Имущество и сделки унитарного предприятия 354

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 70  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Общие положения об унитарных предприятиях 7

§ 1. Понятие унитарных предприятий 7

§ 2. Виды унитарных предприятий 22

Глава 2. Управление в унитарных предприятиях 31

§ 1. Полномочия собственника имущества по управлению унитарным предприятием 31

§ 2. Полномочия единоличного исполнительного органа 44

Глава 3. Имущество и сделки унитарного предприятия 50

§ 1.Состав имущества унитарного предприятия 50

§ 2. Порядок совершения сделок унитарным предприятием 54

Заключение 64

Список использованных нормативно-правовых актов, специальной литературы и материалов судебной практики: 66

Введение

Среди всех коммерческих организаций унитарные предприятия выделяются тем, что не являются построенными на началах членства корпорациями и не становятся собственниками закрепленного за ними имущества. Создавший такое предприятие единоличный учредитель (публичный собственник) сохраняет за собой право собственности на переданное предприятию и приобретенное им в ходе своей деятельности имущество, тогда как само предприятие как самостоятельное юридическое лицо в силу закона наделяется лишь определенным ограниченным вещным правом, по сути используя чужое имущество. Иначе говоря, его имущественная обособленность является искусственной, условной, поскольку, в отличие от других участников гражданского оборота, у него нет и не может быть никакого собственного имущества.

Такая своеобразная организационно-правовая форма как юридическое лицо - несобственник не свойственна нормальному, развитому имущественному обороту и представляет собой исключение, сохраненное законом на период становления рыночной экономики для государственных и муниципальных (публичных) собственников. В литературе справедливо отмечено, что ситуация, в которой субъект гражданского права не является собственником, допустима только в определенных исторических условиях и может сохраняться "только как промежуточная, переходная стадия в развитии системы, ...при которой право государственной собственности конструируется как самостоятельный вид права собственности". Поэтому и в законодательной систематизации данная разновидность коммерческих организаций поставлена на последнее место.

Дело в том, что "предприятие" в экономическом смысле всегда рассматривалось как "торговый промысел", "бизнес" ведущего его лица, т.е. определенный вид деятельности, причем имущественно (экономически) обособленный от ведущего свое "дело" предпринимателя, в том числе и от его личного имущества (что давало последнему возможность в определенных ситуациях выступать должником или кредитором собственного предприятия). Эта экономическая "независимость" требовала и юридического обособления. Но, как отмечал еще Г.Ф. Шершеневич, "таким запросам могла бы удовлетворить лишь такая конструкция, по которой торговое предприятие рассматривалось бы как обособленное имущество" . Иначе говоря, "предприятие" ("дело на ходу", "бизнес") с классических цивилистических позиций было и остается объектом гражданских прав - имущественным комплексом, но не субъектом права - юридическим лицом.

Вместе с тем данный подход обусловлен частноправовыми представлениями и потому, конечно, не соответствует взглядам, сложившимся в условиях огосударствленной экономики, в которой госпредприятия были основными хозяйствующими субъектами. Конструкция предприятия как юридического лица (субъекта, а не объекта права) является прямым порождением именно такого экономического и общественного строя. Здесь государство, став единым собственником огромного имущества и будучи не в состоянии непосредственно, само эффективно использовать его, вынуждено условно распределить его большую часть между своими "предприятиями", объявленными им формально самостоятельными юридическими лицами, по долгам которых оно не несет ответственности, оставаясь при этом собственником всего их имущества.

Актуальность выбранной темы, определяется тем, что в правовом регулировании унитарных предприятий существует много особенностей. Но далеко не все о них знают. Это ведет к возникновению множества вопросов, а то и конфликтных ситуаций. В связи с этим сегодня мы расскажем об основных положениях, связанных со спецификой осуществления деятельности унитарными предприятиями.

Специфика деятельности таких организаций, как государственные и муниципальные унитарные предприятия, связана в первую очередь с тем, что имеющееся у них имущество принадлежит им на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления и является государственной или муниципальной собственностью.

