РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, НАПРАВЛЕННОГО НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 108  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ 7

1.1. Специфика и содержание процесса формирования представлений в старшем дошкольном возрасте 7

1.2. Методические основы формирования представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста 18

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, НАПРАВЛЕННОГО НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ 32

2.1. Констатирующий этап исследования 32

Определение детьми существенных признаков живого 35

2.2. Формирующий эксперимент. Основные подходы в разработке методики ознакомления старших дошкольников с дикими животными 43

2.3. Разработка программы ознакомления старших дошкольников с животными 60

2.4. Контрольный этап. Диагностика результативности формирования представлений дошкольников о диких животных 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83

ПРИЛОЖЕНИЯ 86

Введение

Взаимоотношение человека с природой — ак¬туальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшиеся в резуль¬тате интенсивной производственной деятельности, угро¬жают здоровью и жизни людей, особенно детей. Публи¬кации высветили и другую сторону проблемы — невысо¬кий уровень экологической культуры, экологического сознания у большой части людей. Несомненно, что это является следствием недостаточной воспитательно-образо¬вательной работы, призванной формировать у населения страны правильное отношение к природе. Совершенно очевидно, что формировать такое отношение надо начинать до того, как человек становится взрослым, т. е. на этапе, когда закладываются основы человеческой личности, ее позиции, мировоззрение. Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдаю¬щиеся мыслители и педагоги прошлого, такие, как Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский, ви¬дели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Широко известно, что К. Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мыс¬ли по этому вопросу, неоднократно высказанные им в различных трудах, не утратили актуальности и по сей день. К. Д. Ушинский обратил особое внимание на не¬обходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо приви¬вать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные.

Познание человеком природы всегда составляло важ¬нейшую основу его умственного развития, формирования мировоззрения. В советское время идею использования природы как средства всестороннего воспитания дошкольников раз¬вивали Н. К. Крупская, Е. И. Тихеева, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева и многие другие педагоги. Формирование мышления посредством изучения природы, познания ее законов и всеобщей взаимосвязи происходящих в ней процессов — все эти вопросы тес¬нейшим образом связаны между собой. Их комплексное исследование исключительно актуально для современ¬ного этапа развития педагогических идей, для поиска правильных, наиболее эффективных путей формирова¬ния экологического мировоззрения, научно обоснован¬ного взгляда на природу, для становления и развития полноценных интеллектуальных и нравственных качеств подрастающего поколения.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Общение с природой имеет большой психолого-педагогический потенциал, но проблема заключается в том, что без готовности его «видеть», без соответствующей внутренней активности он так и останется потенциалом, не станет осуществившейся возможностью. В основе общения до¬школьника с живой приро¬дой должно лежать отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, забо¬титься о растениях и животных).

Пути становления осознанного, бережного и заботливого отношения к приро¬де у детей дошкольного возраста прямо или косвенно рассматривались в исследо¬ваниях В.П. Арсентьевой, В.Г Грецовой, Е.И. Золотовой, М.К.Ибраимовой, И.А. Комаровой, А.А. Петрикевич, З.П. Плохий, Н.К.Постниковой, Л.И. Унучек, A.M. Федотовой, Т.В. Христовской, И.А.Шараповой и др.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка, в ходе специально организованного педагогического воздействия, формируются представления. Формирование представлений о закономерностях окружающего мира – важный этап умственного развития ребенка.

Проблеме формирования представлений о животных (в частности – о диких животных) посвящены исследования С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой и др. Ознакомление старших дошкольников с дикими животными в форме представлений – важная педагогическая задача, способствующая как умственному развитию ребенка, так и преследующая цель экологического воспитания личности.

Исходя из этого избранная нами тема исследования является актуальной.

Объект исследования – воспитание дошкольников.

Предмет исследования – формирование представлений о диких животных как важная составная часть воспитания.

Цель исследования: рассмотреть основы формирования представлений ребенка старшего дошкольного возраста о диких животных как важную составную часть воспитания старших дошкольников.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Охарактеризовать содержание процесса формирования представлений в старшем дошкольном возрасте.

2. Проанализировать специфику построения пеадгогического процесса, направленного на формирование представлений дошкольников о диких животных.

3. Выявить роль моделей и наглядных пособий в развитии познавательного интереса к животным.

4. Сформулировать выводы по результатам исследования.

