Развитие самостоятельности в учении младших школьников

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 32  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Введение 1

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 4

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по развитию младшего школьника 4

1. 2. Проблемы обучения младшего школьника 7

1.3. Теоретические подходы к изучению феномена самостоятельности в психологии и педагогике 15

Введение

Актуальность работы

В последнее время все большее признание в психолого-педагогических исследованиях получает личностно ориентированный подход к обучению и развитию. Все более активно изучаются процессы самопознания, самоотношения, самовоспитания, самореализации, самовыражения, играющие значительную роль в построении взаимоотношений ребенка с социальной средой, его адаптации к этой среде (социализации). В этом отношении важной является задача определения факторов и перспектив развития личности.

Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет требования к психическому развитию школьников. Важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.

Актуальной проблемой является поиск методов обучения, способствующих повышению творческой активности, мотивации школьников, развитию навыков самостоятельного решения учебных и жизненных трудностей.

Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, их сотрудников и последователей (Л.И.Айдарова, А.К.Дусавицкого, А.К.Маркова, Ю.А.Полуянова, В.В.Репкина, В.В.Рубцова, Г.А.Цукерман и др.).

Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что дети приходят в школу не только с разным уровнем подготовки к обучению и разным уровнем интеллектуального развития, но и с различными личностными особенностями.

В рамках данной работы особое внимание уделяется теоретическому и практическому исследованию развития самостоятельности младших школьников.

Цель работы: выявление психолого-педагогических условий развития самостоятельности младших школьников в обучении.

Объект: личность ребенка младшего школьного возраста.

Предмет: психолого-педагогические условия развития самостоятельности младших школьников в обучении.

Задачи работы:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по тематике.

2. Анализ проблем в обучении младших школьников.

3. Изучение теоретических подходов к развитию самостоятельности младших школьников.

4. Обоснование методических подходов к развитию самостоятельности младших школьников.

5. Проведение экспериментального изучения эффективности методики и анализ результатов.

Список литературы

1. Бариленко Н.Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. // Вопросы психологии. 1996. №4.

2. Божович Л.И., Славина Л.С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности. // Вопросы психологии. 1976. №1.

3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956

4. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы. // Вопросы психологии, 1997, №1.

5. Заика Е.В., Лантушко Г.Н. Игры для формирования раскрепощенности в познавательной сфере школьников // Вопросы психологии, 1997, №4.

6. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. //Избр. психологич. труды в 2 т. М., 1986

7. Кисловская В.Р. К вопросу об эмоциональном отношении школьника к коллективу. // Вопросы психологии. 1971. №1.

8. Кисловская В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. Алма-Ата, 1975. - 40 с.

9. Коломинский Я.Л. Малая (контактная) группа как универсальная система непосредственного межличностного общения. / В сб. «Генетические проблемы социальной психологии»: под ред. Я.Л.Коломинского и М.И.Лисиной. Минск, Изд-во «Университетское», 1985. - 208 с.

10. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во БГУ им. В.И.Ленина. - 350 с.

11. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии, 1961, № 3.

12. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых 7 лет жизни // Вопросы психологии 1978, № 5.

13. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

14. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.

15. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с.

16. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1985.

17. Романеева М.П., Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников // Вопросы психологии. 1980. №6.

18. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

19. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Педагогика, 1989

20. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии, 1996, №3.

21. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии, 1994, № 6.

22. Счастная А.М. Сравнительный анализ межличностного взаимодействия детей шестилетнего возраста в условиях подготовительных групп и классов. / В сб. «Генетические проблемы социальной психологии»: под ред. Я.Л.Коломинского и М.И.Лисиной. Минск, изд-во «Университетское», 1985. - 208 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аминов Н.А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей // Вопросы психологии. 1995. №5

2. Аминов Н.А. Природные предпосылки педагогических стилей у преподавателей начальной школы //Вопросы психологии. 1997. №2.

3. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей //Вопросы психологии. 1988. №5.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания Л. 1969.

5. Аржакаева Т.А. Психологические трудности общения начинающих учителей: Автореф дисс. ...канд психол наук: М., 1995.

6. Артемьева Т.И. Проблема способностей: личностный аспект //Психологический журнал. 1984.Т5. №3.

7. Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы //Психологический журнал. 1996. Т 17. №1.

8. Вяткин Б.А., Т.М.Хрусталева Специальные способности в структуре индивидуальности учителя //Вопросы психологии. 1994. №4.

9. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера- педагога Свердловск. 1988.

10. Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты //Вопросы психологии 1988. №5.

11. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы Казань. 1969.

12. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии М. 1972.

13. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя Л.1985.

14. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища М.: Высшая школа. 1989.

15. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя Гомель. 1976.

16. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя ЛГУ. 1957.

17. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности М. 1986.

18. Платонов К.К. Структура и развитие личности М.: Наука. 1986.

19. Проблемы способностей /Под ред В.Н.Мясищева. М. 1962.

20. Проблемы экспериментальной психологии личности //Ученые записки. 1970. Т 77. Вып. 6. / Под ред. В.С. Мерлина. Пермь.

21. Психологическая диагностика детей и подростков /Под ред К.М.Гуревича, Е.М. Борисовой, М.: Международная педагогическая академия. 1995.

22. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя //Учебное пособие. / Л.М.Митина. М. 1992.

23. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии, 1997, №1.

24. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии М.: Педагогика. 1973.

25. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в профессиональной подготовке М.: Просвещение. 1976.

26. Слободчиков В.И., Н.А.Исаева Психологические условия введения студентов в профессию педагога //Вопросы психологии. 1996 г. №4.

27. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий М. 1961.

28. Типологические исследования по психологии личности Пермь. 1967. Т 48. вып 4.

29. Шадриков В.Д., Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей. М., 1991.

30. Юриков А.А. Педагогические условия реализации воспитательных возможностей общения в летнем лагере школьников: Автореф дис. ... канд пед наук. Краснодар. 1996.

1. Иванова Т.Ф. Изучение и формирование ответственности у младших школьников: Методические рекомендации для учителей / Под ред. М.В. Матюхиной. – Анапа, 1999.

Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся //Педагогика, 1998, №3

Примечания:

работа неполностью