Сравнительный анализ сущности и происхождения государства у Платона и Аристотеля

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 57  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика трудов Платона и Аристотеля 9

1.1. Исторические аспекты формирования мировоззрения Платона и Аристотеля 9

1. 2. Древнегреческий материализм 11

1.2. Основополагающие труды Платона 15

1.3. Основные труды Аристотеля 19

Глава 2. Общая характеристика политических трудов Платона и Аристотеля 21

2.1. Общая характеристика политических трудов Платона 21

2.2. Общая характеристика политических трудов Аристотеля 27

Глава 3. Сравнительный анализ сущности и происхождения государства у Платона и Аристотеля 35

3.1. Вопросы собственности и земли 35

3.2. Проблемы рабства и неравенства 37

3.3. Закон и справедливость 40

Глава 4. Значение трудов Платона и Аристотеля для современности 46

Заключение 49

Литература 54

Введение

В начале XXI века общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований, таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых политических учений, в связи с чем не ослабевает интерес к анализу и характеристике творчество античных философов Платона и Аристотеля, создававших свои философские картины мира в эпоху великих потрясений, происходивших в современном им обществе.

Огромная одаренность, всесторонний охват изучаемых предметов, глубина разработки делают учения Платона и Аристотеля источником влияния, далеко выходящего за рамки общества, в котором оба они жили и действовали. Этим во многом объясняется значительная актуальность творческого наследия мыслителей для современной науки.

Платон (427-347 гг. до н.э.) - один из наиболее известных мыслителей Античности, родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа, знаменитого мудреца, проводившего жизнь в беседах и спорах на афинских площадях. Содержание этих бесед нашло отражение в ранних произведениях Платона, которые обычно выделяют в особую группу так называемых сократических диалогов. После казни Сократа в 399 г. до н.э. Платон покинул Афины и совершил ряд путешествий, в том числе в Египет и Южную Италию. Вернувшись, он основал в пригороде Афин философскую школу под названием "Академия". Диалоги и письма, написанные Платоном после создания Академии, относят к зрелым произведениям мыслителя .

Величайший и самый разносторонний из ученых эллинской древности Аристотель (384-322 гг. до н. э.) родился в Македонии, городе Стагира на Халкидонском полуострове, недалеко от современных Салоник . Отец его, Никомах, был придворным врачом македонского царя Аминты II (правившего в 393-369 гг. до н. э.). Вероятно, именно отец оставил Аристотелю в наследство интерес к живой природе - он позднее посвятил ей ряд своих больших книг. В 367 г. до н. э., в 18-летнем возрасте, Аристотель отправился в Афины. Туда его привлекала знаменитая Академия - род вольного университета, - во главе которой стоял Платон. Со временем, однако, Аристотель стал самостоятельным деятелем Академии, ее "умом", по выражению самого Платона. Для своих бесед, или лекций, в Академии Аристотель постепенно сумел собрать богатый материал как по естественным, так и по гуманитарным наукам. Этот материал, почерпнутый им из трудов ученых, эпической поэзии, а также из повседневного опыта и наблюдений, он сумел классифицировать и систематизировать, рассматривая явления природы в свете общих принципов науки и ставя во главу угла вопрос о причинах и источниках этих явлений.

В 343 г. до н. э. Аристотель стал воспитателем Александра - сына македонского царя Филиппа (будущего Александра Македонского) и оставался в этой должности до 339 г. до н. э. Это вовлекло его в круг грандиозных событий, связанных с именем Александра.

Несмотря на известность, Аристотель не являлся гражданином Афин. Более того, после смерти Александра (323 г.), в условиях преследования людей промакедонской ориентации, он был вынужден бежать из Афин и поселился на о. Эвбея у восточных берегов Аттики. Здесь Аристотель и умер, завещав руководство Ликеем, а также управление библиотекой своему ученику Теофрасту .

Начало изучения и анализа творческого наследия Платона и Аристотеля было положено еще в античности, и затем продолжено во всех периодах европейской общественно-политической мысли. В результате, в настоящее время имеется большое количество материалов по различным аспектам деятельности этих античных мыслителей. Так уже в первой половине ХIХ века наметились два подхода к анализу творчества Платона, получившие названия "системного" (Ф. Шлейермахер) и "генетического" (К. Германн) анализа, несмотря на принципиальные различия, оба прежде всего предполагали органическую целостность всего написанного Платоном и системный характер его философии. Если первый подход вообще исключал мысль об эволюции взглядов Платона, интерпретируя все диалоги философа как части одной cистемы, то в рамках второго была предпринята попытка рассматривать совокупность диалогов не столько как раскрытие готовой доктрины, сколько как постепенный путь ее складывания. Однако, задача соединить в науке о Платоне концепцию единства с концепцией развития осталась нерешенной и, вероятно, в рамках такого подхода не могла быть решена.

