Детская одаренность. Выявление и реализация потенциальных возможностей одаренных детей

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 98  | Формат: doc  | Год: 2007  |  

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

1.1. Определение понятий «одаренность», «талант», «гениальность»

1.2. Теоретические подходы к изучению одаренности

1.3. Психологические особенности одаренных детей

1.4. Специфика диагностики по выявлению одаренных детей и основные принципы работы с одаренными детьми

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КУШЬИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

2.1. Этапы исследования

2.2. Описание испытуемых и методов исследования

2.3. Результаты констатирующего эксперимента

2.4. Программные разработки по работе с одаренными детьми

2.5. Результаты контрольного этапа эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

3

6

6

13

27

44

49

49

51

60

62

69

73

76

80

Введение

Актуальность работы

Наиболее полное раскрытие потенциала одаренных и талантливых детей составляет актуальную задачу современного образования. Психологические исследования продемонстрировали сложность и многоуровневость феномена одаренности, зависимость ее развития от условий воспитания и обучения одаренных детей. Современные концепции одаренности выделяют разные стороны и даже виды интеллекта, соответственно различая виды одаренности. Так, например, Г. Гарднером были описаны особенности проявлений и примеры кинестетической, пространственной, логико-математической, музыкальной, лингвистической и социальной одаренности, а в Мюнхенском исследовании продемонстрирована независимость когнитивных факторов одаренности: интеллекта, креативности, социальной компетентности, музыкальных и сенсомоторных способностей.

Большинство психологов рассматривает креативность (творческий потенциал) человека как один из важнейших и в известной мере независимый фактор одаренности. Американский психолог П. Торренс определил креативность как процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и дефицита информации. Этот процесс включает поиск и определение проблемы, выдвижение и проверку гипотез о путях ее решения, поиск и обоснование решений. Главную роль при этом играет дивергентное (идущее в разных направлениях) мышление, способное приводить к неожиданным выводам, в отличие от конвергентного, последовательного мышления, причем креативность обязательно предполагает интеллектуальное развитие человека выше среднего уровня, поскольку лишь такой уровень может обеспечить основу для творческой продуктивности.

Кроме того, в многочисленных исследованиях была продемонстрирована важная роль мотивационно-личностных особенностей и условий социального окружения одаренных детей в реализации их потенциала. Согласно концепции Дж. Рензулли, развитие одаренности основано на взаимосвязи трех конструктов: интеллекта выше среднего уровня, креативности и приверженности к задаче. В Мюнхенском исследовании высоко одаренные учащиеся продемонстрировали особенности мотивации достижений и Я-концепции, высокую стабильность мышления и др.

В то же время остаются дискуссионными вопросы о взаимодействии основных составляющих феномена одаренности в процессе развития ее разных видов и уровней, об особенностях развития одаренности мальчиков и девочек, о роли обучения и воспитания в этом процессе. Наиболее плодотворным методом решения указанных вопросов являются лонгитюдные исследования разнообразных выборок одаренных детей с помощью комплексных и надежных диагностических методов.

Неоспоримым является мнение о необходимости раннего изучения предпосылок детской одаренности. Актуальным и значимым в этом отношении является диагностика и реализация программ работы с одаренными детьми в младшем школьном возрасте.

Целью работы является анализ психолого-педагогических условий работы с одаренными детьми.

Задачи работы:

1. Теоретический анализ исследований в области детской одаренности.

2. Определение подходов к выявлению одаренности у детей.

3. Определение методов диагностического исследования одаренности у детей младшего школьного возраста.

4. Анализ результатов экспериментального исследования.

5. Выбор программы работы с одаренными детьми в начальной школе.

Объект исследования: феномен одаренности в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия работы с одаренными детьми.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что раннее выявление одаренности ребенка и построение целенаправленной работы с ним способствует более глубокому развитию качеств личности одаренного ребенка.

Методы исследования:

Для диагностики использовались следующие методики

1. Тест Торренса (Краткий тест - фигурная форма) – направлен на исследование творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17 - 18 лет).

2. Тест интеллекта "Прогрессивные матрицы Равена" Методика предназначена для изучения невербального мышления.

Список литературы

1. Белова Е. С. Всегда ли успешен одаренный ребенок? // Начальная школа: 2000. - № 3. - С. 51-54.

2. Бискер Л. М. Программа "Одаренные дети" //Завуч. - 2001. - № 4. - С. 39-44.

3. Богоявленская Д.Б Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.

4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростовского университета, 1983

5. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.

7. Галагузова М.А., Каюкова Л.А. Активизация познавательной твор¬ческой деятельности учащихся на уроках труда. // Начальная школа. 1987. №7.

8. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.: Просвещение, 1991.

9. Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей: Родителям, воспитателям, учителям. - М.: Роспедагентство,1997. - 309 с.

10. Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С.Выготского //Вопросы психологии, 1995, №2

11. Ершов А.А. Психология соактивности людей. - СПб.: Знание, 1992. - 32 с.

12. Ефимович В. Детский интеллектуальный клуб в школе // Классный руководитель. - 2000. - № 5. - С. 77-86.

13. Загвязинский В.Н. Педагогическое творчество учителя. М.: Педаго¬гика, 1998.-160с.

14. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников. М.:1980.

15. Исследование проблем психологии творчества. М.: Педагогика, 1983.

16. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 1996

17. Ковалев А.Г. Психология личности М.: Просвещение. 1970.

18. Козырева А.Ю. Лекции по психологии и педагогике творчества. Пенза, 1994.

19. Кочетков К.. Система работы с увлеченными математикой школьниками /К. Кочетков, Г. Баранова // Математика: Прил. к газ. "Первое сентября". - 2001. - № 11. - С. 7-8.

20. Криторов А.Ф. Организация и оборудование учебно-производственной базы в межшкольных учебно-производственных комбинатах. М.: Педагогика, 1992.

21. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976.-303 с.

22. Кузнецова О. О. Комплексно-целевая программа "Интеллект" // Завуч. - 2000. - № 1.- С.77-95.

23. Курбатова И.А. Возможности полимодального подхода в диагностике детской одаренности //Вопросы психологии, 1995, №2

24. Лейтес Н. О признаках одаренности //Детское творчество. - 2001. - № 3. - С. 10-11.

25. Лейтес Н.С. Способности, труд, талант. М.: Знание, 1961.

26. Леонтович А. Программа "Развитие одаренности" //Детское творчество. - 2001. - № 2. - С. 4-5.

27. Лук А.М. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976.

28. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.: Педагогика, 1993.

29. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способно¬сти. М.: Знание, 1981.-96 с.

30. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Знание,1987.

31. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 1991. - 151 с.

32. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев, 1978.

33. О способности учителя понимать проблемы обучения одаренных детей.

34. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360 с.

35. Одаренные дети / Под ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.Н. М.: Про¬гресс, 1991.

36. Одаренные дети: Федеральная целевая программа.(2001-2002 годы): Утв. постановлением Правительства РФ от 25.08.2000 № 625 //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 37. - Ст. 3712.

37. Одаренный ребенок / О. М. Дьяченко, А. И. Булычева, И. А. Бурлакова, Н. С. Варенцова и др.; Под ред. О. М. Дьяченко. - М.: Межд. образоват. и психол. колледж,1997. -138с.

38. Панов В. И. Одаренные дети: выявление - обучение - развитие //Педагогика. - 2001.-№ 4. - С. 30-44.

39. Петровский А. В. , Ярошевский М.Г. История и теория психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 415 с.

40. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 509 с.

41. Платонов К.К. Структура и развитие личности М.: Наука. 1986.

42. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: педагоги¬ка, 1976.

43. Проблемы способностей /Под ред В.Н.Мясищева. М. 1962.

44. Психологическая диагностика детей и подростков /Под ред. К.М.Гуревича. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 360 с.

45. Психология творчества. /Под ред. Я.А.Пономарева. - М.: Наука, 1990. - 224 с.

46. Развитие и диагностика способностей. М.: Наука,1991. -181 с.

47. Развитие самостоятельности и творческой активности школьников. М.: Просвещение, 1964.

48. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991.

49. Роль искусства в развитии способностей школьников. М.: Зна-ние,1985.

50. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологи¬ческой диагностике. М.: Дидакт, 1992.-256. с.74-85.

51. Савенков А. Идентификация одаренных детей как педагогическая проблема //Школьные технологии. - 2000. - № 1. - С. 236-244

52. Савенков А. Одаренный ребенок в массовой школе //1 Сентября, №№29-33

53. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Яро¬славль: Академия развития, 1997.-192 с.

54. Столяренко А.Д. Основы психологии. Практикум. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2000. - 576 с.

55. Фалькович И. В. Одаренные дети //Школа: Раб. кн. преподавателя. - 2000. - № 4/37. - С. 37-38.

56. Хромова Т. В. Школьные учителя и одаренные дети //Магистр. - 2000. - № 5. - С. 62-68.

57. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. - СПб.: Союз, 1997.-126с.

58. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса // Вопр. Психоло¬гии-1991, №1.

59. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Просвещение,

60. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение,1996.-136 с.

61. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника. //Вопросы психологии, 1996, №3, с. 28 - 34

Примечания:

Примечаний нет.