Советская прокуратура в годы второй мировой войны (1939-1945)

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 65  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Советская прокуратура в предвоенные годы 1922-1939 7

1.1. Создание советской прокуратуры и ее роль в 1920-е годы 7

1.2. Прокуратура СССР в годы "большого террора" (1934-1939) 22

Глава 2. Советская прокуратура в годы второй мировой войны (1939-1945) 37

2.1. Работники советской прокуратуры на фронтах войны 37

2.2 Деятельность прокуратуры СССР в тылу 54

Заключение 63

Список литературы 64

Введение

Возникновение, становление и развитие прокуратуры Российского государства необходимо рассматривать в контексте исторических, социально-экономических и иных объективных условий соответствующих периодов развития общества.

Исторический опыт показывает, что потребность в таком государственном органе, как прокуратура, с присущей только ему совокупностью задач, функций и полномочий становится особенно острой в периоды коренных преобразований в общественных отношениях, государственном устройстве. Прокуратура всегда рассматривалась и использовалась как действенный инструмент утверждения развития общественных отношений, укрепления режима законности, как непременного средства развития государственности. Великий реформатор России начала XVIII в. царь Петр Алексеевич, искавший пути и средства ускорения преобразований, пришел к решению создать особый надзорный орган, способный "уничтожить или ослабить зло, проистекавшее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония".

С этой целью указом от 5 марта 1711 г. была учреждена должность генерал-фискала, который должен был "тайно проведывать, доносить и обличать". Модель такой должности и службы была заимствована в Швеции. Однако вскоре сам Петр I был вынужден признать, что чин фискала "тяжел и ненавидим". В результате дальнейших поисков и сопоставлений 12 января 1722 г. в России был основан государственно-правовой институт прокуратуры во главе с назначаемым Государем генерал-прокурором и его помощником обер-прокурором. Как следует из Указа, генерал-прокурор является "оком государевым". Ему предписывалось строго следить за тем, "чтобы не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись".

Органы прокуратуры создавались постепенно в различных губерниях в течение ряда лет. Прокуроры состояли и при коллегиях сената, провинций (губерний) и при надворных судах.

Указом от 11 мая 1722 г. была создана своего рода специализированная прокуратура во главе со светским чиновником - обер-прокурором центрального органа управления государственной православной церковью - Святейшего Синода. В епархиях православной церкви, которые управлялись духовными консисториями, прокурорские надзорные функции возлагались на секретарей консисторий. Они назначались и увольнялись с должности Синодом по предложению обер-прокурора, находились в его непосредственном подчинении "как блюстителя законных постановлений по духовному ведомству" и были обязаны исполнять его предписания.

На прокуратуру было возложено осуществлять наблюдение за соблюдением законов поднадзорными ей государственными органами. В случае установления нарушений законов прокуратура предлагала соответствующим лицам и учреждениям устранять эти нарушения, опротестовывала незаконные решения. Важным участком работы прокуроров был надзор за соблюдением законов в арестантских делах, тюрьмах.

В соответствии с замыслом Петра I в последние годы его царствования прокурорский надзор стал выполнять существенную роль в укреплении государственности, в финансовых делах. Немалое значение в этом процессе играли личности генерал-прокуроров, и прежде всего первого генерал-прокурора П. И. Ягужинского, который пребывал в этой должности четырнадцать лет (с 1722 по 1736 г.).

При императрице Екатерине I и императоре Петре II роль и значение прокуратуры существенно снизились из-за проводимой ими политики, усилении роли других институтов власти, которые видели в прокуратуре ограничение своей власти (Верховный тайный Совет и др.).

В последующем, в период правления Анны Иоанновны, произошло существенное развитие вертикали прокурорской власти. Была усилена власть губернских прокуроров, на деле осуществлявших роль "ока государева" в регионах России.

В целом в дореформенный период (до 1864 г.) губернские прокуроры осуществляли надзор за правильным применением законов всеми официальными учреждениями - "присутственными местами", как судебными, так и административными.

В ходе судебной реформы 1864 г. существенно изменился правовой статус прокуратуры. Она в значительной мере становится органом уголовного преследования, ограничивает свою деятельность "делами юстиции". На прокуроров, состоящих при общих судах и при Сенате, возлагалось поддержание обвинения в уголовном процессе, а также "наблюдение за правильным применением закона судебными местами". Во главе прокуратуры по-прежнему стоял генерал-прокурор, который вместе с тем, будучи министром юстиции, являлся и органом высшего судебного управления.

В результате реформ и длительного процесса создания губернских прокуратур практически существовали две системы органов прокуратуры с несколько различающимися полномочиями. Это были прокуратуры судов, а также губернские прокуроры. Последние не обладали функциями обвинительной власти, однако имели существенные полномочия по осуществлению общего надзора. Вместе с тем это были строго централизованные структуры, действующие на единых принципах, и прежде всего на основе принципа единоначалия.

Выбранная мною тема является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Задачи:

1. Рассмотреть историю советской прокуратуры;

2. Показать развитие прокуратуры с 1926 по 1941 гг.