В научной литературе XX в. к числу обзорных работ, посвященных анализу политических учений Платона и Аристотеля можно отнести труды А. Боннара , А. Доватура , , Э. Фролова и др. В поле зрения исследователей находятся проблемы соотношения индивидуальных и общегосударственных целей, вопрос о специфике рекрутирования политической элиты, о принципах оптимальности предложенной мыслителями модели организации государства. Специфика интерпретации каждой из проблем определена оценкой исследователями своеобразности социокультурного контекста эпохи. В исследованиях рассматриваются такие проблемы, как авторство произведений мыслителей, аргументация их философско-политического наследия.

В работе А.Г. Здравомыслова предлагается детальный анализ конфликтных ситуаций, описанных в политических учениях Аристотеля и Платона.

Своеобразность философского подхода заключается в том, их проблемная доминанта ориентирована на концептуальный анализ взглядов философов, где важным является выяснение соотношения ключевых аспектов политического учения. В обзорных роботах, посвященных исследованию взглядов Платона (В. Асмус , Ж.-П. Вернан , В. Виндельбанд , А. Лосев ) приоритетное внимание отводится вопросу об оптимальной модели организации человеческого общения, рассматриваются вопросы социальной иерархии и мобильности, соотношение мира идей и имеющейся политической действительности, индивидуальных и общегосударственных целей, вопрос о деградации идеального полиса и т.п. Сходный круг проблем рассматривается в обобщающих роботах А. Домбровского и А. Чанышева , посвященных исследованию взглядов Аристотеля.

Среди современных работ российских авторов по рассматриваемой проблеме следует выделить монографию В.Н. Сафонова ,в которой с новых теоретико-методологических позиций, во многом переоценивая многие положения, устоявшиеся в работах XX-ого века, анализируются политические концепции древнегреческих мыслителей.

Отдельные аспекты политических концепций Платона и Аристотеля эскизно отражены в обобщающих исследованиях по истории Древней Греции , учебных пособиях по истории государства и права , политологии.

В целом, несмотря на большое количество материала по исследуемой проблеме, дальнейшая ее разработка остается достаточно актуальной, в частности в связи с тем, что практически нет обобщающих работ компаративного характера по политическим аспектам учения Платона и Аристотеля, Подавляющее большинство исследует политические воззрения мыслителей изолировано друг от друга, не проводя компаративного анализа. Кроме того, анализ философских и этических направлениям учений Платона и Аристотеля превалирует над политологическим.

Недостаточная разработанность проблемы в сочетании с ее значительной актуальностью приводит к постановке цели исследования.

Целью данной работы является сравнительная характеристика политических воззрений Платона и Аристотеля.

В соответствии с целью в работе выдвигаются следующие задачи:

- охарактеризовать произведения авторов на политические темы;

- сравнить различные подходы Платона и Аристотеля к сути и происхождению государства;

- раскрыть сходство и отличия в воззрениях относительно собственности и земли;

- выявить сходства и отличия в изучении проблем рабства и неравенства;

- сопоставить взгляды мыслителей на вопросы закона и справедливости.

Объектом работы являются политико-философские концепции Платона и Аристотеля.

Предметом исследования выступают взгляды данных мыслителей на сущность и происхождения государства и социально-политические отношения.

Метод исследования заключается в сравнительном анализе политических концепций Платона и Аристотеля - изучении их сходств и различий.

В работе для решения поставленных задач применены общенаучные принципы научного познания, которые выступают своеобразными нормативно-постулативними требованиями к исследованию и обеспечивают достоверность его результатов. Среди них выделяем принципы: объективности, историзма, мировоззренческого плюрализма, многофакторности, аксиологического (ценностного) подхода.

Структура работы. Исследование состоит из введения, трех основных разделов (3 подразделов), заключения и списка использованной литературы (43 позиции).

Список литературы

Источники:

1. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 1984. - Т. 4.

2. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 1984. - Т. 4.

3. Государство // Платон. Сочинения: В 3 т. - М.: Мысль, 1971. - Т. 3. - Ч. 1.

4. Законы // Платон. Сочинения: В 3 т. - М.: Мысль, 1972. - Т. 3. - Ч. 1.

