Анализ и установление условий развития речи детей дошкольного возраста

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 75  | Формат: doc  | Год: 2005  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ 9

1.1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ОСОБЕННОСТИ ОНТОГЕНЕЗА РЕЧИ 9

1.2. МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ 28

2.1. ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28

2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 34

2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57

ПРИЛОЖЕНИЯ 66

Введение

Актуальность темы исследования. Развитие речи в дошкольном детстве — один из важнейших объектов исследования в детской психологии, равно как и в дошкольной педагогике, конкретней — в дошкольной дидактике, еще конкретней — в дошкольной лингводидактике, задачей которой является разработка содержания и методов развития речи детей, обучения их родному языку.

В настоящее время с достаточной очевидностью проявляется необходимость совместных усилии психологов, языковедов и педагогов в разработке многих проблем как языкознания, так и психологии. При этом, естественно, не может быть снят вопрос о системе психологического анализа речевых явлений. Этот вопрос встает особенно остро, когда объектом изучения является детская речь.

Детская речь интересует психологов с разных точек зрения. Прежде всего вопрос ставится о том, влияет ли она и как влияет на развитие языка, как особенности овладения языком оказываются причиной тех или иных изменений в его структуре.

Усвоение языка происходит в речевом общении, а так как последнее является ведущим фактором развития языка, то анализ процесса овладения языком, возможно, выявит некоторые специфические факторы языковых изменений. (Заметим, что такой анализ не может быть чисто лингвистическим, так как овладение языком в своих существенных, определяющих чертах должно раскрываться как психологическое явление.)

Другой аспект рассмотрения детской речи в интересах языкознания связан с попыткой применить к данной области "биогенетический закон", т. е. осветить общую картину происхождения и развития языка, проводя аналогии с развитием речи ребенка,

Направление исследований и в психологии детской речи, и в методике развития речи, формирования речи, обучения языку зависит от исходной позиции, которую занимает исследователь в понимании главного психологического механизма развития речи, овладения языком: речь ребенка развивается прежде всего на основе подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения образцов речи или в этом овладении существенную роль играют явно "неподражательные" элементы психологического механизма речевого развития: обобщение языковых и речевых явлений (которое может формироваться как неосознаваемое обобщение, как "чувство языка" и проявляться, например, в словотворчестве) и осознание этих явлений.

Из теоретических положений, относящихся к усвоению ребенком грамматического строя родного языка, отметим положение о том, что факты детского словотворчества свидетельствуют, во-первых, об аналитичности восприятия ребенком речи взрослых и, во-вторых, о формировании определенных языковых (грамматических) обобщений.

Отметим также положение о необходимости "установить, каким образом складывается у детей язык как известная система средств, служащая целям общения и мышления". Из этого положения можно непосредственно вывести положение о том, что на каждом возрастном этапе языковые средства, которыми владеет ребенок, представляют собой определенную систему, т.е. что речь ребенка нужно изучать (и разрабатывать методы обучения), рассматривая словарь и грамматику не изолированно, а в единстве, во взаимосвязях, в системе.

На основе исследований, проводившихся в последние годы, выдвинуты новые принципы построения содержания и методов развития речи дошкольников, обучения родному языку, направленные прежде всего на преодоление, к сожалению, еще распространенного (и даже пропагандируемого в некоторых методических пособиях) подхода, согласно которому основными механизмами развития речи являются подражание и интуитивное (неосознанное) усвоение языка. Исследования показали, что главными должны быть задачи формирования языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи, на основе чего у детей развивается интерес к родному языку и тем самым обеспечивается творческий характер речи, определенный уровень ее саморазвития.

В задачах исследования можно условно выделить три направления:

1) структурное (формирование звуковой, лексической, грамматической сторон речи);

2) функциональное (формирование диалогической и монологической речи, речевого общения);

3) когнитивное (развитие элементарного осознания явлений языка и речи).

Все три направления взаимосвязаны. Так, вопросы развития элементарного осознания языковых явлений с необходимостью включаются в проблематику исследований структурного и функционального направлений.

