Девиантное поведение как фактор маргинализации

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 78  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы девиантного поведения как фактора маргинализации 8

1.1Девиантность как социально-педагогический феномен. 8

1.2Анализ отечественного и зарубежного социально-педагогического опыта по организации работы с девиантным поведением детей и

подростков 12

1.3Причины и условия девиантного поведения личности как фактора маргинализации 21

Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы девиантного поведения как фактора маргинализации 38

2.1Исследования девиантного поведения подростков в современной

науке 38

2.2.Диагностика социально-педагогических проблем детей и подростков с девиантным поведением. 42

2.3.Основные направления профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков 46

Заключение. 57

Список литературы 59

Приложения 64

Введение

Актуальность исследования. Девиантное поведение личности являлось традиционным предметом психолого-педагогических исследований даже в то время, когда официально в нашем государстве не существовало многих "пороков", критикуемых нами в "западном мире". Между тем, в настоящее время, как и прежде, проявляются отклонения естественного или искусственного генеза в поведении личности от социокультурных норм, принятых в обществе.

Можно отметить усиления в современном обществе маргинализации населения - резкого понижения социального статуса группы или индивида, выталкивание на общественное дно. Каковы перспективы самой маргинализации общества? В самом общем виде на этот вопрос можно ответить следующим образом. Под влиянием происходящих в обществе изменений, вызванных рыночными реформами, часть маргиналов будет продолжать движение по нисходящей то есть опускаться на социальное дно (люмпенизироваться). Бомжи, алкоголики, тунеядцы, проститутки и т.д. растущий численно слой люмпенов. Иначе говоря, это та часть людей, которая не сумела(или не пожелала) адаптироваться к новым рыночным условиям, и, потерпев "социальное крушение", перестала занимать промежуточное положение. Она как бы окончательно "определилась". Вторая часть (значительно большая) маргиналов находит постепенно способы адаптации к новым реальностям, обретает новый социальный статус (а с ним относительную стабильность своего бытия), новые социальные связи и социальные качества. Они заполняют новые ниши в социальной структуре общества, начинают играть более активную, самостоятельную роль в общественной жизни.

Конечно, маргинализация общества - это не единственный фактор усиления девиантного поведения. Но этот фактор становится доминирующим именно в нынешних условиях.

Стоит отметить, что современное общество переживает целый ряд трудностей и перемен. Особое место среди них занимает проблема психоэмоционального, духовного и нравственного здоровья общества, которое остро нуждается в обретении утерянных духовно-нравственных, психосоциальных ориентиров развития человека. Психополовое и личностное развитие детей и подростков в настоящее время также нуждается в оптимизации и психолого-педагогической поддержке.

Проблема отклоняющегося поведения школьников - одна из актуальных психолого-педагогических проблем. Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи. По данным статистики, более 50% правонарушений совершаются подростками и юношами. Факты грубого нарушения поведения учащимися в школе и вне ее, разрыва между пониманием норм поведения и антисоциальными поведенческими проявлениями учащихся - при всей неоднозначности - свидетельствуют о необходимости новых подходов к названной проблеме.

В современных психологических и педагогических научных источниках девиантное поведение рассматривается с различных позиций и точек зрения. Так, биогенетические аспекты девиантного поведения рассматриваются в работах П.К.Анохина, И.В.Байера, В.К.Вилюнаса, В.В.Ковалева, В.Д.Менделевича, В.Н.Мясищева И.Н.Семенова, С.Ю.Степанова и других авторов; отклоняющееся поведение как нарушение процесса социализации изучали В.П.Пндреенкова, С.А.Беличева, А.И.Долгова, Е.В.Змановская, В.В.Игнатова и другие ученые; различные предпосылки (факторы) девиантного поведения были предметом исследования А.С.Беличевой, Ю.А.Клейберга, В.Д.Менделевича и других ученых; психолого-педагогические способы коррекции девиантного поведения выявлялись А.С.Белкиным, О.С.Газмоном, А.В.Гоголевой, Д.В.Четвериковым и другими исследователями.

Оценивая вклад в разработку проблемы выше названных авторов, можно сказать, что многие её аспекты прояснены весьма основательно (сущность, типология трудных подростков и индивидуальный подход к ним; вопросы совместной деятельности различных ведомств и служб, причастных к

судьбе социально обездоленных детей группы риска; педагогические условия обеспечения преодоления отклоняющегося поведения подростков; особенности и методы профессионально-профилактической работы с трудными подростками и др.).

Вместе с тем изучение состояния вопроса на практике показывает, что результативность проводимой с подростками девиантного поведения коррекционно-воспитательной работы в целом и у в учреждениях дополнительного образования не может быть признана достаточной и потому требует более эффективных исследований, в которых были бы предложены конкретные технологии обращения с подростками, попавшими в трудные жизненные ситуации.