5. Политик // Платон. Сочинения: В 3 т. - М.: Мысль, 1972. - Т. 3. - Ч. 2.

Монографии и статьи:

6. Анкерс Э. История европейского права. - М.: Наука, 1999. - 395 с.

7. Античная Греция / Под ред. Е.С. Голубцовой, Л.П. Маринович, А.И. Павловской, Э.Д. Фролова. - М.: Просвещение, 1983. - Т. 2. - 461 с.

8. Арановский К.В. Государство и право зарубежных стран. - М.: Владос, 1999. - 386 с.

9. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа, 1976. - 543 с.

10. Асмус В.Ф. Платон. - М.: Наука, 1993.

11. Боннар А. Греческая цивилизация / О.В. Волков (пер.). - М.: Искусство, 1995. - 671 с.

12. Васильева Т.В. Комментарии к курсу истории античной философии. - М.: Высшая школа, 2002. - 452 с.

13. Вернан Ж. Происхождение древнегреческой мысли. - М.: Прогресс, 1988. - 286 с.

14. Виндельбанд В. Платон // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. - М.: Юрист, 1995. - 190 с.

15. Глиняный В. П. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. - Харьков: Одиссей. - 2001. - 832 с.

16. Давыдов Ю.Н. Античность как предмет исторической социологии // Античная культура и современная наука. - М.: Наука, 1985. - 316 с.

17. Доватур А. Политика и политии Аристотеля. - М.: Наука, 1965. - 220 с.

18. Домбровский А. Аристотель. Великий Стагирит / Серия "Великие ученые". - М.: Армада, 2001. - 394 с.

19. Евдокимов Р.Б. Должностные лица в идеальном государстве платоновских "Законов" // Платон и его эпоха. - М.: Наука, 1979. - С. 76-94.

20. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. -М: Аспект прогресс, 1994. - 340 с.

21. Ильин В.В. История философии. - СПб.: Питер, 2003. - 732 с.

22. История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. - М.: Просвещение, 1986. - 534 с.

23. История политических и правовых учений / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА o М, 1998. - 736 с.

24. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Инфра-М, 1996. - 698 с.

25. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 1999. - 723 с.

26. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. - М.: Юрист, 1999. - 333 с.

27. Лосев А Ф. История античной философии. М.: Мысль. 1989. с. 17 - 33

28. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Платон. Сочинения: В 3 т. - М., 1968. - Т. 1. - С. 12-43.

29. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание. - М.: Детская литература, 1977. - 320 с.

30. Лурье С.Я. История Греции / Под ред. Э.Д. Фролова. - СПб.: Питер, 1993. - 621 с.

31. Мушкин А.Е. Государство и право - исторические разновидности органов и норм управления обществом. - Л.: Наука, 1969. - 78 с.

32. Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. - Ленинград: Наука, 1971. - 163 с.

33. Петров В.С. Тип и формы государства. - Л.: Издательство ЛГУ, 1967. - 120 с.

34. Печатнова Л.Г. Кризис спартанского полиса (конец V - начало IV в. до н.э.). - СПб.: Питер, 1999. - 128 с.

35. Сафонов В.Н. Политические взгляды Платона // Социально-политический журнал. - 1998. - № 3. - С. 197-210.

36. Сафонов В.Н. Политические взгляды Платона и Аристотеля и современность. - Ульяновск: УлГТУ, 1999. - 176 с.

37. Сафонов В.Н. Политические взгляды Платона и Аристотеля и современность. - Екатеринбург, УлГТУ, 1999

38. Сергеев B.C. История Древней Греции / Под ред. В.В. Струве, Д.П. Каллистова. - М.: Госполитздат, 1963. - 421 с.

39. Скакун О.Ф. Теория государства и права. - Харьков: Консул, 2000. - 703 с.

40. Сократ; Платон; Аристотель; Сенека: Биогр. очерки / Е. Орлова (сост.). - М.: Республика, 1995. - 267 с.

41. Фролов Э.Д. Факел Прометея: Очерки античной общественной мысли. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2004. - 522 с.

42. Фуко М. Порядок дискурса // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996. С. 54 - 55

43. Чанышев А.Н. Аристотель. - М.: Мысль, 1981. - 156 с.

44. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юрист, 2000. - 576 с.

Справочные издания:

45. Баскакова М.А. Толковый юридический словарь. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 683 с.

46. Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М, 1999. - 790 с.

47. Шестаков А.В. Экономика и право: энциклопедический словарь. - М.: ИД "Дашков и К", 2000. - 568 с.

Примечания:

Примечаний нет.