Формирование языковых обобщений связано с элементарным осознанием явлений языка и речи, и развитие этого осознания необходимо специально осуществлять при обучении родному языку, поскольку на этой основе формируется ориентировка в языковых явлениях, создаются условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития речи. Кроме того, повышается уровень самоконтроля при построении высказывания, что особенно важно для развития связной монологической речи у дошкольников.

Развитие речи в дошкольном детстве как овладение родным языком является процессом, многоаспектным по своей природе. Это овладение составляет необходимейшую базу формирования полноценного мышления человека, в развитых формах представляющего собой мышление языковое, словесно-логическое, становление которого осуществляется как преобразование начальных, исходных форм детского мышления — наглядно-действенного и наглядно-образного. Эти формы познавательной деятельности не исчезают, уступая место более высокой форме. Они сохраняются, функционируя во взаимодействии со словесно-логическим мышлением, которое постепенно становится ведущей формой мыслительной деятельности, точнее — деятельности речемыслительной, осуществляющейся на базе лексических, грамматических и т.п. средств языка. Таким образом, здесь взаимосвязь речевого развития, овладения языком и умственного, познавательного развития выступает в аспекте значения языка для развития мышления. Условно говоря, язык (овладение языком) выполняет здесь свою интеллектуальную функцию. Формирование и функционирование понятий невозможно вне семантики слов, словосочетаний, формирование и функционирование суждений, умозаключений и т.п.— вне структуры и семантики синтаксических конструкций, развернутых высказываний (текста).

Вместе с тем взаимосвязь речевого (языкового) и интеллектуального развития ребенка необходимо рассматривать и в обратном направлении — от интеллекта к языку. Такое рассмотрение можно условно обозначить как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта. Под этим понимается выяснение роли интеллекта, мыслительной деятельности в овладении языком.

Исходя из изложенного, овладение языком характеризуется не просто подражанием, воспроизведением образцов речи взрослых на основе подражания и интуитивностью (неосознанностью) усвоения языковых средств и норм, но прежде всего развитием языковых обобщений (подражание здесь может быть только исходным и преходящим моментом) и элементарного осознания языковых явлений. Как показано во многих исследованиях, такое развитие речи, овладение языком происходит и без специального обучения; тем более необходимо ввести его в русло специально организованного педагогического процесса.

Таким образом, основные аспекты методик развития речи дошкольников, органично включенных в процесс овладения родным языком, следовательно, и в педагогический процесс развития, формирования речи, и определяют актуальность темы настоящего исследования.

Степень изученности проблемы. Вопросам методик развития речи дошкольников посвящены труды таких известных ученых-психологов, как Лурия А.Р., Леонтьев А. А., Рубинштейн С. Л., Выготский Л. С., Гвоздев А.Н, Занков Л. В., Эльконин Д.Б., Чуковский К.И., Зимняя И.А., Мухина В.С. и др.

Целью настоящего дипломного исследования является анализ и установление условий развития речи детей дошкольного возраста.

Объектом исследования выбраны группы дошкольников 5 лет (10 чел. экспериментальная группа и 10 чел. - контрольная).

Предметом исследования являются теоретические, методологические и практические аспекты методик развития речи дошкольников.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Выявить особенности социальной ситуации развития речи среднего дошкольника;

2. Установить характер становления речи дошкольников;

3. Определить функции речи, обусловленные этапом развития ролевой игры и воображения.

Гипотеза исследования состоит в следующем: развитие речи среднего дошкольника обусловлено развитием форм общения, воображения, овладения ролевой игрой.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные разработки отечественных и зарубежных ученых по вопросам методик развития речи дошкольников.

В процессе исследования использовались следующие методы: генетико-моделирующий метод, экспериментальное изучение развития речи у детей (рассказ по картинке, завершение сказки, придумывание сказок, объяснение слов и т.д.), нейро-лингвистический метод.

Научная новизна и практическая значимость результатов исследования заключается в разработке методических подходов и инструментов, а также практических рекомендаций по совершенствованию программ развития речи дошкольников.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.: Академия, 1999. –159с.

3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957. –240с.

4. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.

