ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И США В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА БИЛА КЛИНТОНА

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 33  | Формат: doc  | Год: 2004  |  

Содержание

Введение 2

ГЛАВА 1. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И США В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА БИЛА КЛИНТОНА 6

1. Падение железного занавеса и экономические последствия этого. Судьба договоров СНВ – 1 и СНВ – 2 6

1.1. Экономические последствия падения железного занавеса 6

1.2. Ратификация договоров СНВ-1 и СНВ-2 8

1.3. Тенденции ядерного разоружения 9

1.4. Недостатки договора СНВ - 1 12

1.5. Устранение недостатков для договора СНВ - 2 14

1.6. Оценка результатов договора СНВ - 2 17

1.7. Подведение итогов по договорам 17

2. Экономические отношения России и США после финансового кризиса 1998 года в России 19

2.1. Экономические последствия для России 19

2.2. Экономические отношения России и США после кризиса 21

3. Стабилизация торгово – экономических отношений России и США в поздний период президентства Ельцина 24

3.1. Торгово-экономические отношения 24

3.2. Позиции сторон и переговоры о доступе российской стали на рынок США 28

3.3. Инициативы США в области привлечения инвестиций в Россию 30

3.4. Экономическая база российско-американских отношений 32

Введение

Введение

Отношения России и США в первой половине 90-х годов носили весьма противоречивый характер. Это объяснялось рядом существенных обстоятельств. В литературе посвященной этой тематике, как правило, нет однозначной оценки этих событий. Условно российско-американские отношения рассматриваются большинством исследователей с момента подписания Кэмп-Девидской декларации президентами США и России в феврале 1992 года, которая констатировала тот факт, «что оба государства не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников».1 Этот документ имел принципиальное значение для мировой политики в целом, так как он фиксировал качественный сдвиги в российско-американских отношениях. Другим не менее значимым документом можно считать «Хартию российско-американского партнерства и дружбы», принятую во время Вашингтонского саммита летом 1992 года. Этот документ шел значительно дальше, ибо он декларировал, что «исходя из взаимного доверия и уважения, как основы их взаимоотношений, они (Россия США) развивают отношения партнерства и дружбы». Подписанные документы давали основания президенту России Борису Николаевичу Ельцину с удовлетворением заявить на совместном заседании палат Конгресса США в июне 1992 года, что «партнерство и дружба двух крупнейших демократических государств для укрепления демократии – воистину великая цель».

Первой и очень существенной проблемой российско-американских отношений в начале 90-х годов стал вопрос статуса обеих держав, как на мировой арене, так и в их взаимоотношениях друг с другом. Признавая Россию правопреемницей распавшегося Советского Союза (в отличие от других возникших на его развалинах государств), определенные круги в США пытались распространить на нее статус побежденного в холодной войне СССР, т.е. потерпевшей поражение державы, а себя объявить победителем, имеющим право диктовать свои условия мира, безопасности и взаимоотношений. При этом они как бы забывали о таких факторах, как ядерный и ракетный потенциал, геостратегическое положение, людские и природные ресурсы, промышленный, технический и технологический потенциал России, ее дипломатический престиж, статус постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника ОБСЕ, широко развитые связи почти со всеми государствами мира и т.д. Надо, однако, отдать должное американским государственным деятелям администрации как республиканского президента Дж.Буша, так и демократа Б.Клинтона, которые, желая извлечь определенные выгоды из того, что США стали единственной сверхдержавой мира, все же понимали при этом невозможность игнорирования или третирования России.

Российская Федерация по-прежнему имела множество самых различных связей и интересов в других бывших республиках СССР. Недооценивать это было не только опасно, но и нерационально с точки зрения Вашингтона. Россия была способна играть стабилизирующую роль и предотвращать возникновение хаоса в пределах бывшего СССР.2 Сохранение позиций и влияния РФ в других странах - членах СНГ было для США явно выгоднее, чем ее вытеснение и заполнение образовавшегося "вакуума" иными государствами, например, такими как Китай, Иран, ФРГ. Самим США также было гораздо важнее развивать отношения с Россией, чем с любым другим членом СНГ. Исходя, очевидно, из всех этих соображений, Вашингтон явственно выделил и признал Россию после развала СССР в качестве одного из своих партнеров на мировой арене. Налаживанием российско-американских деловых связей занялись в первой половине 90-х годов Совет по торгово-экономическому сотрудничеству СНГ-США (СТЭС), Американо-российский деловой совет и Американская торговая палата в России. В организованном ими совместно 10-14 октября 1994 г. годовом собрании участвовало более 300 представителей корпораций и банков России и США. Разговор на этом собрании шел, однако, больше о возможностях и будущих проектах, чем о реально существующих предприятиях. Как отметил председатель Совета директоров СТЭС А.Вольский, американские предприниматели сдержанно относятся к идее расширения своего бизнеса в России и других странах СНГ. Препятствиями для такого расширения стали высокие тарифы и налоги, низкий уровень доходов большинства населения, бюрократические проволочки и коррупция среди чиновников, а также продолжающаяся неуверенность в будущем России и проводимых ею реформ.

