Развитие творческих способностей учащихся пятого класса на уроках по разделу «Технология обработки ткани»

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 94  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 6

1.1. Анализ терминов, понятий, показателей развития творческих способностей учащихся на уроках технологии 6

1.2. Анализ подходов, терминов, методов, средств направленных на развитие творческих способностей 18

1.3. Возрастные особенности учащихся пятого класса 21

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28

2.1. Разработка учебной программы 28

2.2 Разработка педагогических технологий 32

2.3. Функции средств обучения 41

ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ 44

3.1 Основные требования к средствам обучения 44

3.2 Конструирование средств обучения 50

3.3. Разработка процесса изготовления 52

ГЛАВА 4 ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 57

4.1. Разработка методики проведения эксперимента 57

4.2. Организация проведения опытно – экспериментальной работы 58

4.3 Анализ полученных данных 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68

ПРИЛОЖЕНИЕ 71

Введение

Актуальность работы. В современных условиях все большую актуальность и практическую значимость приобретает развитие способности личности к активному преобразованию действительности, субъектному включению в общественные отношения, что определяет успешность адаптации к среде.

Как показывают данные социологических и психолого - педагогических исследований, именно в последние годы особенно резко обострилась проблема социальной дезадаптации подростков и молодежи. Несомненно, большую роль в возникновении этой проблемы сыграли социально - экономические и политические перемены, происходящие в нашем обществе, уменьшение личностной значимости образования. Однако, наряду с этим, содержание общеобразовательного обучения в условиях средней школы, заключающееся, зачастую, в формальной передаче системы абстрактных знаний, оказалось невостребованным жизнью.

Однако, роль среднего образования в развитии гармоничной личности учащегося подчеркивалась в работах таких видных отечественных психологов и педагогов как Л.С.Выготский, Ш.А.Амонашвили, Б.Г.Ананьев, Л.А.Венгер, Л.И.Божович, П.Я.Гальперин и других. Исследователи единодушны в мнении о том, что именно стратегия сотрудничества педагога и учащегося на уроке, активная, творческая позиция учащегося в процессе усвоения жизненно необходимых знаний способствуют формированию целостной индивидуальностии творческой активности ребенка.

Вместе с тем, налицо противоречие, проявляющееся в несоответствии педагогических технологий и потребностей учащихся. При наличии множества подходов к развитию творческих способностей, целостные педагогические технологии, направленные на развитие творческих способностей, не выработаны. В связи с этим, актуальной проблемой является создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся на требуемом уровне.

Таким образом, особое значение приобретают особенности и способ организации учебного процесса, способы взаимодействия педагога и учащегося на уроке. Однако, до сих пор педагогические условия и педагогические технологии не в полной мере обеспечивают развитие творческих способностей. Проблемной областью исследования в рамках данной дипломной работы мы считаем необходимость развития у учащихся целесообразных действий в творчестве, поиск путей достижения поставленной цели – способности к активному преобразованию действительности.

В ходе решения проблемной ситуации на уроках по разделу «Технология обработки ткани» ребенку необходимо создать условия для проявления собственной индивидуальности в решении творческих задач, для использования детьми различных способов их решения. Средством развития творческой активности должно стать предоставление ребенку возможности реагировать по-разному на одну и ту же проблемную ситуацию. Необходимо выяснить вопрос, насколько решение ребенком проблемных ситуаций на уроках по технологии при работе с тканью позволяет активизировать различные сенсорные модальности ребенка (цвет, тактильные, звуковые, зрительные ощущения).

Кроме того, нуждается в дополнительном эмпирическом анализе возможность приобретения учащимся навыков самостоятельной творческой деятельности, развитие творческой активности на организованных специальным образом уроках по технологии.

Цель работы. Разработка педагогической технологии, обеспечивающей развитие творческих способностей учащихся на требуемом уровне, на уроках по разделу «Технология обработки ткани» в 5-х классах школы на развитие творческих способностей ребенка.

Гипотеза исследования. Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии по курсу «Художественная обработка ткани» будет осуществляться более целенаправленно и результативно, если:

- темы и дидактические единицы учебного материала отражают взаимообусловленность компонентов системы «производство-творчество-успех»;

- педагогическая технология построена как реальная модель творческой деятельности;

- средства обучения иллюстрируют зависимость успеха учебной деятельности от творческих способностей школьников.