Мы считаем, что проблема коррекции девиантного поведения, как фактора маргинализиции общества до сих пор актуальна и требует дальнейшего изучения, поскольку в известных социологических концепциях нет единого подхода к классификации видов, типов, факторов девиантного поведения, а также механизмов, условий и средств его коррекции.

Исходя из сказанного, проблему исследования мы определили следующим образом: каковы особенности социально-педагогической работы с девиантными подростками.

Целью нашего исследования стало исследование проблемы девиантного поведения как фактора маргинализации общества.

Объект исследования - социальные, психолого - педагогические методы коррекции девиантного поведения подростков.

Предметом исследования является оказание социально-педагогической помощи детям и подросткам с девиантным поведением.

В работе были поставлены задачи:

1.провести теоретическое исследование научной литературы по теме исследования и определить девиантность, как социально-педагогический феномен;

2.изучить анализ отечественного и зарубежного социально-педагогического опыта по организации работы с девиантным поведением детей и подростков;

3.выявить причины и условия девиантного поведения личности как фактора маргинализации;

4.провести эмпирическое исследование проблемы девиантного поведения как фактора маргинализации;

5.рассмотреть основные направления профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков.

Анализ научных источников, обобщение передового педагогического опыта, позволили выдвинуть следующую гипотезу исследования: эффективность процесса коррекционно-воспитательной работы с трудными подростками с девиантным поведением повысится, если будет:

-обеспечено соответствие создаваемой программы социально-педагогической поддержки девиантных подростков;

-подобрана организационная модель структуры функционирования социально-педагогической поддержки и реабилитации девиантных подростков.

Мы считаем, что внедрение подобранной модели социально-педагогической работы с девиантными подростками в практику работы учреждений дополнительного и общего образования окажет положительное влияние на уровень дезадаптивности и девиантности подростов.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

-идеи гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания (Ш.А.Амонашвили, Р.А.Валеева, О.С.Газман, И.А.Зимняя, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов, В.Г.Рындак и др.);

- важнейшие положения социальной педагогики, возрастной психологии, конфликтологии;

-педагогическое наследие А.С.Макаренко как великого теоретика и практика в работе с трудными детьми и малолетними преступниками;

-идеи социальной работы (В.Г.Бочарова, Л.А.Волович, И.А.Давлиев, В.Ш.Масленникова, В.Д.Семенов, Р.А.Фахрутдинова), превентивной психопедагогики (С.А.Беличева), ресоциализации личности (А.В.Пищелко, Л.Ю.Сироткин, А.Н. Хузиахметов).

- теории развития личности в различных видах деятельности (А.Г.Асмолов, Ю.К.Бабанский, Ю.Н.Караулов, И.Я.Лернер и др.).

- теории педагогических технологий (В.П.Беспалько, З.И.Калмыкова, М.В.Кларин, В.Ю.Питюков, Г.К.Селевко, В.А.Сластенин, П.И.Третьяков, М.А. Чошанов, Н.Е.Щуркова и др:);

Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.

1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, обобщение педагогического опыта);

3)статистические: ранжирование, математическая обработка полученных в ходе исследования данных.

База исследования: учреждение дополнительного образования социальный реабилитационный центр для трудных подростков г. Москвы.

Объем и структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Часть материала представлена в виде таблиц и диаграмм.

Список литературы

1. Алгоритм организации индивидуального сопровождения учащихся группы "риска" // Завуч. - 1999. - №2. - С.76-83.

2. Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. - 2003. - №7. - С.193-200.

3. Афанасьев В., Гилинский Я. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. - СПб., 1995.

4. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы иотклонений), Д: Сталкер, 1998.

5. Беличева С.А., Фокин В.М. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. - М., 1991.

6. Васильева Н.В. О превалирующем характерологическом типе лиц с делинквентным поведением и возможных способах психологической коррекции // Проблемы прокурорско-следственной деятельности в сфере борьбы с преступностью в современных условиях. Тезисы международной научно-практической конференции. - СПб., 1996. - С.141-142.

7. Василькова Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками // Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2001. - С. 91-121.

8. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций.М.:Академа., 2003.-С.86-209

9. Галагузова М.А., Лушников А.М., Дорохова Т.С. История социальной педагогики. М.:Изд.центр.Владос.,2001.- С. 75-300

10. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения.- СПб., 1993.

11. Гиндикин В.Я. Социально-психологическая характеристика различных контингентов трудных подростков // Дети с отклонениями в поведении. - М., 1968. - С.78-94.

12. Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. - 1994. - Т.15, № 2. - С.57-65.

13. Григоренко Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения // Дефектология. - 1995. - № 3. - С. 3-22.

