ТЭК в республике Белорусь
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 83 |
Формат: doc |
Год: 2005 |
Содержание |
Содержание Введение 3 Глава 1. Характеристика топливно-энергетического комплекса и топливной промышленности в Республике Беларусь 5 1.1. Рынок нефтепродуктов и состояние нефтеперерабатывающей отрасли в Беларуси 5 1.2. Политика Республики Беларусь в области ТЭК 6 1.3. Основные приоритеты Республики Беларусь на рынке топлива 9 Глава 2. История создания и участие Республики Беларусь в ОАО «Нефтегазовая компания «Славнефть» 12 2.1. Создание ОАО «НГК «Славнефть» 12 2.2. Продажа пакетов акций ОАО «НГК «Славнефть» 14 2.3. Особенности учредительной деятельности ОАО «НГК «Славнефть» 18 2.4. Результаты финансово-хозяйственной деятельности за 1999 год и 1 полугодие 2000 года 25 Глава 3. Основные проблемы компании и продажа белорусской доли акций 60 3.1. Основные проблемы деятельности ОАО «НГК «Славнефть» 60 3.2. Неудачный опыт приватизации белорусских нефтехимических предприятий 70 3.3. Продажа акций «Славнефти». Выводы и результаты приватизации предприятий ТЭК в Республике Беларусь 73 Заключение 77 Список использованных источников 78 Приложения 83 |
Введение |
Введение Государственная топливно-энергетическая политика Беларуси изначально строилась на том, что республика сама в состоянии обеспечить внутренний рынок топливом. Основ-ной проблемой обеспечения энергетической безопасности белорусского государства явля-ется дефицит энергоресурсов, в том числе и нефти. Нынешний уровень добычи белорус-ской нефти (порядка 1,8 млн. т) обеспечивает ее потребности, как известно, всего лишь на 20%. Чтобы обеспечить гарантированные поставки нефти, Беларусь в 1998 году попыта-лась «вклиниться» в проекты по освоению углеводородных ресурсов в России. Объектом исследования в дипломной работе является ОАО «НГК «Славнефть». Вряд ли еще остались в Беларуси автолюбители и водители-профессионалы, которые бы не об-ратили внимания на появление в городах и на автотрассах страны новых, стильных авто-заправочных станций с красно-синим логотипом «Славнефть». Эта марка стала символом высокого уровня сервиса и качества предлагаемой продукции. В ближайшие 2-3 года сеть автозаправочных станций СП «Славнефть-Старт» – до-чернего предприятия НГК «Славнефть» – обещала стать самой развитой и оснащенной в стране. Об этом красноречиво свидетельствует тот темп, который СП «Славнефть-Старт» взяло на дистанции освоения белорусского рынка нефтепродуктов с самого начала своей деятельности. С момента основания совместного предприятия прошло менее пяти лет, но за этот короткий срок оно сумело завоевать прочную деловую репутацию как среди своих парт-неров, так и среди потребителей автомобильного топлива. У СП «Славнефть-Старт» был имидж динамично развивающегося предприятия. За 2000 год оно удвоило количество своих АЗС в Республике Беларусь. СП «Славнефть-Старт» изначально выстраивало стра-тегию своей деятельности в Беларуси на принципе максимального сочетания прагматич-ного делового расчета с глобальными государственными интересами. Емкость белорусского рынка нефтепродуктов достаточна высока. Тем не менее, по-ставщики нефти на белорусские НПЗ всегда стремились вывозить получаемое топливо за рубеж. Еще недавно к этому побуждали объективные причины, в том числе – проблемы с конвертацией выручки для последующей закупки сырья. Однако с введением единого курса рубля появилась другая забота. Белорусские предприятия стали испытывать недос-таток средств в национальной валюте. То есть при высокой потенциальной потребности республики в нефтепродуктах платежеспособный спрос, увы, не побуждает увеличивать их поставки. В этой ситуации стремление полнее обеспечить внутренний рынок топливом застав-ляет государство вводить жесткие ограничения на его вывоз. Сегодня компании, обеспе-чивающие поставки на давальческих условиях, должны оставлять для реализации в рес-публике от 50 до 100 процентов светлых нефтепродуктов (в зависимости от марки), полу-ченных при переработке нефти на белорусских НПЗ. Для крупных поставщиков нефти это, безусловно, очень невыгодные условия, и НГК «Славнефть» в этом смысле не исклю-чение. Если учитывать, что эта компания ежемесячно поставляет на Мозырский НПЗ око-ло 200 тысяч тонн нефти, то становится ясно, что, соблюдая установленные нормы, она просто не может найти на белорусском рынке платежеспособных потребителей такого ко-личества топлива. А ведь нужно еще выполнять обязательства по поставкам горючего пе-ред иностранными партнерами. (Выручка от экспортных контрактов – это основной ис-точник средств для финансирования крупных инвестиционных проектов НГК «Слав-нефть», в том числе и чрезвычайно важного для