Это обстоятельство, безусловно, накладывает определенный отпечаток на всю деятельность унитарных предприятий - они не столь свободны в осуществлении предпринимательской деятельности, как остальные коммерческие организации. В частности, должны согласовывать наиболее важные вопросы, связанные с находящимся у них имуществом, с его собственником. Кроме того, существует определенный порядок назначения руководителя унитарного предприятия.

Цель проводимого исследования заключается в анализе правового положения унитарных предприятий согласно действующему законодательству.

Для достижения выше указанной цели необходимо комплексное решение следующих основных задач:

- анализ понятия унитарных предприятий;

- исследование видов унитарных предприятий;

- изучение полномочий собственника имущества по управлению унитарным предприятием;

- анализ полномочий единоличного исполнительного органа

- изучение состава имущества унитарного предприятия;

- исследование порядка совершения сделок унитарным предприятием.

Нормативно-правовой основой проводимого исследования в первую очередь является основной закон - Конституция РФ, далее: Гражданский кодекс РФ, ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" другие нормативно-правовые акты касающиеся исследуемой темы.

Теоретической базой настоящего исследования являются труды ученых правоведов в данной области, таких как: С.С. Алексеева, С.Н. Братусь, К.П. Беляева, А.В. Венидиктова, С.П. Гришева, В.А. Дозорцева, О.Н. Садикова, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого и других чьи работы также посвящены исследованию правового положения унитарных предприятий.

Структура данной работы полностью соответствует поставленным выше задачам и включает в себя введение, три главы разбитой на параграфы по два в каждой, заключение и список использованной литературы.

Список литературы

I. Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237.

2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 5 декабря 1994 г. - № 32. - Ст. 3301.

3. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 48. - Ст. 4746.

4. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // Собрании законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 30 (часть I). - Ст. 3105.

5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3594.

6. Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. № 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 15. - Ст. 1440.

7. Постановление Правительства РФ от 9 декабря 1999 г. № 1366 "О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 50. - Ст. 623.

8. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 13. - Ст. 1373.

9. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 28. - Ст. 2669.

10. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 13. - Ст. 1373.

11. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 50. - Ст. 5074.

12. Постановление Правительства РФ от 19 июля 2007 г. № 454 "Об утверждении устава федерального казенного предприятия "Российская государственная цирковая компания" // Собрании законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 30. - Ст. 3944.

13. Постановление Правительства РФ от 10 августа 2007 г. № 505 "О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 34. - Ст. 4239.

14. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 39. - Ст. 4626.

15. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1003 "О реформе государственных предприятий" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 5. - Ст. 393 (утратил силу)

16. Постановление Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. № 348 "О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 50. - Ст. 6230. (утратил силу)

II. Специальная литература

1. Алексеев С.С. Собственность в акционерном обществе // Проблемы теории гражданского права. - М.: Статут, 2003.

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.

3. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. - М., 1947.

4. Беляев К.П. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве // Актуальные проблемы гражданского права // Под ред. С.С. Алексеева. - М.: Статут, 2005.

5. Бушева С.Г. Орган юридического лица: правовой статус и соотношение со смежными институтами // Законодательство. - 2005. - № 2, 3. - С.12; 19-22.

6. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. - М.; Л., 1948.

7. Власова М.В. Право собственности в России: возникновение, юридическое содержание, пути развития. - М.: МЗ-Пресс, 2002.

8. Вишняков В.Г. Государственное предприятие - трудовой коллектив - администрация // Советское государство и право. - 1987. - № 6.

9. Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.

10. Гришаев С.П. Гражданское право в вопросах и ответах. - ООО "Новая правовая культура", 2007.

11. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. М., 2001.

12. Гражданское право России при переходе к рынку // Сб. науч. статей преподавателей кафедры гражданского права юр. фак-та МГУ, посвященный памяти проф. М.В. Грибанова // Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 1995.