14. Ершова И.А. Подготовка педагога к профилактике девиантного поведения детей и подростков в отечественной и зарубежном социально-педагогическом опыте. - Калининград, 2005 - С.89-108

15. Завражин С.А. Подростковая делинквентность: Транскультурная перспектива // СоцИс. - 1995. - № 2.

16. Зенкин В.И. Организация ранней диагностики и превентивной коррекции девиантных форм поведения у несовершеннолетних // Первые итоги. - 1997. - С. 61-66..

17. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. М., Изд.центр Академия - 2003, с.7-11

18. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи в кризисных ситуациях // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.16-25.

19. Каминер А. М., Майорова Е. А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодёжи: Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 83 с.

20. Клейберг Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков // Профессионал. - 1997. - №11-12. - С. 50-52.

21. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М: Сфера, 2001. - 160 с.

22. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск: Беларусь, 1988.

23. Кузнецов В.Г. О сопоставлении результатов обследования делинквентных подростков методами ПДО и УНП // Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А.Е. Личко и Н.Я. Иванова. - Л., 1981. - С.54-55.

24. Кузнецова И. Психологическая поддержка. Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении // Школьный психолог. - 2000. - №№ 29, 30, 31.

25. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ П.Ф.Лесгафт.- М.: Педагогика, 1988.-399 с

26. Липунова О.В. Девиантное поведение подростков: Учебное пособие.-Комсомольск-на-Амуре,2007- С, 85-88

27. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л.: Медицина, 1977; изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983.

28. Мавлеткулова Ф. Р. Девиантное поведение школьников: причины возникновения и пути преодоления : учеб. пособие : для студентов 3-5-х курсов пед. специальнос-тей. Стерлитамак:Изд.Спринт,2005 - С. 45-46

29. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 213 c.

30. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // ОБЖ. - 2003. - №2. - С.52-53.

31. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения // Клиническая и медицинская психология. - М.: Медпресс, 1999. - С.351-416.

32. Минаева О. Психолого-педагогическая работа с семьей "трудного" подростка // Домашнее воспитание. - 2000. - №1. - С.78-79.

33. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академа,2005.-С. 97-100

34. Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - №3. - С.40-46.

35. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: Творческий центр Сфера,2002.-С.244-258

36. Олиференко Л.Я., Шульга И.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие. - М.: Академия, 2002.

37. Петрынин А. Г., Григорова В. К. Профилактика и преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективного творческого воспитания: Учебное пособие. - М.: 2002. - 132 с.

38. Подростки "группы риска" // Практическая психология образования: Уч. пос. для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - С.376-401.

39. Потолова Е.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: основные направления профилактики.- М.: ПроСофт-М, 2007 С.52-53

40. Психолого-педагогическая работа со школьниками-девиантами в Москве / М.Ю. Кондратьев, О.Б. Крушелицкая, С.Л. Нечаева. - // Психологическая наука и образование. - 1999. - №3. - С.4.

41. Родичев Н., Чистякова С. Профессиональное становление подростков с проблемами в обучении и поведении // Школьные технологии. - 1999. - № 4. - С.132-138.

42. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением - М.,2001. - С. 240

43. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика: Учебно-практическое пособие. - М.: Гном и Д, 2000.

44. Садовский М. Г. Новые технологии работы с девиантными подростками в интенсивных школах (специализированных лагерях): [г. Красноярск] // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. - М., 1995. - С. 192-201.

45. Самохина А.А. Социально-психологическая деформация как причина деликвентного поведения // Прикладная психология. - 2000. - №3. - С.46-55.

46. Севастьянова И. В. Девиантное поведение несовершеннолетних.- М.: ПроСофт-М, 2005.- С.97-98

47. Социальный контроль над девиантностью в современной России. - СПб.,1998

48. Стурова М.П., Силенков В.И. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема // Педагогика. - 1999. - №7. - С.38-41.

49. Хусаинов Л. Р. Педагогическая профилактика девиантного поведения учащихся школы.- М.: ПроСофт-М, 2005.- С.62-67

50. Чижакова Г.И., Новикова Л.А. Коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков. - Красноярск,1997.

51. Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска в системе профилактики девиантного поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2002. - №2. - С.41-57.

52. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.М.:Академа,2004.- С.96-106

53. Шапинский В. А., Мареев В. И. Девиантное поведение и социальный контроль: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Изд. РГПУ, 1997.

54. Шатилов И.Н., Шацков П.А. Социальная работа с носителями девиантного поведения// Учебное пособие для студентов высших учебных заведений-2001- Балашов: Изд. Николаев - с.32

55. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога.//Под редакцией В.А.Сластенина. М.:Академа,2002.-С 145-170

Примечания:

Примечаний нет.