3. Исследовать положение прокуратуры в годы Великой Отечественной войны.

Методы дипломной работы - сравнительный и историко-правовой.

При написании работы была использована разнообразная литература: нормативно-правовые акты, монографии и учебная литература: Конституция Российской Федерации, Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор в РФ, Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Конституционные основы правосудия в СССР / Под ред. В.М.Савицкого, Лебединский В.Г., Коленов Ю.А. Прокурорский надзор в СССР и др.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001.-39с.-ISBN 5-94462-025-0.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.12.2008)// "Российская газета", N 249, 22.12.2001

3. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 25.12.2008) "О прокуратуре Российской Федерации"// "Российская газета", N 229, 25.11.1995.

4. Басков В.И. Прокурорский надзор. Учебник. М., 2007

5. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. Учебник. М., 2008

6. Григорьев В.Н. Прокурорский надзор. М., 2006

7. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы, М.: "Знание", 2006. -411 с. - ISBN 5-7205-0538-5.

8. Дранников В.Н. Учебник по прокурорскому надзору. М., 2007

9. Ефремова Г.Д. Российское общество: мнение о прокуратуре.// Закон и право. №10, 2002. С. 11.

10. Еременко В. И. Прокуроры у многих вызывают раздражение // Аргументы и факты. 2007. № 8.Звягинцев А., С. 17.

11. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Око государево. Российские прокуроры. ХVIII век. М., 1994. С. 6.

12. Зуниров Н.Р. Координация информационно-аналитической деятельности правоохранительных органов.// Закон и право.№11,2006. с. 21

13. Зуниров Р.Д. Приоритетные направления к координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.// Законность. 2007, №1. с. 16

14. Кони А. Ф. Приемы и задачи прокуратуры // Собр. соч. Т. 4. М., 1967. С. 121-200;

15. Кехлеров С. Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов. // Законность. 2007, №7. с. 14

16. Макаров Н. Правозащитная роль прокуратуры. //Законность. 2006, №9.

17. О прокурорском надзоре // Судебные уставы 20 ноября 1864 г. СПб., 1866.

18. Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности: Пособие для прокурорской службы. Т. 1. М., 1889. С. 28.

19. Морозова В. Какой будет прокуратура? // Санкт-Петербургские ведомости. 2007. 2 июля Орлов Ю. Око государево // Человек и закон. 2007. № 1. С. 29-31.

20. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Под ред. А.А. Чувилева. М.: "Феникс". 2008. -526 с. - ISBN 5-7205-0538-5.

21. Рохлин В.И. Прокурорский надзор: Защита прав человека: СПб, М.: "Сфера". 2008. -359 с. - ISBN 5-7205-0538-5.

22. Сличко О.Е. Особенности борьбы с преступностью.// Закон и право.№8,2006.

23. Скуратов Ю. И. Диктатура закона не допустит к власти диктатора // Российская газета. 1996. 17-19 октября;

24. Становление правового государства и функции прокуратуры ("круглый стол"). //Государство и право . 2006. №5. с. 12-13.

25. Савицкий В.Н. Прокурорский надзор за дознанием и предварительным следствием. М., 1959. С. 55.

26. Скуратов Ю. Прокуратура защищает права и свободы граждан // Российская газета. 1997. 18 февр.

27. Требоков А. А. Предисловие // Прокуратура Российской Федерации. Концепция развития на переходный период / Под ред. Ю. И. Скуратова. М., 2007. С. 3, 4.

28. Крылов И.Ф., Басаргин А.И. Розыск, дознание, следствие. Л., 1984. С. 153-164.

29. Савицкий В.М. Прокурорский надзор за дознанием и предварительным следствием. С. 64.

30. Крылов И.Ф., Басаргин А.И. Розыск, дознание, следствие. С. 165-168.

31. Сборник действующих приказов и инструкций Генерального Прокурора СССР. М., 1966. С. 62-63.

32. Карнеева Л. Проблемы перестройки следственного аппарата органов внутренних дел // Социалистическая законность. 1989. № 2. С. 62-63.

33. Петрухин И.Л. Правосудие: Время реформ. М., 1991. С. 72.

34. Головко Л.В. Дознание и предварительное следствие по уголовным делам во Франции: Автореф. канд. дис. М., 1987. С. 17-18.

35. Сборник действующих приказов и инструкций Генерального Прокурора СССР. С. 179.

36. Б.И. Коврыжных. Прокурор-криминалист - наставник следователя. М., 1962.

37. Глушков В.М., Дубров Г.М., Терещенко В.И. Беседы об управлении. М., 1974. С. 187.

38. Турчин Д.А. Как быть со следствием? // Новое российское законодательство и практика его применения. Барнаул, 1997. С. 5-8.

39. Степашин С.В. Дело о 188 триллионах мы доведем до конца // Российская газета. 1997. 20 авг.

40. Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан. // Законность. 2007, №8. с. 15.

Примечания:

Примечаний нет.