ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 75  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ 9

1.1 Понятия и классификация объектов недропользования 9

1.2Нормативно-правовое регулирование в сфере недропользования 11

1.3Основные направления и приоритеты государственной политики Российской Федерации в сфере недропользования 16

2 ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕМ 23

2.1Система управления недропользованием на федеральном уровне 23

2.2Система управления в сфере недропользования в Магаданской области 28

3СПОСОБЫ ВЫДЕЛЕНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УЧАСТКОВ НЕДР В ПОЛЬЗОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ 36

3.1 Лицензирование в сфере недропользования 36

3.2 Аукционы и конкурсы на право пользования недрами 41

4РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 48

4.1Анализ добычи полезных ископаемых недропользователями в Магаданской области 48

4.2Яно-Колымский проект как одно из направлений государственной политики по совершенствованию недропользования в Магаданской области 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

Актуальность темы. В настоящее время, российское общество проходит период становления рыночной экономики, в которой особую значимость приобретает изучение правовых аспектов недропользования. Россия, страна с ресурсозависимой экономикой. Природные ресурсы и, прежде всего ресурсы недр, приносят львиную долю доходов государственного бюджета и валютных поступлений страны. От того, насколько отношения недропользования отвечают радикальным рыночным реформам, осуществляемым в России, зависит будущее российской экономики.

Россия занимает одно из ведущих мест в рейтинге самых богатых ресурсами стран мира. Ее ресурсный потенциал, на который приходится 80-85% всего национального богатства, оценивается, по подсчетам Госкомстата и РАН, в 340-380 трлн. долл. На душу населения ресурсного потенциала в России приходится в два раза больше, чем в США в 6 раз - чем в ФРГ, в 22 раза - чем в Японии. В доле экспорта продукции горнодобывающей промышленности составляет 70% от всего объёма. Доля поступлений в бюджет более 50%. В то же время по доле ВВП на душу населения картина противоположная, потому что механизм использования дарованного природой огромного достояния крайне неэффективный. В результате, будучи первыми по количеству природных ресурсов на душу населения, мы последние - по их использованию.

Эффективное управление природным богатством является необходимым условием экономического роста и повышения благосостояния народа и должно составлять основу экономической политики, находясь в центре внимания российского общества. Чтобы это богатство приносило прибыль, предстоит, прежде всего провести детальную оценку всех имеющихся ресурсов и привести в движение механизм их использования, стремясь при этом максимально опираться на достижения научно-технического прогресса.

Магаданская область - один из крупнейших регионов России по потенциальным минеральным ресурсам, в первую очередь коренного и россыпного золота, серебра, каменного и бурого угля, меди, молибдена, железа, полиметаллов. Большие перспективы связаны с разведкой и последующим освоением углеводородного сырья в примагаданском шельфе Охотского моря.

Магаданская область обладает значительными разведанными запасами золота, включая месторождение Наталкинское (20% от общероссийских), серебра (19% от общероссийских), бурого и каменного угля, цементного сырья, вулканического пепла и строительных материалов, в ограниченном количестве - запасами других полезных ископаемых. В структуре числящихся на балансе разведанных запасов в стоимостном выражении доля золота составляет 41%, серебра - 8% , угля - 25% , цементное сырье - 24%. Разведанные запасы угля и цементного сырья не осваиваются из-за неразвитости инфраструктуры.

В структуре прогнозных ресурсов по сравнению с разведанными запасами по извлекаемой ценности наряду с золотом и серебром значительную долю приобретают цветные металлы, а также нефть и газ. При этом доля благородных металлов составляет 16 %, цветных металлов - 15%, угля - 40%, нефть и газ - 24%.

В стоимостном выражении доля разведанных запасов полезных ископаемых на территории области составляет менее 10% ее ресурсного потенциала.

За всю историю освоения из недр области было извлечено 3000 тонн золота (в том числе из рудных месторождений 300 т, из россыпей -2700 т), 6000 тонн серебра. Практически все коренные месторождения благородных металлов на сегодня переданы в промышленное освоение: действует 29 лицензий на разведку и добычу коренных месторождений золота и серебра и 606 лицензий на геологическое изучение и добычу золота из россыпей.

