Добровольный порядок удовлетворения требований потребителей 4221523222

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 76  | Формат: doc  | Год: 2005  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1 Правовое регулирование защиты прав потребителей 7

1.1 Законодательство о защите прав потребителей как система

нормативных актов, его развитие 7

1.2 Структура законодательства о защите прав потребителей 17

1.3 Основные понятия, используемые законодательством 19

Глава 2 Права потребителей 23

2.1 Право на просвещение в сфере потребления 23

2.2 Право на качество товара 27

2.3 Право на безопасность товара 32

2.4 Право на информацию об изготовителе, продавце и товаре 36

2.5 Право на выбор товара 43

Глава 3 Ответственность продавцов (изготовителей) за нарушение

потребительских прав 46

3.1 Ответственность за ненадлежащую информацию 46

3.2 Последствия нарушения прав потребителей на качество 49

3.3 Компенсация морального вреда потребителю 53

3.4 Недействительность условий договора, ущемляющих

права потребителя 55

Глава 4 Формы и способы защиты интересов потребителей 57

4.1 Добровольный порядок удовлетворения требований

потребителей 57

4.2 Общественная защита интересов потребителей 59

4.3 Государственная защита прав потребителей 62

4.4 Судебная защита прав потребителей 68

Заключение 71

Список использованных источников 74

Введение

Современное положение Российской экономики характеризуется неоднозначными оценками. Имеются положительные сдвиги по ряду направлений: восстановился и начинает активно функционировать потребительский рынок, почти полностью разрушенный к концу 1991 г. Экономическая реформа, переход России от плановой экономики к рыночной, законодательное закрепление многообразия форм собственности, придание законного статуса предпринимательской деятельности и определение ее организационно-правовых форм, свобода торговли и либерализация внешнеэкономической деятельности привели к увеличению числа товаропроизводителей и значительному расширению товарного предложения всех видов продукции. Взаимоотношение предприятий все в большей степени формируются на принципах рыночной экономики соответствующей нормативной базой, возрастает роль негосударственного сектора экономики, активно идет процесс приватизации и акционирования предприятий.

Вместе с тем, новый экономический курс осуществляется в весьма сложных условиях. Существенный дефицит государственного бюджета, рост денежной массы в обращении, снижение покупательской способности рубля, нарушение производственно-хозяйственных связей, падение инвестиционной активности, сокращение объемов производства товаров ведут к снижению реальных доходов и уровня жизни значительной части населения.

В стартовый период проведения экономических реформ, динамика уровня жизни населения формировалась в сложных условиях. Потребители одновременно испытали воздействие нескольких процессов: роста безработицы, падение производства, инфляции, значительного сокращения бюджетных ассигнований на социальные программы, изменение программы социальной защиты при увеличении нагрузки на нее. Наблюдается разрыв между тенденцией приближения цен к мировому уровню и относительным удешевлением стоимости рабочей силы россиян. Это особенно важно, если учесть, что основным источником денежных доходов населения является оплата труда. Продолжает углубляться расслоение населения по уровню доходов.

В отрасли потребительского сектора происходят неоднозначные процессы. С одной стороны, увеличилась насыщенность розничной торговой сети товарами. С другой стороны, такое насыщение рынка сегодня весьма относительно. Российский потребитель оказался неподготовлен к децентрализации импорта товаров. Рынок заполонили сколь дешевые, столь же и некачественные товары. Без систематических и суровых мер остановить потоки некачественных, а то и небезопасных товаров практически невозможно. Понятие "дефицит" сместилось в сторону дешевого и качественного ассортимента.

Кроме того, в любой сфере современного рынка реальное содержание отношений между продавцами и покупателями стало совершенно иным, чем прежде. Сегодня коммерческие структуры сами устанавливают цены на свои товары, конкурируют между собой в борьбе за потребительский рубль. Конкуренция начнет стимулировать развитие товарного производства, но пока этот процесс приобретет в России цивилизованные формы и стандарты, пройдет время.

