Динамика представлений о профессиональной способности к эмпатии психотерапевтов в ходе длительного и обучения - 2 глава

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 51  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Оглавление

Глава 2. Особенности представлений о профессиональной способности к эмпатии психотерапевтов в ходе длительного и краткосрочного обучения. 2

2.1. Программа исследования. 2

2.2. Результаты исследования. 9

Приложения 35

Введение

Глава 2. Особенности представлений о профессиональной способности к эмпатии психотерапевтов в ходе длительного и краткосрочного обучения.

2.1. Программа исследования.

Исследование было проведено на выборке студентов 1 курса психологического факультета и практикующих психотерапевтов с многолетним стажем, проживающих в г. Москве.

В ходе исследования обследовано:

- основная группа: 18 студентов 1 курса в возрасте от 17 до 19 лет (средний возраст 18,2 лет);

- контрольная группа: 18 психотерапевтов в возрасте от 24 до 67 лет (средний возраст 33,6 лет).

Среди обследованных 5 мужчин и 31 женщина.

Исследование включало три этапа. На первом этапе в рамках был проведен опрос студентов 1 курса и опытных психотерапевтов с помощью вопросов экспертного интервью (См. Приложение 1). с целью отследить динамику развития представлений об эмпатии и эмпатии как профессионально значимого качества. На втором этапе с испытуемыми психотерапевтами, прошедшими тренинг эмпатического слушания, были проведены психодиагностические методики, направленные на изучение развития представлений об эмпатии и эмпатии. Третьим этапом исследования явилось обобщение полученного практического материала и статистическая обработка результатов с подготовкой отчета.

В начале своего обучения студент-психолог еще не представляет себе всей полноты предъявляемых к нему требований и сложности выбранной им профессии. По окончании ВУЗа и нескольких лет работы, пройдя определенные ступени обучения, имея теоретический запас знаний и практический опыт, психотерапевт постепенно приближается личностно к профессионалу. Таким образом, опрос именно данных категорий испытуемых представляет наибольшую важность для комплексного представления об особенностях представлений о профессиональной способности к эмпатии психотерапевтов в ходе длительного и короткосрочного обучения.

Автору дипломной работы было крайне интересно с помощью интервью и психодиагностических методик проверить, как изменяются представления об эмпатии и уровень эмпатии в процессе обучения и работы по специальности.

Таким образом, целью настоящего эмпирического следования стало проведение мониторинга развития представлений о профессиональной способности к эмпатии психотерапевтов в ходе длительного и короткосрочного обучения.

В качестве предмета исследования рассматриваются имплицитная теория личности психолога и ее динамика в ходе профессионального становления.

Объектом исследования являются студенты 1 курса факультетов психологии и опытные психотерапевты.

Гипотеза исследования: в процессе долгосрочного обучения психологов и психотерапевтов их представления об эмпатии меняются от общих к дифференцированным.

Предварительным этапом исследования было изучение социальных паспортов испытуемых групп (табл. 1.).

Таблица 1.

Характеристика выборки

Характеристика Основная группа Контрольная группа

Молодые (до 35 лет) 100% 35%

Зрелые (старше 35 лет) 0% 65%

Средний доход в семье 45% 35%

Доход выше среднего в семье 30% 25%

Низкий доход в семье 25% 40%

Мы видим, что, основная и контрольная группы по социально-демографическим параметрам имеют сходные характеристики.

Описание методик.

1) Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко (См. Приложение 2).

Цель: Исследование каналов эмпатии и общего уровня эмпатических способностей.

Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки на каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

1. Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека – на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнёр привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.

2. Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего выходить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, сочувствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством «вхождения» в энергетическое поле партнёра. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпати

Список литературы

ах», «способен контролировать себя в любой ситуации», «сдержанный»). При этом психотерапевты в равной степени отмечают и умение открыто выражать собственные чувства («возможность выразить весь спектр своих эмоций (очень тонких оттенков эмоциональных состояний)», «реагировать исходя из своего эмоционального отклика»). Студенты пишут лишь о контроле эмоций и поведения.

Профессионалы представляют арсенал вариантов переработки эмоций: творческое самовыражение, юмор, сублимация, способность к символизации и гореванию, рационализация, смещение, адекватное отреагирование. Студенты констатируют факт, что эмпатия помогает управлять и регулировать свои эмоциональные состояния, не раскрывая самих способов («управлять своими эмоциями в сложных, конфликтных ситуациях», «регулировать свое поведение»).

Вероятно, студенты «делают ставку» на интеллектуальный компонент эмпатии в управлении собственными эмоциями и поведением. Студенты характеризуют эмпатию как обладание здравомыслием, критичностью, логическим мышлением («развитый ум», «критичность к себе и окружающим», «адекватно и объективно оценивать окружающую действительность»). Психотерапевты когнитивный контроль описывают через термины осознания и рефлексии («способность к рефлексии своих эмоциональных состояний», «осознание чувств»). Студенты не используют данные термины в своих ответах.

Описывая сферу эмпатического общения, опытные психологи большую роль уделяют способности строить и поддерживать эмоционально близкие отношения с другими людьми («эмоционально-близкие отношения с друзьями», «способность на подлинную, сердечную близость и подлинную конфронтацию», «способность интегрировать в партнерских отношениях нежность и страсть», «хорошая способность создавать привязанность»). Если опытные психологи эмпатическое общение с другими описывают через качество отношений (глубина, длительность, близость, наполненность), то студенты - через социальные умения и навыки («сформированность навыков общения с другими людьми», «коммуникабельность», «умение легко и быстро найти общий язык с человеком»).

Резюмируя полученные результаты, можно отметить, что в представлениях студентов и психотерапевтов об эмпатии обнаруживаются как сходства, так и различия.

Общим является позитивный, несколько идеализированный характер описания эмпатии.

В описаниях студентов и профессионалов встречаются одни и те же темы, через которые раскрывается образ эмпатии, что может быть обусловлено одинаковым образованием.

Количественные различия заключаются в том, что профессионалы представили более объемные и разносторонние описания эмпатии.

Качественные различия обнаруживаются в значимости отдельных характеристик эмпатии. Студенты большое значение придают способности контролировать собственные эмоции и поведение. Психотерапевты описывают богатство и потенциал эмоциональной сферы, а также ее способность осознавать, контролировать и регулировать собственные эмоциональные процессы. Указанные различия, на наш взгляд, во многом определены возрастом и опытом работы специалистов.

Примечания:

работа неполностью