Обработка древесины на примере изготовления детской скамейки

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 105  | Формат: doc  | Год: 2005  |  

Содержание

Содержание:

Введение 3

Глава I. Древесина как конструкционный материал 6

1.1. Свойства древесины 6

1.2. Виды лесоматериалов и способы их получения 25

Глава II. Ручная обработка древесины – рабочее место столяра 34

2.1. Верстак как рабочее место столяра при ручной обработке древесины 34

2.2. Устройство и назначение отдельных элементов верстака, эксплуатация и уход за верстаком 35

2.3. Организация рабочего места при выполнении столярных работ 37

Глава III. Методы обработки древесины 39

3.1. Разметка древесины 39

3.2. Методы обработки древесины 46

3.3. Виды и назначение основных ручных инструментов для обработки древесины 55

Глава IV. Правила безопасной работы ручными инструментами и способы отделки изделий 64

4.1. Правила безопасной работы ручными инструментами 64

4.2. Способы отделки изделий из дерева 66

Глава V. Обработка древесины на примере детской скамейки 79

5.1. Выбор и конструкция изделия 79

5.2.Технология изготовления детской скамейки 80

Заключение 83

Литература 85

Приложения 88

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Древесина как строительный материал применяется с давних времен. Древесину является сравнительно недорогим, но достаточно прочным и способный сохранять тепло материалом, доступным обработке.

Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Художественная обработка древесины у многих народов — самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста — дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клёна резали изящные звонкие ложки.

В старину большинство изделий из древесины имело чисто практическое назначение, но в каждое из них мастер стремился привнести частицу красоты: большое внимание уделялось форме, пропорциям и красоте материала. Если выразительная текстура древесины могла украсить изделие, то ее старались выявить и подчеркнуть. Изделия из древесины со слабо выраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой. Причем резьба и роспись всегда органически сочетались с их формой. Любой предмет домашнего обихода, будь то простая скалка, валек для выбивания белья, солоница, выточенная на токарном станке, или резной ковш, в руках народного умельца превращались в истинное произведение искусства.

Но и сегодня древесина не утрачивает своего значения: она незаменима в мебельном производстве, строительстве, в украшении нашего быта.

Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма.

Древесина обладает рядом положительных свойств: достаточно высокой механической прочностью, низкой теплопроводностью, небольшой плотностью, химической стойкостью к воздействию кислот, солей, масел. Кроме того, при нормальных условиях эксплуатации конструкции из древесины сохраняются много лет.

Цвет и текстура древесины бесконечно разнообразны, а это открывает перед мастером богатые возможности выявить красоты материала, не прибегая к подсобным средствам создания художественной композиции.

Окружающий нас сегодня мир стал настолько технологичен и сложен, перегружен информацией, насыщен яркими пятнами реклам, стеклом и пластиком офисной мебели и магазинов, что, вернувшись домой после напряженного дня, нам хочется уюта, спокойствия и теплоты.

Дерево в интерьере любого дома как раз и является тем материалом, фактура, цвет и "живое" тепло которого создают атмосферу психологической релаксации, навевая воспоминания детства и бабушкиного дома: деревянный дощатый пол, по которому можно ходить босыми ногами, незамысловатая деревянная мебель и рамы зеркал.

Может быть поэтому, в наш век высоких технологий, когда синтетика мастерски имитирует то, что создавалось природой: камень, дерево, шерсть и мех, почти идеально сохраняя внешнее сходство с оригиналом, даже улучшая его новыми качествами: прочностью, влагостойкостью, устойчивостью к износу, - интерес к натуральным материалам не только не исчезает, но даже растет.

Вновь популярен в городских квартирах наборный паркет. В нем помимо традиционных: дуба, бука, ясеня, клена и ореха используется и экзотическая древесина: олива, бамбук, венге, различные сорта красного дерева. Возвращаются из эпохи модерна начала прошлого века деревянные панели стен, деревянные рамы дверей и цветных витражей, вновь становится популярной мебель из массива древесины, изготовленная на заказ.

Избранная тема весьма актуальна, поскольку именно о свойствах натурального дерева, методах обработки и отделки пойдёт речь в этой работе.

Целью дипломной работы является описание процесса обработки древесины на примере детской скамейки.

В соответствие с поставленной целью возникают следующие задачи:

• описать древесину как конструкционный материал, рассказать о ее свойствах и видах лесоматериалов;

• рассказать об особенностях ручной обработки древесины, о рабочее месте столяра.

• исследовать методы обработки древесины;

• перечислить правила безопасной работы ручными инструментами

• рассказать о различных способах отделки изделий;

• описать процесс обработки древесины на примере детской скамейки.

В работе использованы различные учебные пособия по деревообработке, работы отечественных и зарубежных авторов по теме исследования, периодические материалы, а также энциклопедийные издания.

ГЛАВА I. ДРЕВЕСИНА КАК КОНСТРУКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

1.1. Свойства древесины

Древесина - один из наиболее широко распространённых материалов, имеющих многовековой опыт применения в строительстве, производстве мебели, шпал, авто-вагоностроении и других отраслях народного хозяйства.