Белоруссии проекта реконструкции Мо-зырского НПЗ.) СП «Славнефть-Старт» изначально была отведена роль структуры, работа которой позволит максимально учесть как государственные интересы Белоруссии, так и корпора-тивные интересы НГК «Славнефть». На предприятие была возложена задача насыщения белорусского рынка нефтепродуктами. Таким образом, деятельность НГК «Славнефть» и всех ее дочерних предприятий из-начально строилась с безусловным учетом интересов государства. К этому обязывал ста-тус межгосударственной компании. Способствуя формированию условий активизации де-лового сотрудничества Белоруссии и России, НГК «Славнефть» все больше приобретала черты модельной структуры для будущих интеграционных проектов с прочной экономи-ческой основой. Известно, что практически все потребляемое белорусской экономикой топливо заво-зится в государство извне: почти на сто процентов - из России. Естественно, что обеспе-чение устойчивого функционирования ТЭКа выступает одной из важнейших задач этого недавно возникшего государства. И, возможно, является самым главным вопросом бело-русско - российских взаимоотношений. Этим обусловлена актуальность темы дипломной работы. Каковы основные направления белорусской политики в области ТЭКа? Проявления каких сегодня подспудных тенденций нам стоит ожидать в среднесрочной перспективе? Каковы перспективы Беларуси в топливной области вообще? Целью данной дипломной работы является поиск ответов на эти вопросы. Глава 1. Характеристика топливно-энергетического комплекса и топливной промышленности в Республике Беларусь 1.1. Рынок нефтепродуктов и состояние нефтеперерабатывающей отрасли в Беларуси Нынешняя ситуация на белорусском рынке нефтепродуктов отражает преимущест-венно тенденции, сложившиеся на мировом рынке нефти, и как следствие в России. На резкое падение мировой конъюнктуры на нефть российское правительство отреа-гировало адекватно. Речь идет о смене нефтяной стратегии – переходе от вывоза дешевого углеводородного сырья к экспорту продуктов глубокой переработки нефти, цена которых, безусловно, выше (если 15 лет назад поставки российской нефти за рубеж составляли 12% от мировых продаж, тo сейчас иx удельный веc – всего лишь 7%). В связи с этим в разряд первоочередных поставлена задача наращивания глубины переработки нефти. Согласно энергетической стратегии России на ближайшие 20 лет к 2010–2015 гг. уровень переработки должен увеличиться дo 75% (сейчас – 71%), а к 2020 г. – дo 85%. Данная тенденция уже в самом ближайшем будущем обещает обострить дефицит пе-рерабатывающих мощностей и, следовательно, конкуренцию среди нефтяных компаний за обладание ими. В этом плане весьма выигрышно смотрятся белорусские НПЗ. В привати-зации ПO «Нафтан», которая должна произойти дo конца текущего года, готовятся при-нять участие НК «ЛУКОЙЛ», МГК «ИТЕРА» и «Сургутнефтегаз». «Нафтан» является од-ним из крупнейшиx НПЗ в Европе, егo проектная мощность пo первичной переработке нефти составляет более 24 млн. т в год. Нефтеперерабатывающая отрасль Беларуси представлена двумя заводами: Мозыр-ским и Новополоцким. Мозырский НПЗ и «Нафтан» (проектная мощность которых со-ставляет 40 млн. USD) сегодня перерабатывают лишь 11–12 млн. т (кстати столько же, сколько 6 украинских НПЗ). Правда, глубина переработки гораздо ниже уровня аналогич-ных западных предприятий и составляет 52–54%. Поэтому оба завода сейчас ведут рекон-струкцию, в результате чего глубина переработки на «Нафтане» должна составить 80–85%, а на Мозырском НПЗ – 75–78%. Белорусские специалисты считают, что решение этой задачи позволит обеспечить Беларусь нефтью в любых объемах и, кроме того, напо-ловину загрузить отечественные предприятия химической отрасли нефтехимическим сырьем. Немалые мощности по переработке нефти, высокое качество получаемых нефтепро-дуктов, существующая со времен СССР экспортная инфраструктура, близость рынков сбыта – неоспоримые козыри белорусской стороны, которые могут сыграть только при наличии долгосрочных гарантий поставок нефти и инвестиций на реконструкцию. Объек-тивный анализ показывает, что наиболее логичным и эффективным здесь будет сотрудни-чество с российскими нефтяными компаниями. Такая схема в 1993 году была приведена в действие: в то время «Славнефть» была признана координатором поставок на Мозырский НПЗ, «ЛУКОЙЛ» – на «Нафтан». Белорусское правительство обещало им налоговые льго-ты для строительства комплексов глубокой переработки нефти, российские компании, в свою очередь, гарантировали поставлять 11 млн. т нефти в год. В соответствии с соглашениями между правительством РБ и нефтяными компаниями «ЛУКойл», «ЮКОС», «Славнефт |
Список литературы |