Гипотезой исследования являются следующие предположения:

1. В старшем дошкольном возрасте представления детей о диких животных являются, в основном, разрозненными и неполными;

2. Создание психолого-педагогических условий, способствующих формированию представлений дошкольников о диких животных в ходе занятий в детском саду, будет способствовать формированию более целостных представлений о диких животных.

Решение поставленных задач осуществлялось на основе использования комплекса методов: изучение, систематизация и анализ литературы по проблеме ознакомления дошкольников с дикими животными.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в обобщении теоретического и практического материала по проблеме формирования представлений дошкольников о диких животных как важной составной части их экологического воспитания.

Обоснованность и достоверность результатов, адекватных цели, предмету, задачам и методам, обеспечены теоретическим и практическим анализом проблемы.

Список литературы

1. Акимушкин И.И. Мир животных. – М., 1975.

2. Бобылева Л. Бывают ли полезные и вредные животные? // Дошкольное воспитание. - 2000.

3. Большая энциклопедия природы для детей. - М., 1994.

4. Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. - М.: «Просвещение», 1983.

5. Васильева Л.И. Учите детей наблюдать природу. – Минск, 1972.

6. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М., 1980.

7. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1982.

8. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.

9. Горощенко В.П. и др. Основы природоведения. – М., 1976.

10. Гусев В.Г. Наши питомцы. – М., 1987.

11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А.. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996.

12. Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. – М., 1982.

13. Дмитриев Ю.Д., Пожарицкая Н.М. Твоя Красная книга. - М., 1986.

14. Дубровкина Е., Нагорская Т., Мигунова Е. Улитка, улитка, высуни рога. Занятие-модель для детей от пяти лет. //Дошкольное образование. – 2003. - № 10.

15. Заринова А. «Приплыви к нам, золотая рыбка». // «Дошкольное воспитание». – 1993. - № 7.

16. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М., 1988.

17. Ильина Р.А. Воспитание трудолюбия и любви к природе // Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. /Сост. Л.В.Русскова. - М., 1984.

18. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. - М., 1985.

19. Караченцов П. «Наедине с природой». Серия картин. - М., 1978.

20. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. - М., 2004.

21. Корганова И.В. Об отборе знаний о животном мире при формировании субъектно-этического отношения к природе у пятилетних дошкольников// Сборник работ молодых ученых МГПУ. Выпуск VII/ Сост. Н.М. Чалов. - М.: МГПУ, 2001.-С. 101 - 108.

22. Корганова И.В. Содержание знаний о животных при формировании субъект-но-этического отношения к ним у старших дошкольников// Нравственное вос¬питание на современном этапе. Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов учебных педагогических заведений/ Научный редактор Т.А. Куликова. - М.: МГПУ, 2001. - С. 175 - 176.

23. Корганова И.В. Роль взрослых в формировании у старших дошкольников по¬ложительного отношения к животным// Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сборник научных трудов/ Отв. редактор - С.А. Козло¬ва. – М.: МГПУ, 2001. - С. 101-108.

24. Корзакова Е.И., Фокина В.Г. Труд в природе. // Дошкольное воспитание. - 1976. - № 6.

25. Леснов П.А. Любопытные рассказы о диких зверях. - М., 1975.

26. Маврина Л. Художественная литература о природе. //Дошкольное воспитание. - 2002. - № 3.

27. Мазурина А.Ф. Наблюдения и труд детей в природе. - М., 1984.

28. Мариковский П.И. Друзья-насекомые. - М., 1974.

29. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. - М., 1984.

30. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб., 2000.- 319 с.

31. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. - Мн., 1996.

32. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.,1999.

33. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М., 1996.

34. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь, Пермский областной совет, 1992-216 с.

35. Николаева С.Н. Лошадь лечит человека. // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 12. - С. 116.

36. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2002.

37. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры. //Дошкольное воспитание. - 1997. - № 1.

38. Программы по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. - М., 1999.

39. Радкевич В.А. Экология. - Мн., 1983.

40. Разбесов О.К. Твой аквариум. - М., 1980.

41. Сабунаев В. Занимательная зоология. - М., 1976.

42. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1986 – 207 с.

43. Саморукова П.Г. Умственное воспитание детей. Л.: Изд-во ЛПИ им. А.И. Герцена, 1975. – 88 с.

44. Сизенко-Казанец З. Ознакомление дошкольников с природой. // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 8.

45. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. - М, 1980.

46. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1971.

47. Терентьева Е.Ф. К программе знаний детей старшего дошкольного возраста о животных. Содержание обучения и воспитания в детском саду. - М., 1978.

Примечания:

Примечаний нет.