Анализ специфики рассогласований в межличностном взаимодействии подростков и их родителей

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 67  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6

1.1. Подростковый возраст в свете разных концепций 6

1.2. Специфика и динамика межличностного общения подростков и родителей 24

1.3. Особенности взаимодействия подростка со сверстниками 33

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И РОДИТЕЛЕЙ 39

2.1. Исследование взаимоотношений в системе «родители – дети» 39

2.2. Результаты наблюдения за типом и стилевыми особенностями общения подростков 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

Введение

Актуальность работы. Подростковый возраст является этапом интенсивного физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, личностного, профессионального самоопределения и начальным этапом вступления во взрослую жизнь. Данный возрастной период - один из наиболее интересных в плане изучения динамики возрастных особенностей личности.

«Переходный возраст» как стадия перехода от детства к зрелости имеет своей биологической основой половое созревание. Вместе с тем, меняются не только конституциональные и биологические черты, но и вся система отношений подростка с миром приобретает новые специфические особенности.

Возрастные и индивидуально-психологические особенности подросткового возраста изучались такими авторами как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн, И.С.Кон, В.Н.Соколова, Ж.Пиаже, Ф.Райс, М.Кле и др. Несмотря на то, что данный возрастной период имеет достаточно подробную теоретическую представленность, до сих пор мнения различных исследователей о специфических новообразованиях, ведущей деятельности подростка неоднозначны.

Однако теоретические и практические работы показывают, что именно в подростковом возрасте закладываются прочные основы самосознания, моральных ценностей и норм.

Подростковый возраст, в силу резких качественных изменений характеризуется конфликтностью, кризисами во взаимоотношениях. В первую очередь, сферой возникновения у подростка трудностей в общении является семья, взаимоотношения с родителями. Самые близкие люди – отец и мать, рассматривая ребенка сквозь призму «вчерашнего детского опыта», зачастую не могут заметить перемен в самосознании, ценностных ориентациях ребенка.

Как подчеркивают многочисленные авторы, подростковый возраст характеризуется усилением конфликтности между родителями и детьми, известен даже феномен проблемы «отцов и детей». Однако, на настоящий день сведения о том, в чем именно проявляются расхождения и специфика протекания конфликтов между родителями и подростками – достаточно противоречивы.

Следовательно, возникает актуальная проблема в выявлении особенностей и факторов возникновения расхождений в ценностной сфере, в установках, в специфике межличностного взаимодействия родителей и детей-подростков с целью оказания наиболее эффективной помощи в рамках консультативной работы по профилактике конфликтов между родителями и подростками.

Целью дипломной работы является выявление особенностей рассогласований во взаимоотношениях родителей и детей-подростков.

Объект исследования: личность подростка.

Предмет исследования: представления подростков и их родителей об особенностях межличностного взаимодействия.

В соответствии с целью выдвинуты следующие задачи исследования:

- теоретический анализ литературы по данной проблематике;

- описание и анализ особенностей кризиса подросткового возраста;

- теоретическое изучение особенностей рассогласований в межличностных отношениях подростков и их родителей;

- проведение диагностического исследования (наблюдение и анкетирование) специфики межличностного восприятия подростков и родителей.

- поиск и описание подходов к оказанию консультационной помощи в ситуации подростково-родительских конфликтов.

Методы исследования: наблюдение и анкетирование.

Методологическую основу исследования составили работы Л.С. Выготского, Л.И. Божович «Личность и ее формирование в школьном возрасте», И.С. Кона «Психология юношеского возраста», М. Кле «Психология подростка», И.М. Марковской «Практика групповой работы с родителями», Ф. Райса «Психология подросткового и юношеского возраста», а также работы других авторов.

Экспериментальная база исследования: гимназия №23 г. Москвы. В исследовании приняли участие12 подростков в возрасте 12-13 лет (7 девочек и 5 мальчиков) и их родители.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что в подростковом возрасте рассогласования в межличностных отношениях родителей и детей обостряются, происходит процесс психологического «отдаления» подростков и родителей друг от друга.

Список литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998, с. 304 – 372.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. - М.: Педагогика, 1968.

3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. Вузов/Сост. и науч. Ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: «Академия», 2000, с. 493 – 500.

4. Возрастные и индивидуальные способности младших подростков/ Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Арагуновой. – М., 1967.

5. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.

6. Гришина Н.В. Психология конфликта. –М., 2001. С.65-66.

7. Гуревич К.М. Психологическая диагностика детей и подростков. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 360 с.

8. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопросы психологии, 1995, №3

9. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., 2001. С.57-58.

10. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением //Вопросы психологии, 1990, №4

11. Кириллова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии, 2000, №4

12. Кле М. Психология подростка. - М., Педагогика, 1991.

13. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.

14. Козырев В.И. Введение в конфликтологию. – М., 2001. С.33.

15. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Советская педагогика, 1971, № 12.

16. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М.: Просвещение, 1979.

17. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. В сб. Психология индивидуальных различий. Тексты/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.

18. Максимова Н. Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков //Вопросы психологии, 1988, №3

19. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями./ Методическое пособие. СПб, Институт тренинга, 1997.

20. Миссен П. Развитие личности в среднем возрасте. //Психология личности. Тексты. - М., МГУ, 1982.

21. Мудрик А.В. Юношеский тип общения// Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1984, с. 59 – 69.

22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:Учебник для студ. вузов. – 5-е изд, стереотип. – М.: «Академия», 2000, с. 362 – 378.

23. Наш проблемный подросток: Учебное пособие. – Спб,: Союз, 1999, с. 23 – 42.

24. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., российское педагогическое агентство, 1996, с. 285 – 304.

25. Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 304 с.

26. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Педагогика-Пресс, 1999.

27. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии, 1996, №1

28. Проблемы молодежи /Под ред. С.Л.Копотева. – Ижевск, Изд-во УдГУ, 1989.

29. Психологическая служба школы. Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995.

30. Психология для родителей. /под ред. Бодалева А.А. - Педагогика, 1989.

31. Психология современного подростка /Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Педагогика, 1987.

32. Психология. Словарь. /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

33. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.

34. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., Прогресс, 1987,

35. Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов. //Вопросы психологии, 1991, №4.

36. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 416 с.

37. Ремшмидт Х. Подросковый и юношесикй возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. – М.: Мир, 1994, с. 165 – 189.

38. Роберт Т.Байярд, Джин Байярд. Ваш беспокойный подросток. – М.: Семья и школа, 1995.

39. Ростомашвили И. Проблемы взаимоотношений родителей и подростков // Журнал кафедры практической пс7хологии РГПУ им. А.И.Герцена, 1996, №1

40. Сайко В.Д Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст // Вопросы психологии, 1986, №2.

41. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. // Вопросы психологии, 2000, №3.

42. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. – М.: Просвещение, 1991.

43. Социальная психология личности /под ред. Бобневой М.И., Шороховой Е.В. - М., Наука 1979.

44. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфиктов // Психологический журнал, 1992. Том 13, №1

45. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., МГУ, 1981.

46. Шапиро А.З. Психолого - гуманистические проблемы позитивности - негативности внутрисемейных взаимоотношений. // Вопросы психологии. №4, 1994.

47. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. – 649 с.

48. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. / Методическое пособие. М - СПб.: «Фолиум», 1996.

49. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии, 1999, №6

Примечания:

Примечаний нет.