Развитие ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 60  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7

1.1. Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста 7

1.2. Специфика музыкально-игровой деятельности дошкольника 15

1.3. Методические основы развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности 22

Выводы 29

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30

2.1. Выявление уровня развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. Описание результатов диагностики уровня развития ритмического слуха 30

2.2. Разработка системы заданий по развитию ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста 35

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 40

Выводы 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

ПРИЛОЖЕНИЕ 52

Введение

Актуальность работы. В последнее время все более активно изучаются процессы самопознания, самоотношения, самовоспитания, самореализации, самовыражения, играющие значительную роль в развитии личности ребенка. Одним из важнейших факторов развития личности является воспитание.

В ситуации смены воспитательных, образовательных и идеологических парадигм общественного сознания, система форм и средств обучения также претерпевает существенные изменения.

Совершенствование системы обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет требования к психическому развитию детей. В частности, среди задач музыкального воспитания актуальной задачей является развитие ритмического слуха дошкольников.

Музыкально-игровая деятельность является синтетическим видом деятельности. Она развивает и чувство ритма, и музыкальный слух, и двигательные способности, а также психические процессы, лежащие в их основе.

Аспекты изучения ритмического слуха представлены главным образом в музыкально-педагогических работах (Т. С. Бабаджан, Ю. А. Двоскина, Н. А. Метлов, М. А. Румер, 1930; Н. А. Ветлугина, 1958, 1963; И. Л. Дзержинская, 1959, 1962; А. Н. Зимина, 1964; М. Л. Палавандишвили, 1973 и др.) и небольшом количестве музыкально-психологических исследований (Б. М. Теплов, 1947; Л. А. Гарбер, 1962; Г. А. Ильина, 1959, 1961; К. Мышкип, 1953). Анализ данных работ, в которых с большей или меньшей полнотой освещены отдельные аспекты онтогенеза ритмического слуха, свидетельствует, с одной стороны, об очень раннем возникновении музыкально-ритмических реакций и доминировании ритма в музыкальных проявлениях детей на начальных стадиях развития музыкальности, с другой — о значительных затруднениях, которые возникают у них при выполнении, казалось бы, самых простых ритмических заданий.

В целом, ритмический слух является важной психологической способностью, пересекающейся в психологическом плане с усвоением ребенком речевых эталонов. Выявлено, что ребенок обладает индивидуальной, присущей только ему ритмической группой.

Индивидуальная ритмическая группа может улучшаться или ухудшаться, это сложная психическая функция, данная ребенку от природы. Она формируется в процессе развития детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Нарушения в ритме не так безобидны, как кажутся: исправить их значительно труднее, чем выработать ритм. Индивидуальный ритм ребенка, данный ему по наследству, можно улучшить, как и любой психический процесс. Поэтому особую актуальность приобретает проблема развития таких способностей ребенка как ритмический слух и ритмическая пластика. Музыкально-игровая деятельность, по мнению ряда авторов, является особой формой освоения музыкально-ритмических навыков путем воспроизведения, моделирования. Усвоение ребенком функциональных связей и отношений между музыкальным сопровождением и своими движениями осуществляется постепенно, и, соответственно, все более усложняется структура ритмического слуха дошкольника.

Музыкально-игровые занятия приведут к желательным результатам, если они начнут проводиться в воспитании детей с ранних лет. Система упражнений и игр поможет укрепить тело, развить мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу, память, положительные качества личности. Вместе с тем, в современных условиях можно отметить назревающее противоречие между наработанными ведущими учеными методами развития личности ребенка и их практической реализуемостью.

Актуальной проблемой является выявление эффективности методов развития ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста. Как отмечает А.И. Буренина, в области развития двигательной сферы дошкольника актуальным является ряд задач. В пер¬вую очередь, это умение соотносить движения с музыкой. Вторая группа задач – это развитие двигательных качеств, таких, как координация, ловкость и точность движений, гибкость, пластичность, выразительность. Третья группа задач – это формирование двигательных навыков и умений в различных видах упражнений (из области хореографии, художественной и ритмической гимнастики и т.д.).

В настоящее время в системе дошкольного образования можно отметить наличие противоречия между многообразием различного рода развивающих программ и их практической применимостью в плане развития определенных сторон личности ребенка. Специалисты, проводящие занятия с детьми, также не имеют зачастую должного уровня подготовки. Между тем, игровая деятельность дошкольника, являясь ведущим типом деятельности в данном возрасте, обладает большим дидактическим потенциалом.

Целью исследования является выявление эффективных методов развития ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста в ходе музыкально-игровой деятельности.