Качество работы производителей и продавцов товаров - это критерий уважения предпринимателей к обществу, в конечном счете - норма уважения самих себя. Настоящие взаимоотношения, которые сложились между производителями, и потребителями, показывают уровень общего взаимоуважения и отражают, как в зеркале, состояние культуры всего общества. Нежелание работать качественно и добросовестно, отсутствие требовательности потребителей, соглашательские позиции тех и других загнали сферу производства и реализации товаров в ныне существующее положение в большей степени, чем все остальные факторы [9,С.3].

Каждому человеку в течение жизни приходится неоднократно выступать в роли потребителя. Ежедневно миллионы человек приходят в магазины за необходимыми покупками, где, по данным опросов, ежегодно проводимых Союзом потребителей Россией, в течение года более 90% потребителей сталкиваются с нарушением их прав. При этом в среднем права каждого потребителя за год нарушаются, как минимум 3 раза. Большая часть нарушений приходится на торговлю[20, С.41].

По оценке Союза потребителей России, у 60% опрошенных граждан были неприятности, связанные с покупкой некачественных продовольственных товаров. У 34% респондентов проблемы возникли из-за низкого качества приобретенных непродовольственных товаров, 31% покупателей имели претензии к алкогольным напиткам, более 40% были в течение года хотя бы раз обсчитаны (обвешены) во время покупок [20, С.43].

Сложились качественно новые отношения на потребительском рынке, и в связи с этим потребовалась новая система организации управления, контроля, ответственности в данной сфере. Но будучи свободным, рынок не может и не должен быть "диким". Осуществление сильной потребительской политики - необходимое условие успеха реформ, залог прочного положения потребителей на рынке товаров. В свою очередь реформирование экономики, насыщение потребительского рынка постепенно создают материальную базу для практической реализации государственной политики защиты прав потребителей.

В новых экономических условиях взаимоотношениях потребителей и предпринимателей должны выйти на такую степен

Список литературы

.- 1159 с.

11. Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав.- М.: Юридическая литература, 1972.- 168с.

12. Катренко В.С., Слепаков С.С. Правовые основы защиты интересов потребителей: общедоступный учебный курс. - М.: Невинномысская городская типография,1999. - 642 с.

13. Катыс М.А. Некоторые проблемы нормативно-правового регулирования защиты прав потребителей // Юрист. - 2001. - №10. - С.56.

14. Катыс М.А. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - 2002. - №1. - С.29- 30.

15. Комментарий к закону РФ "О защите прав потребителей" (постатейный) / Под общей ред. М.Ю. Челышева. - М.: Юрайт - М, 2003.- 225с.

16. Комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" / О.Н. Зименкова, Т.Л. Левшина, В.И. Тобис., А.Е. Шерстобитов. - М.: Кросно - Лекс, 1997.- 220 с.

17. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей/ М.И.Брагинский, В.В Витряеский., В.П. Звеков., Е.А.Суханов, К.Б.Ярошенко. - М.: Юрайт - М, 1995. - С.17.

18. Корнилов Э. Вопросы совершенствования законодательства о защите прав потребителей //Хозяйство и право. - 1999. - №4. - С.72.

19. Левшина Т. Л. Основы законодательства о защите прав потребителей: Курс лекций. - М.: Юридическая литература,- 1994. -160 с.

20. Мясин Е. А. О законодательном обеспечении защиты прав потребителей // Современная торговля. - 2000.- № 10.- С.41-56.

21. Нарижный С., Голубев Н. Компенсация морального вреда при нарушении имущественных прав гражданина // Российская юстиция.- 2002. - №4. - С. 9.

22. Нецветаев А.Г. Правовое регулирование защиты прав потребителей.// Юридический мир. -2000. - №10.- С.14-19.

23. Парций Я.Е. Комментарий

Примечания:

Примечаний нет.