Развитие чувства ритма дошкольников на основе ритмопластики

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 80  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

ЧУВСТВА РИТМА

1.1. Проблема развития чувства ритма дошкольников в психолого-педагогической литературе

1.2. Возрастные особенности развития чувства ритма ребенка-дошкольника

1.3. Ритмопластика как средство развития чувства ритма дошкольников

Выводы

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РИТМА НА ОСНОВЕ РИТМОПЛАСТИКИ

2.1. Выявление первоначального уровня развития чувства ритма у детей

2.2. Система ритмопластических упражнений для развития чувства ритма

2.3. Анализ результатов эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

3

7

7

21

36

47

49

49

52

60

65

69

73

Введение

Актуальность работы. В последнее время все более активно изучаются процессы самопознания, самоотношения, самовоспитания, самореализации, самовыражения, играющие значительную роль в развитии личности ребенка. Одним из важнейших факторов развития личности является воспитание.

В ситуации смены воспитательных, образовательных и идеологических

парадигм общественного сознания, система форм и средств обучения также

претерпевает существенные изменения.

Совершенствование системы обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет требования к психическому развитию детей. В частности, среди задач музыкального воспитания актуальной задачей является развитие чувства ритма дошкольников.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Они развивают и чувство ритма, и музыкальный слух, и двигательные способности, а также психические процессы, лежащие в их основе.

Аспекты изучения чувства ритма представлен главным образом в музыкально-педагогических работах (Т. С. Бабаджан, Ю. А. Двоскина, Н. А. Метлов, М. А. Румер, 1930; Н. А. Ветлугина, 1958, 1963; И. Л. Дзержинская, 1959, 1962; А. Н. Зимина, 1964; М. Л. Палавандишвили, 1973 и др.) и небольшом количестве музыкально-психологических исследований (Б. М. Теплов, 1947; Л. А. Гарбер, 1962; Г. А. Ильина, 1959, 1961; К. Мышкип, 1953). Анализ данных работ, в которых с большей или меньшей полнотой освещены отдельные аспекты онтогенеза чувства ритма, свидетельствует, с одной стороны, об очень раннем возникновении музыкально-ритмических реакций и доминировании ритма в музыкальных проявлениях детей на начальных стадиях развития музыкальности, с другой — о значительных затруднениях, которые возникают у них при выполнении, казалось бы, самых простых ритмических заданий.

В целом, чувство ритма является важной психологической способностью, пересекающейся в психологическом плане с усвоением ребенком речевых эталонов. Выявлено, что ребенок обладает индивидуальной, присущей только ему ритмической группой.

Индивидуальная ритмическая группа может улучшаться или ухудшаться, это сложная психическая функция, данная ребенку от природы. Она формируется в процессе развития детей, особенно на стадии с 2 до 9-10 лет. Нарушения в ритме не так безобидны, как кажутся: исправить их значительно труднее, чем выработать ритм. Индивидуальный ритм ребенка, данный ему по наследству, можно улучшить, как и любой психический процесс. Поэтому особую актуальность приобретает проблема развития таких способностей ребенка как ритм и пластика.

Занятия ритмопластикой приведут к желательным результатам, если они начнут проводиться в воспитании детей с ранних лет. Ритмопластические упражнения помогут укрепить тело, развить мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу, память, положительные качества личности. Вместе с тем, в современных условиях можно отметить назревающее противоречие между наработанными ведущими учеными методами развития личности ребенка и их практической реализуемостью.

Актуальной проблемой является выявление эффективности методов ритмопластики в развитии чувства ритма детей дошкольного возраста и границ их применимости в деятельности педагогов.

Как отмечает А.И. Буренина, в области развития двигательной сферы дошкольника актуальным является ряд задач. В пер¬вую очередь, это умение соотносить движения с музыкой. Вторая группа задач – это развитие двигательных качеств, таких, как координация, ловкость и точность движений, гибкость, пластичность, выразительность. Третья группа задач – это формирование двигательных навыков и умений в различных видах упражнений (из области хореографии, художественной и ритмической гимнастики и т.д.).

Целью исследования является выявление способов развития чувства ритма детей дошкольного возраста на основе ритмической пластики.

Объектом исследования является процесс обучения детей старшего дошкольного возраста музыкально-ритмическим движениям.

Предметом исследования является изучение возможностей ритмопластики в развитии чувства ритма.

Гипотеза: чувство ритма детей дошкольного возраста будет развиваться успешно, если использовать систему ритмопластических упражнений, построенную с учетом возрастных особенностей.

Задачи:

1. Анализ теоретической и методической литературы по проблеме.