Изучение литературы по проблеме показало следующее противоречие. Среди многообразия различного рода развивающих программ недостаточно реализуется их практическое применение в плане развития определенных сторон личности ребенка.

Проблема нашего исследования заключается в выявлении эффективных методов развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является музыкально-игровая деятельность.

Гипотеза исследования: развитие ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности может быть успешным, если сочетать методы индивидуальной и групповой работы с детьми на музыкально-игровых занятиях.

Предметом исследования являются формы организации развития ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.

Задачи:

1. Анализ теоретической и методической литературы по проблеме.

2. Изучение специфики формирования ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста.

3. Анализ роли музыкально-игровой деятельности в формировании ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработка системы упражнений для развития ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности.

Методологической и педагогической основой исследования являются положения об игре как ведущем виде деятельности ребенка дошкольного возраста, о роли развития чувства ритма в формировании целостной личности дошкольника.

Теоретической основой являются исследования психологов и педагогов - Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина, Е.А. Дубровская, Н.Г. Кононова и др. Результаты исследований данных авторов подтверждают значительность роли музыкального воспитания в развитии личности ребенка-дошкольника.

Практическая значимость исследования состоит в реализации программы развития ритмического слуха у детей в практической деятельности педагога дошкольного учреждения.

Исследование проводилось на базе ДОУ №3 «Родничок» с. Шаркан.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

Список литературы

1. Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста.– М., 1967. – 217 с.

2. Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире.- М., 1973. – 178 с.

3. Бекина И.С. и др. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984. – 288 с.

4. Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности. // Дошкольное воспитание, 1992, №5/6. сс. 13-18

5. Бублей С. Детский оркестр.- Л.: Музыка, 1985. – 79 с.

6. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. – 234 с.

7. Вендрова Т. А. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коуэн // Искусство в школе.— 1997.- № 1, 4., сс. 45 - 46

8. Ветлугина Н.А. О международной конференции по музыкальному воспитанию детей и юношества // Дошкольное воспитание, 1970, № 11. с. 13

9. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М., 1981. – 247 с.

10. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968. - С. 8.

11. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М., 1983. – 303 с.

12. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов /Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. – 288 с.

13. Выходцева Н.П. Система работы музыкального руководителя детского сада по развитию вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста. Новосибирск, 2000. – 117 с.

14. Давыдов В.В. Психическое развитие и воспитание. /Хрестоматия по педагогической психологии. – М.: Изд-во Международной педагогической академии, 1995. – 416 с.

15. Дошкольник: обучение и развитие. /Сб. статей. – Изд-во Ярославской академии развития, 1998. – 256 с.

16. Дубровская Е. Ступеньки музыкального развития. //Дошкольное воспитание, 2000, №8., с. 45-48

17. Дубровская Е.А. Теория и методика музыкального воспитания. М., 1991. – 225 с.

18. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: Владос, 2000. – 304 с.

19. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: «Логос», 2000. – 384 с.

20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2000. – 416 с.

21. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.- М., 1990. – 199 с.

22. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, «Академия развития», 1996. – 208 с.

23. Медянников А.И. Связь психофизиологических особенностей с музыкальностью на начальных этапах обучения. // Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны. Клайпеда, 1985. c. 68-70.

24. Морева Н. Вопросы музыкального воспитания в психолого-педагогической теории// Дошкольное воспитание, 1998 № 2. – с. 114 – 116.

25. Мухина В.С. Детская психология. / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985г. – 163 с.

26. Науменко Т. «Радуга-дуга» (Сборник). М., 1976. – 89 с.

27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.

28. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Изд-во Российского педагогического агентства, 1995. – 637 с.

29. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996. – 432 с.

30. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой – М., 1987. – 224 с.

31. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- М., 1997. – 231 с.

32. Радынова О.П., Катинене А.И., Паловаидишвили М.Я. Музыкальное воспитание дошкольников.- М., 1994. – 187 с.

33. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. – М.: Просвещение, 1972. - 334 с.

34. Теплов Б.М. Избранные труды. Т.1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1985. – 421 с.

35. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 335 с.

36. Трубникова М. Учим детей играть по слуху // Дошкольное воспитание. - 1993.- № 9, с. 23-45.

37. Тютюнникова Т. Движение и музыка. //Дошкольное воспитание, 1997.—№ 8, 10.

38. Тютюнникова Т. Движение и музыка. //Дошкольное воспитание, 1999, №4., с. 12.

39. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М.: Академ-А, 1999. – 96 с.

40. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. – М.: Музыка, 1996. – 184 с.

41. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду М.: Просвещение, 2003. – 160 с.

Примечания:

Примечаний нет.