Актуальность исследования по выбранной теме дипломного проекта заключается в том, что в настоящие время назрела необходимость радикальной перестройки всей системы производственных, финансовых и коммерческих связей в сфере недропользования, которая находится в критической ситуации, свидетельством чего является нехватка современной техники, отсутствие условий для нормального функционирования добывающих и обогатительных предприятий в связи с резким ростом цен на электроэнергию, материалы, оборудования, транспортировку и все виды топлива. В то же время в России имеются достаточно крупные запасы драгоценных металлов, качество, которого соответствует международным требованиям и стандартам. Интересы недропользователей и рациональное использование природных ресурсов должны быть обеспечены эффективным механизмом управления.

Актуальность исследования также определяется тем, что на протяжении длительного периода времени (во время становления и развития рыночных отношений) для Магаданской области было характерно постоянное снижение объемов добычи, несмотря на постоянный рост цен на мировом рынке. Применяемые на практике экономические инструменты регулирования в недропользовании, существующие в России, не в полной мере выполняют возложенные на них задачи и функции в данном регионе.

Анализ изученных источников и литературы. В настоящее время теме по совершенствованию деятельности органов государственного управления в сфере недрапользования посвящено множество публикации и научных трудов, как в России, так и за рубежом. Для темы настоящего исследования большой интерес представили работы: Михайлова Б.К., Петрова О.В., Киммельман "Богатство недр России. Минерально- сырьевой и стоимостный анализ. Пояснительная записка к геролого-экономическим картам.", Быстрова Г.Е. "Правовое регулирование лицензирования пользования недрами", Орлов В.П. "Проблемы недропользования (2000-2006)" в данной работе автором затронуто отсутствие разграничения государственной собственности на недра, Брайко В.Н., Иванов В.Н. "О некоторых тенденциях в золотодобывающей промышленности России", в работе автор раскрывает государственную политику в горнодобывающей отрасли; Денисова М.Н. "Сколько стоит месторождение" и др.

В ходе проведенного исследования были использованы, так же следующие нормативно- правовые акты:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. №51-ФЗ

3. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. №187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)

4. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. №191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)

5. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции";

6. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 "О недрах" и др.

Целью исследования является изучение организации и результатов деятельности органов государственного управления Магаданской области по регулированию недропользования в регионе и на этой основе определение механизмов совершенствование данной деятельности.

В ходе исследования предполагается решение следующих задач:

1. Раскрыть понятие и дать классификацию объектов недропользования;

2. Охарактеризовать состояние нормативно-правовой базы регулирования в сфере недропользования;

3.Провести анализ основных направлений и приоритетов государственной политики Российской Федерации в сфере недропользования;

4. Раскрыть систему управления недропользованием на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ (Магаданской области);

5. Исследовать отдельные механизмы государственного управления в сфере недрапользования (способы выделения и предоставления участков недр в пользование);

6. Провести анализ результатов добычи полезных ископаемых недропользователями в Магаданской области;

7. Рассмотреть Яно-Колымский проект в качестве одного из направлений государственной политики по совершенствованию недропользования в Магаданской области.

Объектом исследования выступает Федеральная служба по надзору в сфере недрапользования-Управление Росприроднадзора по Магаданской области.

Предмет исследования- деятельность Федеральной службы по надзору в сфере природопользования-Управления Росприроднадзора по Магаданской области по регулированию недропользования в Магаданской области.

Теоретико-методологическая основа и эмпирическая база исследования.

В ходе исследования применялись следующие методы: системный, расчетно-аналитический и сравнительный анализы.

Во исполнение поставленных исследовательских задач были использованы статистические и информационные материалы Федерального агентства по недропользованию, МПР, Магаданской области и данные производственной деятельности золотодобывающих предприятий.

Хронологические рамки исследования затрагивают период с 2006-2007 гг.

Практическая значимость данного дипломного проекта заключается в том, что на основе анализа деятельности органов государственной власти по регулированию недропользования в Магаданской области, выявлены основные проблемы и предложены проектные мероприятия по их решению. Материалы данного дипломного проекта могут быть использованы в практической работе органов государственного управления в части реализации мероприятий по развитию системы управления недропользованием в Магаданской области.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №1. - Ст. 1

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации -2000. -№32. - ст. 3340

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - С. 3301

4. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. №187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)// Собрание законодательства -1995. -№49. -ст. 4694

5. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. №191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации. -1998. -№51. -ст. 6273

6. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. -№1. -ст. 18

7. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона 26.06.2007 N 118-ФЗ)// Собрание законодательства Российской. -1999. -№14. -ст. 1667

8. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. №41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)// Собрание законодательства. -1998. -№13. -ст. 1463

9. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 "О недрах" (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ) // Собрание законодательства РФ.-1995. - №10. -ст. 823

10. Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2004 г. №370 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.05.2007 N 313)// Собрание законодательства Российской Федерации. -2004. -№31. -ст. 3260

11. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. №400 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.05.2007 N 315)//Собрание законодательства Российской Федерации -2004. -№32. -ст. 3347

12. Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. №293 (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.06.2006 N 361)//Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. -№26. -ст. 2669

13. Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденное Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. №283 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.05.2007 N 314)// Собрание законодательства Российской Федерации. -2004 . -№25. -ст. 2565

14. Положение о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. №282 (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2006 N 781)// Собрание законодательства Российской Федерации. -2004. -№25. -ст. 2564

15. Положение о совершении сделок с драгоценными металлами. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994г. №756//Собрание законодательства РФ. - 1994. №11. ст.1291

16. Письмо Комитета по геологии и использованию недр при Правительстве Российской Федерации от 10 сентября 1992 г. №ВО-61/2296// Российские вести.1993. -№43

17. Постановление Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. №3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами"// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ от 20 августа 1992 г.

18. Постановление губернатора Магаданской области от 31 августа 2005 г. №147-п. "О порядке предоставления и пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, на территории Магаданской области".

19. Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Магаданской области, утвержденное приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации №29 от 06.09.2004г.

20. Ампилов Ю.П. Стоимостная оценка недр. М.: Геоинформцентр, 2004. -с.317

21. Астафьева М.П., Мелехин Е.С., Порохня Е.А., Астафьева О.М. Оценка стоимости объектов недвижимости. - М.: МЦФЭР, 2003. -288 с.

22. Быстров Г.Е. Правовое регулирование лицензирования пользования недрами // Правовые проблемы нефтегазового комплекса. Сборник научных трудов (вып. 1) / Под ред. Клеандрова М.И., Клоца О.И. Тюмень: Издательство Вектор Бук, 1999. - 39с.

23. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. -М. -Ростов -на -Дону. 2000. -576с.

24. Богатство недр России. Минерально- сырьевой и стоимостный анализ. Пояснительная записка к геролого-экономическим картам. /под ред. Михайлова Б.К., Петрова О.В., Киммельман С.А. -СПб.: Изд-во ВСЕГЕИ, 2007. -550с.

25. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие.-М.: Гардарики, 199. -160с.

26. Гончаров В.Г. Золотодобывающая промышленность России. Итоги 2001г. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. -2002. №1-2. -С.40-45.

27. Гольд Г.С. Минерально-сырьевые ресурсы: социальный вызов времени. - М.: Профсоюзы и экономика, 2001. -406 с.

28. Козловский Е.А. Избранное. Минерально-сырьевые ресурсы России (анализ, прогноз, политика). Публикации в прессе (1999-2004). - М.: ООО "ИГЭП" РАЕН, 2004. - 418 с.

29. Комаров М.А., Мелехин Е.С., Кимельман С.А. Проблемы развития экономики недропользования. - Калуга: ВИЭМС, 1999. - 216 с.

30. Комаров М.А., Мелехин Е.С., Кимельман С.А. и др. Состояние и тенденции формирования и использования отчислений на воспроизводство МСБ в Российской Федерации. - М.: ВИЭМС, 2002. - 68 с.

31. Михайлов Б.К., Волков С.В., Кимельман С.А. Крупнообъемные золоторудные месторождения Центральной Колымы - основа экономики будущего Магаданской области: Проблемы геологии и металлогении Северо-Востока Азии на рубеже тысячелетий. Билибинские чтения, том 2 "Металлогения", 2001, с. 178-181.

32. Орлов В.П. Проблемы недропользования (2000-2006). М.: Геоинформмарк, 2007. -231с.

33. Орлов В.П., Немерюк Ю.В. Государство и минерально-сырьевая база. - М.: Геоинформмарк, 2001. -451с.

34. Панфилов Е.И. Российское горное законодательство: состояние и пути его развития (Информационно-аналитический обзор). Издание ИПКОН РАН. - М., 2004. -46 с.

35. Порохня Е.А., Мелехин Е.С., Караганов В.В. Совершенствование механизма недропользования на региональном уровне. - М.: ЗАО "Омега", 1999. -128 с.

