Военно-патриотическое воспитание в курсе ОБЖ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 76  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ 6

1.1.Теоретические основы военно-патриотического воспитания 6

1.2. Современные проблемы военно-патриотического воспитания 14

ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ КУРСА ОБЖ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В ПЛАНЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 31

2.1. Педагогические условия военно-патриотического воспитания на уроках ОБЖ 31

2.2. Программные требования к проведению классной и внеклассной работы 33

ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КУРСЕ ОБЖ 42

3.1. Описание констатирующего этапа исследования 42

3.2. Особенности построения занятий в курсе ОБЖ в плане военно-патриотического воспитания 52

3.3. Результаты контрольного этапа исследования 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74

Введение

Актуальность темы исследования

Проблема патриотизма играет особую роль в политической жизни современной России. Обусловлено это многими факторами, главными из которых являются последствия резкого перехода от одной общественно-политической системы к другой и соответственно от одной системы ценностей к другой. Особенно большое значение проблема патриотизма имеет для политической культуры современной российской молодежи. Обусловлено это тем, что ее отношение к патриотизму формировалось в условиях радикальных реформ и последующего затяжного социокультурного кризиса, вызванного сменой парадигмы государственного целеполагания ценностных ориентации граждан.

Как отметил С.В. Лурье, разрушение традиционной социальности внутри российского общества - процесс, аналогичный нарушению биоценоза, - ведет к "вымиранию", вследствие утраты традиционных социальных ниш, целых подсистем этосов внутри русского этноса и других этносов России. В итоге русский народ и другие народы России теряют свою национальную самобытность и способность к социокультурному самовоспроизведению. В конечном счете, это пагубно сказывается на всем российском обществе: теряя свою этнокультурную идентичность, составляющие его народы не только перестают "понимать" друг друга, но и теряют способность находить "общий язык".

Исторический опыт свидетельствует, что распад традиционного социума начинается с разрыва социальных связей. Противоречивая ситуация в современном российском обществе, стремительные и отнюдь не всегда позитивные перемены в экономике, политической жизни, повседневной деятельности людей, радикальные изменения геополитического пространства предопределяют острый кризис идентичности, как личностной, так и групповой, неудовлетворенность ряда социальных и духовных потребностей индивидуума.

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в нашем обществе в последние годы, затронули патриотические чувства и патриотическое сознание детей школьного возраста и учащейся молодежи. Распад бывшего Советского Союза, ввод Вооруженных сил СССР в Афганистан, подавление демократических движений в Тбилиси, Прибалтике, Баку и военные события в Чечне (1992-1995 г.) значительно ослабили патриотическое воспитание молодежи, подорвали авторитет нашей армии. Кроме того, искажение всей послеоктябрьской истории нашей страны, фальсификация истории Великой Отечественной войны, многочисленные публикации, подрывающих авторитет Советской Армии и принижающие ее освободительную миссию, привели к изменению отношения подростков и молодежи к армии и патриотизму.

В результате реформирования Вооруженных Сил России, разрушения советского патриотизма в огромном дефиците оказались патриотические чувства и духовно-нравственная культура у современной молодежи. Молодежь оказалась не готовой к восприятию перемен, происходящих в социально-экономической, политической, культурной и духовно-нравственной сферах жизни общества. Сегодня у значительной части подростков и молодежи деформированы патриотические чувства, нравственные устои и культура поведения. Для этой категории молодежи присущи негуманные качества личности, такие как цинизм, нигилизм, жестокость, безразличие, неуважительное отношение к историческому прошлому, героическим и трудовым подвигам народа, безответственность, безнравственность и потеря духовно-нравственных ориентиров. Все это оказывает отрицательное влияние на патриотическое и нравственное воспитание школьников.

В последние годы значительная часть молодежи не хочет служить в армии и уклоняется от призыва. Педагогические наблюдения выявили, что в последнее время в образовательных учреждениях значительно ослаблена военно-патриотическая работа с детьми и молодежью. Выпускники общеобразовательных школ и учащаяся молодежь призывного возраста потеряли интерес к военной службе. Падение престижа военной службы создает угрозу делу защиты Родины. Все эти негативные явления обусловлены отсутствием четко продуманной, социально-ориентированной и целенаправленной программы по нравственному и патриотическому воспитанию детей в ходе школьного обучения.

