Человек как высшая ценность в правовом государстве е3у5324

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 104  | Формат: doc  | Год: 2004  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 7

1.1. Становление и развитие гражданского общества 7

1.2. Становление и развитие идеи правового государства 13

2. РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ 23

2.1. Взаимосвязь общества и личности в правовом государстве 23

2.2. Правовое государство и статус личности 26

2.3. Правовой статус и фактическое положение человека 30

2.4. Система прав и свобод личности 34

2.5. Международно-правовое регулирование прав человека 40

3. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 53

3.1. Понятие и структура механизма обеспечения прав человека 53

3.2. Защита конституционных прав и свобод конституционными судами 65

3.3. Международно-правовое регулирование прав человека в обществе 82

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 99

Введение

и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей важнейшую основу не только конституционного организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток создать условия для подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

Для большинства зафиксированных в Конституции Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина характерна более или менее тесная связь с признанием человека высшей ценностью. В них не только в той или иной степени отражается это признание, но они вместе с основами конституционного строя России служат его защите. Вместе с тем принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит достаточно определенным ориентиром для дальнейшего совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества, преодоления на этом пути всякого рода сложностей и эксцессов.

Надо сказать, что связь между признанием человека и его прав и свобод высшей ценностью и конкретными правами и свободами человека и гражданина состоит в том, что если ст. 2 Конституции Российской Федерации, формулирующая принцип взаимоотношений человека и государства, излагает этот принцип лишь негативно, т.е. с точки зрения возможного нарушения прав человека, имеет в виду лишь объект защиты, то статьи Конституции, посвященные конкретным основным правам и свободам человека и гражданина сформулированы уже более субъективно и с позитивных позиций (например, в ст. 22 Конституции указывается, что каждый имеет права на свободу и личную неприкосновенность).

Эта взаимосвязь просматривается и в том, что норма Конституции, указывающая на объект защиты, выглядит лишь как первый шаг к конкретизации положения человека и гражданина в обществе и государстве применительно к определенной сфере жизни или конкретной ситуации. Она позволяет сделать и следующий шаг, выражающийся в закреплении в Конституции принципа равноправия граждан.

Все это говорит о том, что нормы Конституции Российской Федерации, посвященные основным правам и свободам человека и гражданина, нельзя рассматривать вне связи с принципами признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в них изменения или дополнения, противоречащие этому принципу.

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократического государства, его компетенцию и потенциальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека оно приобретает те черты, которые характеризуют конституционное государство.

Конституционное государство базируется на народном суверенитете, который составляет одну из важнейших его основ. Между тем носитель этого суверенитета - народ состоит из граждан, от которых в конечном счете и исходит вся власть. Вот почему ст. 2 Конституции, закрепляющая отношение государства к человеку и его обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы, закрепляет потребность в конституционном государстве, обосновывает необходимость его существования.

В условиях конституционного государства народ становится демократически конституированным сообществом, сознательно ориентирующимся на защиту человека как высшей ценности и видящим в этом свой долг. Такая ориентация народа позволяет избежать последствий, которые являлись результатом сознательного преувеличения роли коллектива и государства и приводили к господству тоталитаризма.

Народ, который перманентно не способен или не желает признавать ценность отдельного человека и соответственно этому действовать, не может быть организован в подлинно демократическое общество даже с помощью разного рода юридических инструментов.

Таким образом, авторитет любой организации, включая и государство, по своей природе вторичен. Нет и не может быть признания ценности государства или любой другой организации, если при этом не признается высшая ценность человека и гражданина.

Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны государства является задачей демократически конституированного общества, тс защита человека, его прав и свобод от общества с его разнообразными, пользующимися политическим влиянием группами, которое также способно посягать на человека, его праве и свободы, является, как уже отмечалось, обязанностью государст

Список литературы

Федеральный Конституционный Закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ // Российская газета. 2002. 1 февраля.

4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ // Российская газета. 1997. 25 сентября.

5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001.

6. Богданова Н.А. Верховенство права. М., 1992.

7. Бойцова В. Конституционное право в российской правовой системе // Обществ.науки и соврем. 1993. N 6.

8. Воеводин Л.Д., Богданова Н.А. Оригинальное исследование проблем конституционализма и парламентаризма в России // Вестник Московского университета. Серия 11 . Право. 1997. N 2.

9. Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. СПб., 1999.

10. Гулиев В.Е. Российская государственность: состояние и тенденции // Политические проблемы теории государства. М., 1998.

11. Игнатенко Г.В. Международное право. Учебник для вузов. М., 1999.

12. Каменский В.Г. Государство как объект социологического анализа. М., 1999.

13. Коваленко А.И. Конституционное право России. М., 1997.

14. Коваленко А.И. Основы конституционного права Российской Федерации: (В вопросах и ответах). М., 1994.

15. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1997.

16. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1999.

17. Лафитский В.И. Комментарий к Конституции РФ // Право и экономика. 1998. N 21-22.

18. Манов Г.И. Признаки государства: Новые прочтения. М., 1999.

19. Мартышин О.В. Российская Конституция 1993 г. и становление новой политической системы // Государство и право. 1998. N 10.

20. Михалева Н.А. Обсуждение актуальных проблем науки конституционного права // Государство и право. 1998. N 3.

21. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. М., 1998.

22. Омельченко О.Я. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. М., 1999.

23. Путеводитель по Конституции Российской Федерации // Российская юстиция. 1997. N 2.

24. Руднев В. Стабильность Конституции - основа развития государства // Рос. Юстиция. 1997. N 4.

25. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. М., 1994.

26. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. М., 1995.

27. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. М., 1999.

28. Чи

Примечания:

Примечаний нет.