Итак, объектом исследований в данной дипломной работе является экономическая политика России и США.

Предмет исследований – экономические отношения России и США в период конца XX в. – начало XXI в.

Целью данной работы является исследование отношений США и России в области экономики через призму политики в переходный период в третье тысячелетие. Итак, в данной работе для осуществления цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить экономические последствия падения железного занавеса;

2. Описать ход действий договоров СНВ-1 и СНВ-2, выяснить в чем были недостатки договора СНВ-1 и как они были устранены;

3. Дать конечные анализ и подвести итоги по договорам;

4. Изучить финансовый кризис 1998 года. Описать последствия для России и для дальнейших экономических отношений России с США;

5. Изучить состояние экономики России в поздний период президентства Ельцина. Дать оценку торгово-экономическим отношениям между странами в этот период.

Структура работы представлена двумя главами. В первой главе дипломной работы представлен и систематизирован теоретический материал по исследованию экономических отношений России и США. Здесь рассматривается период 90-х годов, т.е. экономическая политика при Б. Клинтоне и Б. Н. Ельцине.

ГЛАВА 1. Отношения между Россией и США в период президентства Била Клинтона

1. Падение железного занавеса и экономические последствия этого. Судьба договоров СНВ – 1 и СНВ – 2

1.1. Экономические последствия падения железного занавеса

Россия в 1991 г., поставленная как бы перед выбором между пространством и временем, предпочла избавление от внушительной экономической дани ценой отказа от существенной части советского пространства. Последствия этого шага оцениваются неоднозначно. Критики указывают на то, что даже с экономической точки зрения (не говоря уже о других – оборонной и проч.) Россия потеряла ряд источников сырья, например, на Кавказе, в Средней Азии и на шельфе Каспийского моря.3

Россия лишилась также очень ценных, традиционных доступов к международным торговым путям и выходам на зарубежные рынки. Однако еще более непосредственные негативные результаты сразу же проявились для российской экономики из-за того, что раздел территории СССР между возникшими новыми суверенными государствами, означал распад единого пространства, а вместе с ним и нарушение хозяйственных связей, сложившейся годами системы межреспубликанского разделения труда. Последовал резкий и продолжительный спад производства, который не преодолен до сих пор. Кризисы и различные затруднения в денежно-кредитной сфере до предела обострили проблемы финансирования производства. Инвестиции упали до ничтожного уровня. Под флагом заявлений, что в СССР была не монополия внешней торговли, а монополия Министерства внешней торговли на мировой рынок хлынул поток неконтролируемых сделок, заключаемых "самостоятельными" регионами и даже отдельными предприятиями. Из стратегических запасов достаточно быстро и неквалифицированно распроданы, часто по дешевке огромные массы цветных и редких металлов и других товаров. Валютная выручка от большого числа такого рода сделок, как правило, осела на неконтролируемых счетах их недобросовестных.

Разразившийся сильнейший экономический спад, равно как и непосредственное воздействие распада, прежде единого экономического, политического, правового пространства, катастрофически отразился на хозяйственных связях между республиками. Объем торговли между ними буквально обрушился. Товарооборот (млрд. долл. в текущих ценах, в пересчете по расчетному курсу) составил в 1990 г. – 618,0; 1991 г. – 448,7; 1992 г. – 329,1; 1993 г. – 222,3; 1994 г. – 157,0). Объем товарооборота собственно России с государствами бывшего СССР также сократился примерно в 4 раза с 242,0 млрд. долл. до 64,6 млрд. долл.

Интересно, что внешний товарооборот России (с дальним зарубежьем) также резко снизившийся с 163,8 млрд. долл. в 1990 г. До

Список литературы

Примечания:

работа неполностью