Влияние семьи на формирование личности младшего школьника

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 86  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения влияния семьи на формирование личности младшего школьника………………….7 - 44

1.1. Семья и ее социальные функции……………………………. 7 - 15

1.2. Роль родителей в формирование личности ребенка младшего школьного возраста………………………………………………..15 - 23

1.3. Влияние внутрисемейных конфликтов на воспитание младшего школьника……………………………………………………………23 - 29

1.4. Воспитание детей в однодетной, многодетной и неполной семьях………………………………………………………………...29 - 38

1.5. Ошибки семейного воспитания……………………………..38 - 44

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа влияния семьи на формирование личности младшего школьника………………46 - 83

2.1. Характеристика методик опытно – экспериментального исследования влияния семьи на формирование личности младшего школьника……………………………………………………………48 - 65

2.2. Анализ опытно – экспериментального исследования влияния семьи на формирование личности младшего школьника…….65 - 83

Заключение………………………………………………………….84 - 86

Список литературы…………………………………………………87 - 89

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Введение

Воспитание подрастающего ребёнка было важной проблемой на протяжении всего процесса развития человеческого общества. Первоначально оно сводилось к передаче накопленного опыта, знаний, необходимых для биологического существования, и выработке соответствующих навыков. В процессе эволюции человеческого общества его цели, задачи, средства претерпели коренные изменения, перенесли ряд преобразований. В настоящее время всё больше учёных, педагогов, психологов признают: всё, что есть в ребёнке, - и плохое, и хорошее - он берет из детства. Нельзя недооценивать влияние среды, окружающих людей на маленького человека, и особенно велико воздействие самых близких, составляющих непосредственный круг общения.

Семья - это особая социальная среда. В ней действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, именно в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки. Не имея ни социального, ни личного опыта, ребёнок не может оценить ни своё поведение, ни проявления личностных качеств других людей. Он ещё не знает, что такое хорошо, а что плохо, где белое, а где чёрное.

Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно - нравственные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад - ведь семья передает и культурные традиции, опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет. Человек может давно забыть какие-то свои детские переживания, но они, оставшись в области подсознания, могут напомнить о себе.

Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен. В сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо - мы находим их отношение к семье как фактору воспитания, оценку её роли в становлении и дальнейшей жизни. каждого человека. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В нашей стране известны исследования особенностей формирования личности ребенка М.И. Буянова, Д.Н. Добровича, С.В. Ковалёва, Л.М. Низовой, Н.В Бондаренко, И.В.Гребенникова, В.Я.Титаренко.

Сегодня, говоря о семейном счастье, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения, основанные на взаимной любви. Если начать работу по изменению мира в лучшую сторону с пересмотра собственной жизни, работы над устранением собственных недостатков, создание крепкой благополучной семьи и воспитания своих детей в любви и гармонии, гуманистический потенциал членов такой семьи значительно возрастет, и вместе с ними проникнет во все социальные институты, влияющие на качество нашей жизни: в правительство, школы, на предприятия и организации.

Но прежде чем говорить о воспитании новой гармоничной личности, следует задуматься, можно ли воспитать такую личность вне атмосферы любви, доверия, взаимопонимания и благополучия.

В своей работе мы хотели бы осветить некоторые аспекты этой проблемы. Мы считаем, что создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей супругов и родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие. Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами.

С учётом выше сказанного нами была выбрана тема дипломной работы: «Влияние семьи на формирование личности младшего школьника».

Проблема исследования: каковы условия формирования личности младшего школьника в семье.

Объект исследования: личность младшего школьника в семье.

Предмет исследования: процесс формирования личности младшего школьника в семье.

Гипотеза: атмосфера семейных отношений является решающим фактором становления личности ребёнка.

В соответствии с обозначенными выше проблемой, объектом, предметом исследования в работе были поставлены и решались следующие задачи:

1. Дать характеристику однодетной, многодетной и неполной семей и положению ребёнка в них.

2. Изучить влияние семейного воспитания на формирование личности младших школьников.

3. Подобрать комплекс методик и провести экспериментальное исследование по выявлению зависимости личности ребёнка от условий внутрисемейного воспитания.

Для решения задач были использованы следующие методы исследования:

- изучение психологической, педагогической, социологической литературы по теме исследования;

- наблюдения за учащимися в процессе учёбы и внеучебной деятельности;

- беседы с учителем, воспитателем ГПД, родителями и детьми;

- методики психологического исследования;

- рисуночные тесты;

- анкетирование детей;

- составление характеристик учащихся на основе анализа и обобщения результатов исследования.

Дипломная работа состоит из: введения, двух частей, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.

Список литературы

Анализ и обработка теоретического материала в соответствии с темой дипломной работы позволили подготовить и провести констатирующий эксперимент, который состоял из 3-х частей:

1. Исследование особенностей личностных и психических качеств учащихся экспериментальной группы.

2. Исследование особенностей внутрисемейных отношений в семьях учащихся экспериментальной группы.

3. Анализ влияния внутреннего климата на формирование личности младших школьников.

Проведенный эксперимент подтвердил теоретические предположения и позволил конкретизировать внешние проявления влияния семьи на личностно - характерологическую среду ребёнка. К последствиям дисгармонии внутрисемейных отношений можно отнести следующие:

- занижение самооценки;

- неуверенность в себе;

- замкнутость;

- повышенная тревожность;

- затруднения в коммуникативной деятельности;

- раздражительность;

- нервная расторможенность;

- склонность к агрессии как средству защиты;

- низкая успеваемость как следствие проблемного осуществления учебной деятельности;

- склонность к асоциальному поведению.

Ребёнку, испытывающему постоянный эмоциональный дискомфорт и напряжение, необходима помощь. Чем раньше родители поймут, что отношения в семье складываются неблагополучно и наносят ребёнку подчас непоправимый вред, тем больше возможность для коррекции. Но для этого нужна помощь специалистов, в том числе и педагогов. Если же родители отказываются от попытки изменить ситуацию, не хотят видеть возникающие в семье проблемы, вероятность благополучного исхода приближается к нулю.

Примечания:

работа неполностью