36. Разовский Ю.В. Рентная оценка ресурсов недр: Учеб. пособие. - М.: МГГУ, 2003. - 80 с.

37. Рябикин В.В. Все проблемы недропользования на примере Оренбургской области (по материалам Счетной палаты РФ) // Нефть и капитал, 2002. -№ 9.- с. 29-32.

38. Рябикин В.В., Кимельман С.А. СРП - несвершившиеся ожидания // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление, 2004. -№ 3. -с.32-35

39. Садовник П.В. Законодательство Российской Федерации о недрах: проблемы совершенствования // Нефть, газ, право, 2003. -№ 3 (51).-с.53-62

40. Тропко Л.А., Кимельман С.А. Обзор горных отношений зарубежных стран. Экономические проблемы недропользования. Сборник научных трудов. - М.: ЗАО "Геоинформмарк", 2001. с. 34-50.

41. Тропко Л.А., Лукьянчиков Н.Н. Методические аспекты экономической оценки природных ресурсов. Экономические проблемы недропользования. Сборник научных трудов. - М.: ЗАО "Геоинформмарк", 2001, с. 14-22.

42. Трутнев Ю.П. Притяжение желтого металла. Государственное управление ресурсами, 2005, №5, с.4-10.

43. Управление государственной собственностью // Учебник. Под ред. д.э.н., проф. Кошкина В.И. - М.: Изд-во "ЭКМОС", 2002.

44. Трубецкой К.Н., Краснянский Г.Л., Курский А.Н., Панфилов Е.И. Горное законодательство России: вчера, сегодня, завтра. - М.: Издательство Академии горных наук, 2000.

45. Управление государственной собственностью // Учебник. Под ред. д.э.н., проф. Кошкина В.И. - М.: Изд-во "ЭКМОС", 2002.

46. Шевчук А.В., Мелехин Е.С., Кимельман С.А. Инвестиционные финансовые механизмы в недропользовании. - М.: ЗАО "Геоинформмарк", 1999, 41 с.

47. Арбатов А.А., Минерально-сырьевой комплекс России в переходный период // Вопросы экономики, 1997, № 5, с. 138-148.

48. Брайко В.Н., Иванов В.Н. О некоторых тенденциях в золотодобывающей промышленности России// Минеральные ресурсы России. Эконоимка и управление.-2002. -№1-2. -С.48

49. Бусаров В.Н. Золотодобывающая промышленность России // Энергия. -2000. -№5. -С. 8-11

50. Вознесенская Н., Кормош Ю. Правовой статус лицензии на право пользования недрами // Хозяйство и право.- 1998. -№ 12. с.39-48.

51. Данилова Н.В. Конкурсы и аукционы на право пользования недрами: проблемы правового регулирования// Экологическое право. 2002. -№2. -С.11-14

52. Денисов М.Н. Сколько стоит месторождение // Инвестиции в России. -1998. -№5. С. 42-43

53. Зиннатуллин М.З., Шашкин В.М., Кимельман С.А. Гражданско-правовые аспекты недропользования // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление.- 2000. -№ 2. -С. 48-50.

54. Кимельман С.А., Кац А.Я., Никитина Н.К. Богатство недр как элемент национального богатства // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. -2004. -№ 4. -С. 76-80

55. Кимельман С.А. О механизмах реализации государственной политики недропользования в России // Управление собственностью. -2003. -№ 4. -С 17-29.

56. Колдаев С.В. Договорный порядок пользования недрами как альтернатива разрешительному порядку// Современное право. -2005. -№1. -С.11-14.

57. Кашуба С.Г. О финансировании проектов освоения рудных месторождений золота // минеральные ресурсы России. Экономика и управление. -2001. №4. -С. 46-56.

58. Рябикин В.В. Все проблемы недропользования на примере Оренбургской области (по материалам Счетной палаты РФ) // Нефть и капитал, 2002, № 9, с. 29-32.

59. Рябикин В.В., Кимельман С.А. СРП - несвершившиеся ожидания // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. -2004.- № 3.

60. Санько В.А., Кимельман С.А. Государство потеряло контроль над природными ресурсами // Независимая газета. -2001. -17 апреля.

61. Толстых Н. Правовое регулирование организации и проведения конкурсов (аукционов) на право пользования недрами // Право и экономика. -2000. -№3. -С. 64.

Примечания:

Примечаний нет.