369 - 372.

60. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы.- М., 1996. -374 с.

61. Обучение детей с задержкой психического развития. Пособие для учителей/Под ред. Т.А. Власовой, В.И., Лубовского, НА. Никашиной. - М.: Просвещение, 1981.- 119с.

62. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью./А.А. Еремина, Т.Н. Исаева, Т.Н. Бакаева, Т.В. Цикото, Н.Б. Жирова. - М.: "Логос", 1993.

63. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей/НИИ девектологии АПН СССР. -М., 1976.

64. Психология: Словарь. /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - С. 169.

65. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью/ Л.Б.Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова - СПб: Союз, 2001.

66. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кирилина Т.Ю., Кардашина О.В. Экспресс-форма организации и проведения психолого-медико-педагогического конейлиума//Вестник психосоц. и коррекционно-реабил. работы, 2000. №2. С 28-38.

67. Романина Л.А. Дифференцированная профессиональная ориентация молодых инвалидов средствами социально-педагогической работы. Дисс. ... кандидата пед. наук. - М, 1998. - 207 с.

68. Рубинштейн С.Л. Человек и мир/ЯТроблемы общей психологии. - М., 1976.-С. 253-382.

69. Самсонова Е.Н., Тащева А.И. Особенности взаимоотношений в семьях с детьми, страдающих церебральным параличомТ/Современная семья: проблемы и перспективы. - Ростов-на Дону, 1994.- С. 109 - 112.

70. Саранцев Г.И. Цель, объект и предмет педагогического исследования.// Педагогика, 2002.- № 7.- С. 13-18.

71. Сборник программ социальной адаптации лиц с выраженной умственной отсталостью, находящихся в детских и психоневрологических интернатах. - М., 1998-С.З-16.

72. Семаго М.М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка - инвалида с детства. Дисс.... канд. пед, наук. - М., 1992.- 195 с.

73. Серганова Т.И. Как победить детский церебральный паралич. Разумом специалиста, сердцем матери. - СПб.:ТАС, 1995. - 192 с.

74. Сербина Л.Ф. Психолого-педагогическая индивидуальная помощь в развитии и социализации детейУ/Совр. проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку - Архангельск: Поморский ун-т, 2000 - С. 297 - 299.

75. Силласте Г.Г. Кто поможет детям с ограниченными возможностя-ми?//Безопасность: инф. сб. - М.: Фонд нац. и междун. Безопасности, 1992.-№6.-С. 38-44.

76. Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия//Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - Т.2. - М. - Тула, 1993. - С. 265 - 275

77. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов: - ООН - Нью - Йорк, 1994. - С. 42.

78. Степанов Е.Н. Методология моделирования воспитательных системы образовательного учрежден ия//Педагогика, 2001.- № 4.- С. 14 -19.

79. Степухович СВ. Социальная идентификация инвалидности. Дисс. ... канд соц. наук, - Саратов, 1999.- 139 с.

80. Стребелева Е.А, Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии//Дефектология, 1997.- № 4.- С. 32.

81. Тарасов Б.Н., Фонарев М.И. Реабилитация при детских болезнях. - М.: Медицина, 1980.-230с.

82. Тащева А.И. Психологическая реабилитация семей с детьми - инвалида-ми//Вестник психосоц. и коррекционно - реабилитац. работы, 1998. - №3. - С. 17-29.

83. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии/УДефектология, 1998.- № 4.- С. 3 - 9.

84. Школьникова Н.Н. Система развития коммуникативного поведения у детей раннего и дошкольного возраста с осложненными формами интеллектуальной недостаточности. Дисс.... канд. пед. наук. - М., 1993.- 146с.

85. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

Примечания:

Примечаний нет.