«ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОМУ ОТНОШЕНИЮ К ПРИРОДЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 61  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 Теоретические основы воспитания бережного отношения к природе 9

1.1 Воспитание бережного отношения к природе как педагогическая проблема 9

1.2 Содержание и методы воспитания бережного отношения к природе 19

ГЛАВА 2. практическая работа по воспитанию бережного отношения к природе у детей 31

2.1.Характеристика особенностей детей младшего школьного возраста 31

2.2. Практическая работа по воспитанию бережного отношения к природе 40

Заключение 55

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 57

Библиография 58

Приложение 61

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что на планете Земля начался глобальный экологический кризис, речь идёт о загрязнении и оскудении почв, недр земли, океанов, рек и озёр, подземных вод, гибели растительности и животных, разрушении озонового слоя, химическом отравлении атмосферы, климатических изменениях, глобальном потеплении климата и многом другом.

Глобальное техногенное изменение природы разрушает здоровье человека вне зависимости от границ, политического строя или уровня развития той или иной страны. Состояние здоровья и сокращение продолжительности жизни в России и других странах позволяет ряду исследователей говорить о распространи на этих территориях экоцида.

Вот что говорит О.Е Медведев в своей книге «Экономический механизм оптимизации землепользования в городах»: «Анализ структуры землепользования большинства российский городов показывает, что городские территории используются крайне неэффективно. Неэффективность использования земли проявляется в занятии наиболее ценных городских земель низкодоходными и неэстетичными промышленными объектами, загрязняющими окружающую среду, вытеснении жилой застройки на окраины городов, утратой исторического облика, возникновении безликого городского ландшафта. В экономическом отношении неэффективность использования земли главным образом проявляется в создании системы землепользования, приводящей к чрезвычайно низкой отдаче земли из-за неадекватности земельных платежей ни земельной ренте, ни ценности территории. Такая ситуация сложилась вследствие того, что до недавнего времени регулирование землепользования в городах осуществлялось исключительно административными и градостроительными методами при полном игнорировании экономических методов»

То есть речь идёт о создании условий, несовместимых с жизнью и здоровьем населения. Таким образом, экологический кризис приобретает планетарный характер, а здоровье и природа находятся в опасности.

Не является исключением в этом положении и Московская область. В энциклопедическом пособии «Экология Подмосковья» приводятся данные, что в регионе, где проживает 16 млн. человек на площади 46 тыс. кв. км., его реки, озёра, биосфера, атмосфера и почвы испытывают колоссальное антропогенное воздействие.

В Московской области, без учёта Москвы, размещено более 5 тыс. предприятий и организаций всех отраслей хозяйства, имеющих более 100 тыс. источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, что влияет на рост числа заболеваний. Систематические экологические исследования экосистем появились в начале XX века. Проблемами изменения и охраны окружающей среды стали заниматься представители многих научных дисциплин экологической направленности. В центре внимания современной экологии находится человек, человеческое общество – антропосфера. Деятельность антропосферы на географическую среду обитания достигает таких масштабов, которые были неизвестны в начале XIX века и будут ещё выше, чем сейчас. Трудами П. Тейяра де Шардена, Н.Н. Моисеева, С.К. Лосева, Н.Ф. Реймерса, В.М. Котлякова, В.И. Данилова-Данильяна, В.Г. Горшкова, А.А. Кацура, В.И. Вернадского и многих других исследователей, было доказано, что ноосфера – это целая эпоха или эра, в которую вступает человечество, если оно решило коллективным разумом предотвратить свою экологическую гибель.

На Конференции ООН, проходившей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года, были сформированы основные положения концепции устойчивого развития жизни на планете и приято пять главных документов, рекомендованных всем странам мира: «Декларация об окружающей среде и развитию», «Повестка дня на XXI век», «Заявление о принципах в отношении лесов», «Конвенция о биоразнообразии», «Конвенция ООН об изменениях климата». В материалах Конференции говорилось о просвещении по вопросам развития и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов.

Основополагающую роль в регулировании отношений собственности на природные ресурсы, природоиспользование, охраны окружающей среды и защите экологических прав и законных интересов граждан играет Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. Систему экологического законодательства возглавляет закон РФ «Об охране окружающей среды», вступивший в силу 10 января 2002 года. Он устанавливает систему всеобщего и комплексного экологического образования и предусматривает преподавание основ экологических знаний в общеобразовательных учреждениях.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную проблему, к которой привело безответственное отношение к ней. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать детей бережному отношению к природе с раннего возраста. Приобретённые ребёнком знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Ученики будут бережно относиться к природе, что может положительно повлиять на природную среду в нашем крае и в стране.

Но чтобы успешно охранять наши леса и водоёмы, землю и воздух от оскудения и загрязнения, а животный и растительный мир от исчезновения, надо знать природу, глубоко понимать её законы и истинную ценность. Поэтому так важно, чтобы дети, начиная с раннего возраста, становились защитниками одной из основных ценностей человека – природы. Чем раньше начнётся работа по воспитанию учащихся, тем больше будет её педагогическая результативность. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. В эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту вокруг себя. Ребёнок должен понять, что состояние природы зависит не только от всех, но и от каждого человека в отдельности, от того, насколько каждый внесёт свой вклад в дело охраны природы. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Идея приобщения человека к природе, к её познанию, имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие, как Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Широко известно, что К.Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу не утратили актуальности и по сей день. К.Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и сильные.