Среди основных преимуществ древесины как материала следует назвать самовосстанавливаемость ресурсов, экологическую безопасность применения, высокую прочность, атмосферостойкость, химическую стойкость; небольшую плотность, невысокую теплопроводность и небольшой коэффициент линейного расширения; лёгкую обрабатываемость, гвоздимость, а также возможность использования древесных отходов производства. (23, 130)

У дерева есть ещё одно свойство, которое отличает его от других материалов: оно живое и отражает в себе несравненные символы не только породы древесины, но также единичного растения, от которого оно происходит. Само дерево, оно единично, неповторимо и одновременно схоже с другими деревьями из того же леса по развитию текстуры, по линиям волокон, по присутствию небольших здоровых сучков, делающих дерево сразу узнаваемым как настоящее выражение жизни в растении. В этой связи, одно и то же изделие, изготовленное из одной и той же древесины, может отличаться одно от другого, по цвету, например, оставляя, тем не менее, неизменными типичные характеристики. Сучки являются неизбежным злом строительной древесины. Сучки нарушают однородность древесины, затрудняют обработку (характерные «задиры» на сучках от рубанка или фрез), и снижают ее прочность. Под влиянием сучков наиболее снижается сопротивляемость растяжению вдоль волокон. При изготовлении балок нежелательно, чтобы крупные сучки наход

Список литературы

Литература:

1. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. М.: Легпромбытиздат, 1995.

2. Афанасьев А.Ф. Резчику по дереву. М.: Московский рабочий, 1988.

3. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. М.: Высшая школа, 1998.

4. Барабулин В.А. Художественная обработка дерева. М., Легпромбытиздат, 1986.

5. Барташевич А. А. Технология производства мебели. –М.:Феникс, 2003.

6. Бобров В. А Справочник по деревообработке–М.:Феникс, 2003.

7.Бобиков П. Д. Изготовление столярно-мебельных изделий. Учебник.-М.: Академия, 2002.

8. Бобиков П. Д. Справочник домашнего мастера. Изделия из древесины.- М.: ЭКСМО-Пресс 2004.

9. Бобиков П. Д. Мебель своими руками. Дизайн, изготовление, ремонт.- М: ЭКСМО-Пресс, 2001.

10. Борисов И. Б. Обработка дерева. - М.: Феникс, 2000.

11. Бузинов М.В., Потапов Г.В. Искусство резьбы по дереву. - М.: Антиква, 1998.

12. Буйвидович Ф.В. Технология столярно-плотничных и паркетных работ. Минск: Вышэйшая школа, 2000

13. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. М., Нива России, 1993.

14. Гусарчук Б.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. - М., «Лесная промышленность», 1986.

15. Домовая и художественная резьба по дереву /сост. Кирюхин А.В. М., «Спектр», 1996.

16. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции. М., «Высшая школа», 1988.

17. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М., «Высшая школа», 1989.

18. Мельников И. В. , Прохорова Е. Б. Столяр-плотник. –М.: Феникс, 2003.

19. Минина В. И. Материаловедение для столяров и плотников. Учебное пособие для учащихся учебных заведений начального профессионального образования. -М., 2001 г.

20. Основы столярного и токарного искусства. Уроки старого мастера

М.: РУДН, 1994.

21. Рыженко В. И. Работы по дереву: От резьбы до паркета. Практическое руководство. –М., 2003.

22. Савченко В. Ф. Материалы для облицовывания и отделки столярно-мебельных изделий.-М.:Академия, 1999

23. Сафроненко В. М. Секреты древесины.-М., 2004 г.;

24. Сафроненко В. М. Декор и защита древесины. -М.: Хэлтон, 2001

25. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. Минск, Современное слово, 1998.

26. Сердюков О. Отец, слышишь, рубит, а я отвожу // Изобретатель и рационализатор. - 2004. - N 1.

27 Практические советы. Столярные работы. –М.: Харвест, 2000

28. Степанов Б. А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева.-М.: Академия, 2000

29. Слипак В.П. Резьба по дереву.- Псков, изд-во Псковского обл. ИУУ, 1994.

30. Труханович Л. В. , Щур Д. Л. Кадры лесной и деревообрабатывающей промышленности. Сборник должностных инструкций.- М. :Финпресс, 2003.

31. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. Из практики народных художественных ремесел.- М., «Просвещение», 1985.

32. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева.- М., 1987.

33. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. М., «Просвещение», 1985.

34. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., «Просвещение», 1988.

35. Черепахина А.Н. История художественной обработке изделий из древесины. М., «Высшая школа», 1987.

36. Челышева Е. Столярные работы.-М.: Феникс, 2004

37. Шепелев А.М. Столярные работы в сельском доме. М., Росагропромиздат, 1989.

38. Шепелев А.М. Как построить сельский дом. М., Росагропромиздат, 1992.

39. Шепелев А.М. Декоративная отделка индивидуальных домов, М., 1992.

40. Шмидт А. Б., Дмитриев П. А. Атлас строительных конструкций из клееной древесины и водостойкой фанеры: Учебное пособие.-М., 2004.:

Примечания:

Примечаний нет.