Детские страхи у детей-дошкольников и пути их преодоления

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 125  | Формат: doc  | Год: 2006  |  

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по изучению проблемы детских страхов детей-дошкольников……………………………………………7

1.1. Страхи как психолого-эмоциональное состояние: условие и фак-торы их возникновения…………………………………………………7

1.2. Особенности детских страхов…………………………………….23

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного

возраста………………………………………………………………….41

Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение детских страхов в дошкольном возрасте и пути их профилактики и коррекции…………………………………61

2.1. Постановка проблемы организации исследования………………61

2.2. Анализ опытно-экспериментальных данных по изучению причин и видов детских страхов в дошкольном возрасте…………………….70

2.3. Пути психолого-педагогической коррекции детских страхов

детей-дошкольников……………………………………………………75

Заключение………………………………………………………………….89

Литература…………………………………………………………………..91

Приложения………………………………………………………………………..96

Введение

Проблема изучение страхов, несмотря на свою давнюю историю, так и ос-тается актуальной в настоящее время. Относясь к категории эмоциональных со-стояний личности, следует отменить, что эмоциональная жизнь играет немало-важную роль в становлении и развитии личности. Влияние на психическое и психологическое здоровье. Каким будет личностное развитие: позитивным и негативным зависит от того, какой эмоциональный психологический склад бу-дет иметь место в процессе личностного становления. Страх, выступал как пси-хоэмоциональное состояние личности, имеет не только биологические корм связанные с инстинктами самосохранения и продолжение рода, но и определя-ется социальными факторами развития, способствуя при этом жизнедеятельно-сти человека как индивида, индивидуальности, личности.

Страх выступает как одна из первых эмоций, которую испытывает ново-рожденный младенец. И это вполне естественно. Ребенку неуютно в огромном мире.

Но, увы, если про многие детские проблемы можно сказать, что, скорее всего ребенок их со временем перерастает, то со страхами дело обстоит не как утешительно. Ребенок растет, а вместе с ним растут и страхи. Чем больше рас-ширяются его познания, и развивается фантазия, тем больше он осознает опас-ности, подстерегающие человека в нашем далеко не безопасном мире. Особен-но сейчас, когда этот мир нестабилен и заряжен агрессией. В последние годы специалисты отмечают существенный рост детских страхов, и это очень тре-вожно.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студ. ВУЗов. - М.: Академический проект; Екатеренбург: Деловая книга, 2000. - 624с.

2. Березик Ф.Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988.

3. Буянов М.И. Нервный ребенок. - М.: Знание, 1997. - 192с.

4. Варга А.Я. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бода-лева, В.В. Столина. - М., 1998.

5. Вочков И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий // Школьный психолог. - 2004. - № 8. - с. 9.

6. Волкова Е.Н. Трудные дети или трудные родители? - М.: Профиздат, 1992. - 96с.

7. Выготский Л.С. Обучение и развитие в детском возрасте. - Спб: Союз, 1997.

8. Габрунер М., Соколовская В. Эмоционально-личностный тест "Сказка" // Обруч - 2003. - № 2. - с. 14-19.

9. Готовим детей к школе. Диагностические методики выявление личност-ной готовности детей к обучению в школе. Часть 3. Составитель Н.В. Заха-рюта. - Р-на-Д, 1997. - 67с.

10. Гульянц Э.К., Гриднева С.В., Тащева А.И. Современная семья: проблемы и перспективы. Р-на-Д, 1994.

11. Гульянц Э.К., Широкова Г.А. Актуальные проблемы психологической диагностики: сборник научных статей / Под ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Роме-на. Р-на-Д., 2001.

12. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. ВУЗов / Под ред. В.Е. Клочко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264с.

13. Детские страхи преодалимы // Педагогический вестник. - 2001. - № 4(авг.) - с. 4.

14. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. - М.: Знавния, 1986. - 96с.

15. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - Серия "Психология ре-бенка". - Спб.: СОЮЗ, 2003. - 448с.

16. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986. - 112с.

17. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этнология и пато-генез. - Л.: Медицина, 1988. - 336с.

18. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Михайлов А.М. Волшебный источник. - Спб., 1996.

19. Зеньковский В.В. Психология детства/ Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 336с.

20. Изард К.Э. Психология эмоций. - Спб.: Питер, 1999.

21. Капранова С. Путешествие с волшебной кисточкой. - Р.-на - Д., 1997.

22. Каптеев П.Ф. О детских страхах//Народное образование. - 2000. - №3. - с.23-32.

23. Климакова Ю. Нарисуй свой страх (Как избавить детей от чувства стра-ха)// Семья и школа. - 1999. - №9. - с.18-19.

24. Кожевникова В.А. Формирование эмоциональной сферы личности до-школьника при подготовке к школе. - Рига, 1990.

25. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею. - М.: Искатель, 1997.

26. Крайг Г., Бокут Д. Психология развития. - 9-е изд. - Спб.: Питер, 2004. - 940с.

27. Крушельницкая О. Один дома, один в темноте… Страшно!//Семья и школа. - 2004. - №7. - с.6-7.

28. Крушельницкая О. Третьякова А. Если дети рисуют монстров// Семья и школа. - 2004. - №10. - с.8-11.

29. Кряжева н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.

30. Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие// Психологиче-ский журнал. - 2001. - №6. - с.31-35.

31. Кузьмина М. Детский невроз страха// Школьный психолог. - 2000. - №25. - с.8-10.

32. Кулагина И.Ю., Комоцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизнен-ный цикл развития человека. Учебное пособие для студ. ВУЗов. - М.: ТЦ Сфе-ра, 2004. - 464 с.

33. Кученко Т. О детской тревожности// Воспитание школьников. - 2005. - №5. - с.43.

34. Лавлинский С. Мешок со страхами. О детских страхах, "страшной" лите-ратуре и о том, что со всем этим делать// Обруч. - 2002. №2. - с.14-17.

35. Лебедева Л.Д. Страх - дело серьезное. Коррекция страхов средствами арт-терапии. //Школьный психолог. - 2000. - №21. - с.12-13.

36. Лебедева Л.Д. Учителю о детский страхах//Дидакт. - 2000. - №4. - с.23-32

37. Лебединский В.В. Никольская О.С. Баенская Е.Р. Либлинг М.М. Эмоцио-нальные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Изд. МГУ, 1990. - 196с.

38. Леонтьева А. Не бойся, я с тобой: некоторые особенности детских стра-хов// Воспитание школьников. - 2002. - № 5. - с.36-37

39. Лисина Е.В. Страх как психотелесный опыт ребенка// Дефектология. - 1999. - №4. - с.22

40. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М., 1994.

41. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психофрекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000. - 192с.

42. Маклаков А.Г. Общая психология. - Спб.: Питер, 2000. - 592с.

43. Медведева И. Шишова Т. Страхи взрослые и детские// Октябрь. - 1997. - с.133-146.

44. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология, развитие, детство, отрочество: Учебное пособие для студ. ВУЗов. - 7-е изд., стереотип. - М.: "Академия", 2002. - 456с.

45. Немов Р.С. психология в 3-х кн. Кн.1. - М., Владос, 1999.

46. Обухова В.Ф. Детская и возрастная психология.(уч. пос. для ВУЗов) /Пед. Об-во Рос. - 2-е изд. - М.: По России, 1999. - 443с.

47. Панфилова Н.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подро-стков// Школьный психолог. - 1999. - №8. - с.14.

48. Практическая психология образования/ Под ред. И.В.Дубровиной.: ТЦ Сфера., 2000. - 528с.

49. Прихожан А. Предвосхищающая эмоция (тревожность)// Школьный пси-холог. - 2004. - №8. - с.18.

50. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. В 2-х томах. Том 2. (П-Я): Пер. с англ. - М.: ВечеЮ АСТ, 2000. - 560с.

51. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2-х кн. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 480с.

52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 2005. - 713с.

53. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… - Дубна: "Феникс", 1997.

54. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М., 1988.

55. Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и их педа-гогическая оценка в условиях детского сада//Дошкольное воспитание. - 1998. - №5. - с.39-53.

56. Толнышева Е. Что мы знаем о детском страхе?// Народное образование. - 1999. - №4. - с.14.

57. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд. Института Психотерапии, 2003. - 480с.

58. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. - Спб.: Алетея, 1997. - 310с.

59. Фрумкин И.А. Фрумкина Н.В. психология депривационного ребенка. - М.:Владос, 2004, - 319с.

60. Фрумкина Р.М. Что за термином (аутизм, галлюцинация, депрессия, страх)//Семья и школа. - 2005. - №4. - с.7

61. Чистякова М.И. Психогимнастика. / Под ред.И.А.Булиова. - М.: Просве-щение, 1990.

62. Чумаков В. Не бойся. Энциклопедия страхов// Огонек. - 2001. - №38(окт.). - с.22.

63. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога/серия "Справочник". - Р.- на - Д.: Феникс, 2004. - 384с.

64. Шишова Т. Книжки для трусишки. Детские страхи.//Здоровье детей. - 2001. - №4. - с.22.

65. Шишова Т. Сказкотерапия//Дошкольное воспитание.-2003.-№1. - с.16-21.

66. Шишова Т. Страхи - это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов. - М.: "Искатель", 1997. - 93с.

67. Эмоциональное здоровье вашего ребенка: Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 1996, 400с.

Примечания:

Примечаний нет.