Задачи исследования:

• провести информационно-аналитические исследования по данной проблематике;

• проанализировать условия развития творческих способностей подростков на уроках по технологии;

• разработать технологию испытания гипотезы исследования и провести это исследование.

Предмет исследования. Процесс развития творческих способностей учащихся 5 классов на уроках по разделу «Технология обработки ткани».

Объект исследования. Учебная деятельность школьников 12-13 лет на уроках по разделу «Технология обработки ткани».

Научная новизна и практическая значимость работы состоит в поиске оптимальных форм организации учебной деятельности школьников 12 - 13 лет на уроках по технологии, способствующих повышению творческих способностей школьника.

Методы исследования и проектирования – теоретические (классификация и синтез, прогнозирование и проектирование технологических и педагогических систем); эмпирические (наблюдение, анкетирование и тестирование учащихся, обработка и экспертиза данных исследования).

Список литературы

1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагентство, 2004. – 68 с.

2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростовского университета, 2001. – 183 с.

3. Богоявленская Д.Б Пути к творчеству. М.: Знание, 2002 – 321 с..

4. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М.: Знание, 2003.

5. Волков И.П. Цель одна - дорог много: Проектирование процесса обучения: Кн. для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 2000.-159с.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2001.

7. Галагузова М.А., Каюкова Л.А. Активизация познавательной твор¬ческой деятельности учащихся на уроках труда. // Начальная школа. 2007. №7.

8. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М.: Просвещение, 2003.

9. Древние мастера Прикамья. Очерки. Ижевск, 1994. – 108 с.

10. Загвязинский В.Н. Педагогическое творчество учителя. М.: Педаго¬гика, 2002.-160с.

11. Ершов А.А. Психология соактивности людей. - СПб.: Знание, 1992. - 32 с.

12. Иващенко В.Ф. Труд и развитие личности школьника. М.: Просве¬щение. 1987, с. 35-36.

13. Исследование проблем психологии творчества. М.: Педагогика, 2004. – 201 с.

14. Козлова Т.В. с соавт. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. – М.: Легпромбытиздат, 200. – 320 с.

15. Козырева А.Ю. Лекции по психологии и педагогике творчества. Пенза, 2004.

16. Криторов А.Ф. Организация и оборудование учебно-производственной базы в межшкольных учебно-производственных комбинатах. М.: Педагогика, 2002.

17. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976.-303 с.

18. Лейтес Н.С. Способности, труд, талант. М.: Знание, 1961.

19. Лук А.М. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976.

20. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: Линка-пресс, 2004. – 176 с.

21. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.: Педагогика, 2006.

22. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способно¬сти. М.: Знание, 2001.- 96 с.

23. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Знание,2007.

24. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 2001. - 151 с.

25. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев, 1978.

26. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2007. - 360 с.

27. Одаренные дети / Под ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.Н. М.: Про¬гресс, 1991

28. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности //Вопросы психологии, 2007, №1, с. 5 - 19

29. Охрана труда в школе: /Сб. нормат. док./ Сост. С.М. Кулешов. - М.: Просвещение, 2003.

30. Петровский А. В. , Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 415 с.

31. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 509 с.

32. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагоги¬ка, 2006. - 365 с.

33. Психология творчества. /Под ред. Я.А.Пономарева. - М.: Наука, 2000. - 224 с.

34. Психологическая диагностика детей и подростков /Под ред. К.М.Гуревича. - М.: Международная педагогическая академия, 2005. - 360 с.

35. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 2000.

36. Развитие и диагностика способностей. М.: Наука,2001. -181 с.

37. Роль искусства в развитии способностей школьников. М.: Знание,1985.

38. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологи¬ческой диагностике. М.: Дидакт, 2006.-256. с.74-85.

39. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Яро¬славль: Академия развития, 2007.-192 с.

40. Столяренко А.Д. Основы психологии. Практикум. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2000. - 576 с.

41. Татенко В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы. - Психологический журнал, 2005, 16, №3, с. 23-35.

42. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 2005. – 291 с.

43. Философский энциклопедический словарь. М.: Изд-во БСЭ, 2006.

44. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высш. шк., 2000. - 576 с.

45. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса // Вопросы психоло¬гии, 2001, №1.

46. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Просвещение, 2002.

47. Яковлева Е.Л.. Психологические условия развития творческого по¬тенциала у детей школьного возраста. М.: Просвещение, 2004. - 45 с.

48. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника. //Вопросы психологии, 2006, №3, с. 28 - 34

Примечания:

Примечаний нет.