Познание человеком природы всегда составляло важнейшую основу его умственного развития. В советское время идею использования природы как средства всестороннего воспитания развивали Н.К. Крупская,.И. Тихеева, Э.И. Залкинд, С.А. Веретенникова, П.Г. Саморукова и многие другие педагоги.

Большое наследие в области воспитания ребёнка природой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Он считал, что взаимодействие подрастающего поколения с природой имеет большой педагогический потенциал. Но проблема заключается в том, что без готовности личности его видеть, без соответствующей внутренней активности, он так и остаётся потенциалом.

Таким образом, складывается противоречие между необходимостью воспитания бережного отношения к природе и практическим состоянием педагогической деятельности в этом направлении, что определило выбор темы: «Воспитание бережному отношению к природе младших школьников».

Объект исследования – воспитательная работа в начальной школе.

Предмет исследования – процесс развития бережного отношения к природе младших школьников.

Цель исследования – разработка эффективных технологий воспитания бережного отношения к природе у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Выявление специфики работы учителя по воспитания бережного отношения к природе у младших школьников.

3. Отобрать комплект диагностических методик по выявлению отношения детей к природе.

4. Разработать методические рекомендации по воспитанию бережного отношения к природе у младших школьников.

Исходя из целей и задач исследования выдвигаю следующую гипотезу: воспитание бережного отношения к природе у младших школьников будет эффективным, если:

- учтены возрастные особенности младших школьников;

- в работе с детьми участвуют родители;

- работа по воспитанию бережного отношения к природе строится

комплексно;

- школьники получают реальные результаты своей деятельности.

В исследованиях использовались методы: анализ научной литературы, анализ школьной документации и работ детей, беседы, включённое и опосредованное наблюдения, игровые технологии, тестирование, опросы.

База исследования: средняя общеобразовательная школа села Ангелово Красногорского района Московской области. Контрольная группа: учащиеся 1А класса в количественном составе из 8 мальчиков и 7 девочек. Экспериментальная группа: учащиеся 1Б класса в количественном составе из 7 мальчиков и 8 девочек.

Список литературы

Библиография

1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX вв. М., 1990. С.442.

2. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987.С,48.

3. Боголепов В.Д.Естественноисторические основы общеобразовательной школы. М., 1910 .С,30-34.

4. Биологический энциклопедический словарь/Гл. ред. М. С. Гиляров;Редкол . : А. А. Баев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. – М.: Сов.энциклопедия, 1986. С,57.

5. Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 2002.С,55.

6. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение,1990.С,42.

7. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.П. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.:Просвещение, 1993.С,60-63.

8. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981.С,64.

9. Дажо Р. Основы экологии. – М.: Прогресс, 1975.С,25.

10. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Педагогическое общество России, 2001. С,75-78.

11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика : Феникс, 1996.С,44-48.

12. Кайгородов Д. На разные темы, преимущественно педагогические. 2-е издание. СПб., 1907.С,58.

13. Климцова Т. А. Экология в начальной школе: Н.Ш. – 2000 № 6.С,40-46.

14. Моисеев Н.Н. В.И. Вернадский и естественнонаучная традиция // Коммунист. 1988. С 75.

15. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – М.: Мозаика-синтез, 1999.С,35.

16. Медведев О.Е. «Экономический механизм оптимизации землепользования в городах» Международная академия оценки и консалтинга.2005 г.С,51.

17. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Издательский центр «Академия», 2002.С,19.

18. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Метод, пособие: 1кл. / М.: Просвещение, 2002.С,38.

19. Рукавишников Г. Воспитание нравственного инстинкта.СПб., 1903.С,40-43.

20. Рекомендации к построению перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. – Красноярск, 1997.С,31.

21. Русаков В. Майские союзы для охраны птиц и покровительства животным. СПб., 1903.С,67.

22. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования //Советская педагогика. –1988.С,119.

23. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Издательский центр «Академия», 2000.С,40.

24. Субетто А.И. Противоречия экономического развития России и стратегия выхода из исторического тупика. СПб., 2000С, 71.

25. Соловьев В.С. Собр. Соч.: в10 т. Т. 6. М.; СПб., 1901-1907.с,36.

26. Соловьев В, Богуславский М. Долгая дорога к Вентцелю // Магистр. 1991. С,56.

27. Сорока-Росинский В, И. Педагогические сочинения. М., 1991.С,56.

28. Толстой Л.Н. [Собр. соч.: В 22 т. Т. 17. М., 1985.С 323.

29. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Т.2 Верный,1906.С.420.

30. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Т.1 Верный, 1906. С.6.

31. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. – Ярославль: «Академия развития», 1997.С,73.

32. Школьные экскурсии: Их назначение и организация / Под ред. Б.Е. Райкова. СПб., 1910,С,56.

33. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии, 1992, №3-4, С. С56.

Примечания:

Примечаний нет.