2. Изучение специфики педагогического процесса, направленного на развитие чувства ритма дошкольников.

3. Разработка системы упражнений, диагностика эффективности реализации программы.

4. Составление методических рекомендаций для педагогов.

Методологической и педагогической основой исследования являются положения о ведущем виде деятельности ребенка дошкольного возраста о роли ритмопластических упражнений в формировании целостной личности дошкольника.

Практическая значимость исследования состоит в реализации программы ритмопластики в практической деятельности педагога дошкольного учреждения.

Список литературы

1. Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. – М., 1967. – 217 с.

2. Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире.- М., 1973. – 178 с.

3. Бекина И.С. и др. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984. – 288 с.

4. Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности. // Дошкольное воспитание, 1992, №5/6. сс. 13-18

5. Бублей С. Детский оркестр.- Л.: Музыка, 1985. – 79 с.

6. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. – СПб., 1997. – 128 с.

7. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. – 234 с.

8. Вендрова Т. А. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коуэн // Искусство в школе.— 1997.- № 1, 4., сс. 45 - 46

9. Ветлугина Н.А. О международной конференции по музыкальному воспитанию детей и юношества // Дошкольное воспитание, 1970, № 11. с. 13

10. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М., 1981. – 247 с.

11. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968. - С. 8.

12. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М., 1983. – 303 с.

13. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов /Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. – 288 с.

14. Выходцева Н.П. Система работы музыкального руководителя детского сада по развитию вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста. Новосибирск, 2000. – 117 с.

15. Гусева Е.П., Медянников А.И. Связь психофизиологических особенностей с музыкальностью на начальных этапах обучения. // Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны. Клайпеда, 1985. c. 68-70.

16. Давыдов В.В. Психическое развитие и воспитание. /Хрестоматия по педагогической психологии. – М.: Изд-во Международной педагогической академии, 1995. – 416 с.

17. Дошкольник: обучение и развитие. /Сб. статей. – Изд-во Ярославской академии развития, 1998. – 256 с.

18. Дубровская Е. Ступеньки музыкального развития. //Дошкольное воспитание, 2000, №8., с. 45-48

19. Дубровская Е.А. Теория и методика музыкального воспитания. М., 1991. – 225 с.

20. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: Владос, 2000. – 304 с.

21. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: «Логос», 2000. – 384 с.

22. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2000. – 416 с.

23. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.- М., 1990. – 199 с.

24. Константинова А.И. Игровой стретчинг. – СПб.: «Аллегро», 1993. – 76 с.

25. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, «Академия развития», 1996. – 208 с.

26. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция – М.: Просвещение, 1992. – 95 с.

27. Медянников А.И. Связь психофизиологических особенностей с музыкальностью на начальных этапах обучения. // Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны. Клайпеда, 1985. c. 68-70.

28. Морева Н. Вопросы музыкального воспитания в психолого-педагогической теории// Дошкольное воспитание, 1998 № 2. – с. 114 – 116.

29. Мухина В.С. Детская психология. / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985г. – 163 с.

30. Науменко Т. «Радуга-дуга» (Сборник). М., 1976. – 89 с.

31. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.

32. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Изд-во Российского педагогического агентства, 1995. – 637 с.

33. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996. – 432 с.

34. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой – М., 1987. – 224 с.

35. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- М., 1997. – 231 с.

36. Радынова О.П., Катинене А.И., Паловаидишвили М.Я. Музыкальное воспитание дошкольников.- М., 1994. – 187 с.

37. Решетняк О.В., Банникова Т.А. Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с дошкольниками 5-6 лет, имеющими задержку психического развития //Физическая культура, №2, 2001.

38. Ритмическая пластика для дошкольников /Учебно-методическое пособие по программе А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика». СПб.: Изд-во ЛОИУУ, 1994. – 106 с.

39. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. – М.: Просвещение, 1972. - 334 с.

40. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей – М.: Педагогика, 1988 – 170 с.

41. Теплов Б.М. Избранные труды. Т.1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1985. – 421 с.

42. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 335 с.

43. Трубникова М. Учим детей играть по слуху // Дошкольное воспитание. - 1993.- № 9, с. 23-45.

44. Тютюнникова Т. Движение и музыка. //Дошкольное воспитание, 1997.—№ 8, 10.

45. Тютюнникова Т. Движение и музыка. //Дошкольное воспитание, 1999, №4., с. 12.

46. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М.: Академ-А, 1999. – 96 с.

47. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. – М.: Музыка, 1996. – 184 с.

48. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду М.: Просвещение, 2003. – 160 с.

Примечания:

Примечаний нет.