РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 64  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

1.1. Пути развития личности ребенка старшего дошкольного возраста посредством творчества

1.2. Методические подходы к развитию творческих способностей старших дошкольников

1.3. Условия развития творческих способностей дошкольников на игровых (на примере программы «Развитие»)

ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

2.1. Этапы исследования

2.2. Описание методик исследования

2.3. Описание констатирующего этапа эксперимента

2.4. Описание экспериментальной методики занятий по развитию творческих способностей детей

2.5. Описание контрольного этапа эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

3

5

5

15

35

47

47

47

54

56

56

59

61

64

Введение

Актуальность работы. В последнее время все более активно изучаются процессы самопознания, самоотношения, самовоспитания, самореализации, самовыражения, играющие значительную роль в развитии личности ребенка. Одним из важнейших факторов развития личности является обучение. Старший дошкольный возраст как завершающий этап дошкольного детства и подготовительный этап к «вхождению» ребенка в новые социальные институты приобретает особое значение в формировании отношения ребенка к школе, сверстникам, самовосприятия и самооценки.

В ситуации смены воспитательных, образовательных и идеологических парадигм общественного сознания, система форм и средств обучения также претерпевает существенные изменения.

Совершенствование системы обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет требования к психическому развитию детей. Важное значение придается задаче пробудить и поддержать интерес детей к учебе, научить учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.

Проявлением недостатков в построении содержания и форм учебного процесса в современной школе является явление «отхода от школы», «мотивационного вакуума». Главная психологическая причина этого, с одной стороны, заключается в недостаточном внимании к формированию учебной деятельности в единстве ее компонентов – мотивов, учебных действий, действий самоконтроля и самооценки, с другой, психологические характеристики учебной деятельности – ее строение, возрастные особенности недостаточно систематизированы, не описаны самими психологами и не доведены до такого уровня, чтобы лечь в основу практической работы в дошкольном учреждении.

Сложность и вариативность современных программ обучения и воспитания выдвигает повышенные требования к уровню развития творческих способностей дошкольника. Творческие способности выполняют в современных условиях адаптационную функцию личности к изменяющимся условиям внешней среды.

Все это повышает значимость организации педагогического процесса в дошкольном учреждении оптимальным образом, учитывающим ндивидуальные и возрастные особенности.

В дошкольных учреждениях в настоящее время апробируется и применяется большое количество развивающих программ, которые могут оказывать существенное влияние на психическое развитие ребенка и его личность в целом. Однако, ряд экспериментальных и теоретических исследований показывает, что наиболее успешным является процесс воспитания, организованный с учетом и с использованием ведущего вида деятельности.

В исследованиях таких психологов-педагогов как Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, В.Г.Асеев, А.Б.Добрович, И.В.Дубровина, О.М.Дьяченко, Т.М.Лаврентьева и других, намечены пути оптимизации психического и личностного развития ребенка-дошкольника. Сюжетно-ролевая игра дошкольников определяется как психологическая среда развития личности ребенка старшего дошкольного возраста.

В рамках дипломной работы в качестве экспериментальной методики развития творческих способностей старших дошкольников применялась программа «Развитие». Тем не менее, работа имела элемент практической новизны – программный материал был дополнен организацией сюжетно-ролевых игр старших дошкольников, направленных на развитие творческих способностей личности ребенка.

Целью данной дипломной работы является создание педагогических условий (в виде специально организованных занятий с использованием сюжетно-ролевых игр) для развития творческих способностей ребенка старшего дошкольного возраста.

Задачи работы:

1. Проанализировать психолого - педагогическую литературу по данной проблематике.

2. Выбрать адекватные методики для исследования творческих способностей детей-дошкольников.

3. Организовать и провести психодиагностическое исследование.

4. Дать интерпретацию полученных результатов.

Предмет исследования: творческие способности дошкольника.

Объект исследования: личность ребенка – дошкольника.

Гипотезой исследования является предположение о том, что развивающие игры, имеющие сюжетно-ролевой характер, включенные в систему занятий с детьми старшего дошкольного возраста, будут наиболее эффективным образом способствовать развитию творческих способностей ребенка.

Список литературы

1. Антонова Г.П., Икунина З.И., Антонова И.П., Антонова Н.А. Влияние особенностей интеллекта старших дошкольников на эффективность их обучения //Вопросы психологии, 1999, №2, стр. 13-23.

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Изд-во «Мысль», 1976. – 235 с.

3. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Часть 2. М., 1981. – 430 с.

4. Вопросы психологии способностей школьников / Под ред. В. А. Крутецкого. М. , 1964. – 210 с.

5. Добрович А.Б. Анатомия диалога / Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. Красило, А.Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – с. 182 – 216.

6. Дубровина И.В. Психологическая служба школы. М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 278 с.

7. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. М.: Академ А., 1999. – 340 с.

8. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников М., 1984. – 217 с.

9. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии, 1999, №4. – 56 с.

10. Заика Е.В., Назарова Н.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти дошкольников // Вопросы психологии, 1995, №1. – с. 34.

11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986. – 560 с.

12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: «Логос», 2000. – 384 с.

13. Исследование проблем психологии творчества. М.: Педагогика, 1983.

14. Козырева А.Ю. Лекции по психологии и педагогике творчества. Пенза, 1994.

15. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии 1987, №3. – с. 67.

16. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во БГУ им. В.И.Ленина. - 350 с.

17. Коссов Б.Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития (личностно-развивающее образование) // Вопросы психологии, 1995, №6. – с. 45-48.

18. Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В. В. Давыдова. Как возможно развивающееся развивающее образование? // Вопросы психологии, 1998, №5. – с. 87

19. Лебедева С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации //Вопросы психологии, 1997, №5. – с. 54.

20. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии.. » (Творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии, 1998, №5. – с. 23-27.

21. Лейтес Н.С. Способности, труд, талант. М.: Знание, 1961. – 380 с.

22. Лук А.М. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. – 120 с.

23. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.: Педагогика, 1993. – 440 с.

24. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способно¬сти. М.: Знание, 1981.-96 с.

25. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.:

Знание,1987.

26. Мальковская Т.Н. Учитель - ученик / Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. Красило, А.Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – с. 227 - 248

27. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение. 1990. – 170 с.

28. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев, 1978. – 248 с.

29. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 1981. – 340 с.

30. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с.

31. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сб. науч. трудов / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во АПН СССР, 1987. – 75 с.

32. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений /Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.

33. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная и педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 416 с.

34. Репкина Н.В. Система развивающего обучения в школьной практике // Вопросы психологии, 1997, №3 – с. 44.

35. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

36. Сидоренков А.В. Направления психолого-педагогического воздействия на учебные группы // Вопросы психологии, 1998, №4

37. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. М.: АО "Столетие", 1995. 189 с.

38. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей //Вопросы психологии, 1996, №3.

39. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса // Вопросы психоло¬гии-1991, №1.

40. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-развивающего обучения //Вопросы психологии, 1995, №2. – с. 73.

Примечания:

желательно доформатировать текст