5. Баркан А. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

6. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. –М.: Просвещение, 1970. –148с.

7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.

8. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.

9. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. –М.: Просвещение, 1988. –328с.

10. Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. — М.: Знание, 1988.

11. Винарская Е. Н. К изучению вероятностных отношений в речевой деятельности//Вопросы языкознания. 1969. № 1.

12. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М.: АПН РСФСР, 1956.

13. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1934.

14. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. — М.: Интор, 1996.

15. Гвоздев А.Н Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.

16. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.-1985.-№11.-С.21-24.

17. Гербова В. В. Рассказывание по восприятию // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр "Акаде¬мия", 1999. – С.170-173.

18. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. –М.: Высшая школа, 1986. –С.185-193.

19. Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. –Мн.: Университетское, 1988. – 399с.

20. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.: Акцидент, 1996. –205с.

21. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М.Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. Вып. 1, 2. М., 1996.

22. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001. –144с.

23. Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка /Пер. с англ. — М.: Аквариум, 1995.

24. Дрезнина М. Игры на листе бумаги. — М.: Искатель, 1998.

25. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Вопросы психологии. 1997. № 4.

26. Дьяченко О.М. Программа "Развитие" // Психологическая наука и образование. 1996. № 3.

27. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.

28. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.

29. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение, 1976. –127с.

30. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). –М.: Педагогика, 1972. –143с.

31. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№5.-С.34-35.

32. Комлев Н. Г. Компоненты содержательной структуры слова. М., 1969.

33. Кравцов Г.Г., Бережковская Е.Л., Кравцова Е.Е. Психологические основы программы начального образования "Золотой ключик" // Психологическая наука и образование. 1996. № 3.

34. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-С.16-17.

35. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

36. Леонтьев А. А. Психолингвистика. Л., 1967.

37. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.

38. Леонтьев А. А. Речь // Общая психология. М., 19706.

39. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.

40. Леонтьев А. А. Теория речевой деятельности. М., 1968.

41. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969.

42. Лурия А. Р. Курс общей психологии. М., 1965.

43. Мацкевич А.Я. Сказки, потешки, пословицы, скороговорки и т.п. – дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. –М.: Просвещение, 1967. –С.46-60.

44. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987. –239с.

45. Мухина В.С. Детская психология. –М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 1999. –315с.

46. Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996. –49с.

47. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.

48. Программа воспитания и обучения в детском саду. –М.: Просвещение, 1987. –191с.

49. Психология. Словарь \ Петровский А.В. и др. М.: 1990.

50. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000. -67с.

51. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984. –223с.

52. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.

53. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989.

54. Русское народное поэтическое творчество /Под ред. А.М. Новиковой. –М.: Высшая школа, 1986. –135с.

55. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А.В. Орловой. –Владимир.: Академия, 1995. –185с.

56. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа //Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г. Круглов. –М.: Высшая школа, 1986. –С.176-185.

57. Сергеева Д. А как речь –то говорит, словно реченька журчит… (малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) // Дошк. воспитание.-1994.-№9.-С.17-23.

58. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. –М.: Просвещение, 1966. –176с.

59. Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.-С.59-62.

60. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М.: Просвещение, 1981. –159с.

61. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972. –78с.

62. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.

63. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.

64. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1977. –239с.

65. Флерина Е. А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексе¬ева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр "Акаде¬мия", 1999. – С.189-191.

66. Фрумкина Р. М. Субъективные оценки частот слов и вероятностное прогнозирование в речевом поведении//Вопросы психологии. 1970. № 3.

67. Фрумкина Р. М., Василевич А. П. Вероятность слова и восприятие речи // Вопросы порождения речи и обучение языку. М., 1967.

68. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7.-С.18-21.

69. Чуковский К.И. От двух до пяти. –М.: Педагогика, 1990. –384с.

70. Шергин Б.В. Одно дело делаешь, другого не порть. Пословицы в рассказах. –М.: Детская литература, 1977. –32с.

71. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошк. воспитание.-1990.-№10.-С.8-15.

72. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у детей. М., 1968.

73. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. М., 1971.

Примечания:

Примечаний нет.