Список использованных источников 1. Отчет о результатах проверки эффективности, законности и целесообразности акционирования и продажи пакетов акций, находящихся в федеральной собственности ОАО «Нефтегазовая компания «Славнефть» (утв. п. 11 Протокола заседания Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 16 апреля 1999 г. №13(164)). 2. Отчет о результатах проверки предпродажной подготовки и экспертиза определения начальной цены продажи пакетов акций акционерных обществ, которые подлежат приватизации в 2002 году согласно Программе приватизации государственных и муниципальных предприятий на 2002 год, в том числе: «Авиакомпания Сибирь»; ОАО «Саянскхимпром»; ОАО «НК «ЛУКойл»; НГК «Славнефть»; «Изумрудные копи Урала»; «Северовостокзолото»; «Кузбассинвестуголь»; «Магнитогорский меткомбинат» (утв. п. 7.1 Протокола заседания Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 06 декабря 2002 г. № 39(322)). 3. Отчет о результатах проверки эффективности и целесообразности управления находящимся в федеральной собственности пакетом акций открытого акционерного общества «Нефтегазовая компания «Славнефть», своевременности и полноты начисления и поступления в федеральный бюджет дивидендов за 2002 год, а также своевременности поступления в федеральный бюджет средств, вырученных от продажи акций открытого акционерного общества «Нефтегазовая кампания «Славнефть», принадлежащих государству (переходящая из плана 2002 года) (утв. п. 3.1 Протокола заседания Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 17 октября 2003 г. № 34 (359)). 1. Bager G., Kovacs A. Privatisation in Hungary: summary study. – Research and Development Institute of the State Audit Office of Hungary, 2004. – 176 p. 2. INTOSAI Working Group of the Audit of Privatisation. Eleventh Meeting, Sofia, 31 May – 3 June 2004. – http://www.nao.org.uk/ intosai/wgap/11thmeeting/11thobjectives_conclusions.php 3. Демографический ежегодник России: Стат.сб./ Госкомстат России. –1999. – 386 с. 4. Итоги единовременных обследований по социально-экономическим вопросам, опросов общественного мнения населения Российской Федерации, обследования семейных бюджетов. – М.: Госкомстат России, 1994. 5. Львов Д.С. Реформа с позиций современной науки: Сб. Научные труды международного союза экономистов и вольного экономического общества. – М., С-Пб., 1995. 6. Модернизация российской экономики: В 2 кн. / Отв. Ред. Е.Г.Ясин. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002. – 328 с. 7. Национальные счета России в 1991-1998 годах: Стат. ст. / Госкомстат России. – М.: 1999. – 159 с. 8. Национальные счета России в 1992-1999 годах: Стат. ст. / Госкомстат России. – М.: 2000. – 203 с. 9. Неллис Джон. Последние данные о приватизации в странах с переходной экономикой. – С.-Пб., 1997. 10. О функционировании народного хозяйства РСФСР в январе-октябре 1991 г. – М.: Госкомстат РСФСР, 1991. 11. Правовые вопросы контроля за злоупотреблениями ценами в Российской Федерации // Сборник тезисов участников II Международной конференции «Конкурентная политика в условиях переходной экономики». 17-20 февраля 1997 г. 12. Приватизация: сравнительный анализ. Россия, Центральная Азия, арабские страны. (А.М.Васильев, В.Ю.Кукушкин, А.А.Ткаченко Российская академия наук). – М.: Изд-во «Вост. лит.», 2002. 13. Радыгин А.Д., Энтов Р.М. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг, М.: ИЭПП, 1999. 14. Радыгин А.Д. Российская приватизационная программа и ее результаты. М.: ИЭПП,1998. 15. Российская промышленность: институциональное развитие. Вып. 1. – М.: ГУ – ВШЭ, 2002. 16. Российская Федерация: Оценка национальной системы финансовой отчетности. Доклад Всемирного Банка. – 2001. – http://www.worldbank.org.ru/ECA/Russia.nsf/... /cfaa_rus.pdf 17. Российская экономика: опыт трансформации 1990-х годов и перспективы развития / Составит., общ. редакция Е.Гавриленкова, П. Вельфенса. – М.: ГУ-ВШЭ, 2000. – 246 с. ISBN 5-7598-0149-Х 18. Российский статистический ежегодник. 2002 г. – М.: Госкомстат, 2002. 19. Российский статистический ежегодник. 2003 г. – М.: Госкомстат, 2003. 20. Российский статистический ежегодник. 2004 г. – М.: Госкомстат, 2004. 21. Руководство по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере. – Вашингтон, округ Колумбия: Международный Валютный Фонд, Управление по бюджетным вопросам, 2001. 22. Руководство по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере. – Вашингтон, округ Колумбия: Международный Валютный Фонд, Управление по бюджетным вопросам, [2001]. – 105 с. 23. Сборники: Российская экономика в 1991–2002 году: тенденции и перспективы. – М.: ИЭПП, 1992–2003. 24. Трансформация отношений собственности и сравнительный анализ российских регионов. – М., 2001. – 296 с. |
Примечания: |
Примечаний нет. |