Таким образом, актуальной проблемой является создание педагогических условий для военно-патриотического воспитания подростков в ходе школьного обучения.

Целью работы является создание педагогических условий для военно-патриотического воспитания подростков в рамках преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в средней общеобразовательной школе.

Объект исследования: психолого-педагогические факторы и условия преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в средней общеобразовательной школе, способствующие военно-патриотическому воспитанию подростков.

Предмет исследования: военно-патриотическое воспитание подростков.

Задачи:

1.Теоретический анализ основ военно-патриотического воспитания.

2. Анализ современных проблем военно-патриотического воспитания подростков.

3. Изучение возможностей военно-патриотического воспитания подростков в рамках преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в средней общеобразовательной школе.

4. Эмпирический анализ психолого-педагогических условий, способствующих военно-патриотическому воспитанию подростков в рамках преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в средней общеобразовательной школе.

Список литературы

Законы РФ: "Об образовании", "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе".

Приказ МО РФ от 9.04.2004 года №1312 "Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".

1. Артановский С.Н. Российское патриотическое сознание сегодня: кризис и возрождение // Социальный кризис и социальная катастрофа. СПб. 2002. С. 15.

2. Белова И.В., Миненко П.П., Нестеренко О.Б. Школа здоровья и толерантности. Организация и проведение мониторинга здоровьесберегающего образования в современной школе: Учебно-методическое пособие /Под общей ред. П.П. Миненко.- Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.

3. Гегель Г. Философия права// Гегель Г. Соч. В 14 т. Т. 7, М.-Л., 1934. С.280-290.

4. Дорофеев В. И. Патриотизм как важнейшая часть политической культуры общества // Проблемы политологии и политической истории. Вып. 11. Саратов, 2004

5. Иваненков С., КусжановаА. Социализация молодежи и перспективы развития образования. // Россия XXI. 1994. № 11-12.

6. Иваненков С.П, Кусжанова А.Ж. Молодежь и патриотическое воспитание // Социология 2002.№3. С.89.

7. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург, 1999. С.54.

8. Иванова С.Ю. Государственный патриотизм - альтернатива идеологии национализма и космополитизма // Социально-гуманитарные знания. 2003 .№3. С.301

9. Ильичев Н. О сущности содержании и значении патриотизма // Вестник Российского философского общества, 2002, № 3. С . 87.

10. Малинкин А. Н. Понятие патриотизма // Социологический журнал. 1999. № 1/2. С. 87- 88.

11. Методические материалы и документы по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности": Кн. для учителя/ Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин. - М.: Просвещение, 2001.

12. Миненко П.П. Основы безопасности жизнедеятельности: Методическое пособие.- Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2004.

13. Миненко П.П., Таранец В.А. Примерная программа курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для учащихся 8-11 классов. Хабаровск, 2007.

14. Нехорошев О. Давайте танцевать от печки // Сегодня. 1996. 7 сентября.

15. Основы безопасности жизнедеятельности. 7-8 кл. /И.К.Топоров. - М.: Просвещение, 2005

16. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл. / С.Н. Вонгородский. - М.: Дрофа, 2002

17. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл. / Ю.Л.Воробьев. - М.:АСТ, Астрель, 2005

18. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 кл. / И.К. Топоров. - М.: Просвещение, 2005/

19. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 кл. / Ю.Л. Воробьев. - М.: АСТ Астрель, 2005

20. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 кл.: Учебное пособие/ А.Т. Смирнов.- М.: АСТ, 2003.

21. Основы военной службы: Учебн. пособие / А.Т. Смирнов, В.А. Васнев. - М.: Дрофа, 2004.

22. Основы медицинских знаний: Учебн. пособие для учащихся 9-11 классов /В.Г.Бубнов, Н.В. Бубнова. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2000.

23. Программно-методический материал /Б.И. Мишин. - М.: Дрофа, 2000.

24. Флоровский Г. О патриотизме праведном и греховном // На путях: Утверждение евразийцев. Кн.2. Берлин, 1922. С.250.

25. Чертков А.Н. Политическая власть и патриотизм: от правящей группы к политической элите // Властные элиты современной России в процессе политической трансформации. Ростов-на-Дону, 2004. С. 87.

26. Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х: Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М., 2000. С. 158.

Примечания:

Примечаний нет.