13. Долинская В.В. Тенденции развития законодательства о юридических лицах // Законодательство России в 21 веке: по материалам научно-практической конференции. Москва, 17 октября 2000 г. - М.: Городец-издат, 2002

14. Дозорцев В.А. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе Российской Федерации // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. - М.: МЦФЭР, 1998.

15. Ершова И.В. Правовой режим государственного имущества в хозяйственном обороте: теоретические основы и пути совершенствования. М.: Юриспруденция, 2001.

16. Елисеев И.В. Гражданское право // Под ред. O.K. Толстого, А.П. Сергеева. СПб., 1996. Т. 1.

17. Каминка А.И. Очерки торгового права (Серия "Научное наследие"). М., 2002. Иоффе О.С. Избранные труды. В 4-х т. Т. II. 2004.

18. Корнеев С.М. Основные тенденции развития правового регулирования общенародной собственности в СССР // Демократия и право развитого социалистического общества. М., 1975.

19. Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР // Под ред. С.Н. Братуся, О.Н. Садикова. М., 1982.

20. Кыров А.А. Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью". "ТК Велби", "Издательство Проспект", 2006.

21. Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". - ООО "Новая правовая культура", 2009.

22. Лаптев В.В. Проблемы предпринимательской (хозяйственной) правосубъектности // Государство и право. - 1999. - № 11. - С. 15.

23. Мицкевич Л.А. Государственное управление в условиях экономических преобразований // Административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений. - М., 2001.

24. Мицкевич А.В. Субъекты советского права. М., 1950.

25. Мозолин В.П. Гражданское право и хозяйственный механизм // Советское государство и право. - 1984.- № 5. - С 20-23.

26. Петров Д.В. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления.- СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.

27. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. - М.: Юрист, 2001.-

28. Степанов С.А. Имущественные комплексы в российском гражданском праве. - М.: Норма, 2002.

29. Суханов Е.А. О понятии юридического лица и предприятия // Законодательство России в 21 веке: по материалам научно-практической конференции. Москва, 17 октября 2000 г. - М.: Городец-издат, 2002.

30. Советское гражданское право. Учебник. В 2-х ч. Ч. I // Под ред. В.А. Рясенцева. М., 1986. - С. 343-344.

31. Советское гражданское право. Учебник. В 2-х т. Т. 1 // Под ред. О.А. Красавчикова. М., 1985.

32. Ситникова Е.Г. Государственные и муниципальные предприятия (вопросы правового регулирования) // Бюджетный учет. - 2005. - № 3. - С.27.

33. Ситникова Е.Г. Государственные и муниципальные предприятия (вопросы правового регулирования) // Бюджетный учет. - 2005. - № 3. - С.27.

34. Степанов В.Т. Особенности правового регулирования деятельности унитарных предприятий в деловом обороте // Юрист. - 2004. - №2. - С.38.

35. Толстой Ю.К. К разработке теории юридического лица на современном этапе // Проблемы современного гражданского права: Сб. статей. - М.: Городец, 2000.

36. Толстой Ю.К. О государственных юридических лицах в СССР // Вестник Ленинградского университета. 1955. - № 3.

37. Управление государственной собственностью // Под ред. В.И. Кошкина. - М.: ЭКМОС, 2002.

38. Хохлова Г. Согласовывать или не согласовывать? Проблемы согласования крупных сделок унитарного предприятия // Экономика и жизнь- ЮРИСТ. - 2005. - № 34. - С.11.

39. Шевченко Л.И. Регулирование отношений поставки: теория и практика. - СПб, 2002.

III. Материалы судебной практики

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. № 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 3. - Ст. 429.

2. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 ноября 2005 г. № 2521/05 // Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2006. - № 3.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. - 1996. - № 9.

4. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 апреля 2006 г. N А79-10110/2005 [электронный ресурс] // СПС "Гарант".

Примечания:

Примечаний нет.