ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 105  | Формат: doc  | Год: 2008  |  

Содержание

Введение стр. 3-6

Гл.1 Проблема профессионального самоопределения в

отечественной и зарубежной психологии.

1.1. Основные подходы к определению понятия

"самоопределение" в психологии. 7-14

1.2. Профессиональное самоопределение как деятельность

развивающегося субъекта обучения и труда. 15-27

1.3. Особенности профессионального самоопределения в

период становления и развития личности учащегося. 28-34

1.4. Формирование мотивации профессионального

самоопределения учащихся школы. 35-41

Гл.2.Эмпирическое исследование динамики

профессионального самоопределения

учащихся средней школы 9-х и 11-х классов.

2.1. Методы и этапы исследования. 42-46

2.2. Динамика профессионального самоопределения

учащихся старшего школьного возраста. 47-68

2.3. Результаты экспериментального исследования

динамики профессионального самоопределения учащихся

школы 9-х и 11-х классов. 69-71

Выводы 72-73

Заключение 74-75

Литература 76-79

Введение

Профессиональный выбор - это задача сложная и достаточно пара-доксальная. С одной стороны, каждая профессия - это целый сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы и учения, и адаптации молодого специалиста к профессиональной общности. С другой стороны, прежде чем выбрать какую-либо профессию, надо уже заранее знать, из чего (из множества каких объектов) выбираешь. В современном обществе профес-сий необозримо много (десятки тысяч). И каждая работа предъявляет не-которые особые требования к занятому ею человеку. Ориентироваться в мире профессий без информационной поддержки невозможно - ни подрас-тающим людям, ни взрослым. Выбирая будущее занятие наобум или толь-ко из соображений престижа, можно оказаться в той сфере деятельности, которая станет неинтересной в последствии. Задача представителей стар-шего поколения, педагогов, занятых вопросами вхождения молодежи в трудовую жизнь, - помочь подрастающему человеку правильно выбрать свою профессиональную стезю. В подростковом возрасте активно форми-руется самооценка личности и повышается ее роль как регулятора поведе-ния, психического развития. Важными предметами сознания подростка яв-ляется он сам, окружающие люди с их личными качествами, построение взаимных отношений, смыслы человеческой активности ("Для чего", "Ради чего"); выражена деятельность, направленная на изменение самого се-бя.(39,с.45). Как известно, некоторые дети по разным причинам оставляют общеобразовательную школу и поступают в учебные заведения начального профессионального образования, а некоторые становятся старшеклассни-ками. Задача профессионального самоопределения является сложной не только в познавательном отношении, но и потому, что взрослеющий чело-век обычно испытывает определенное "давление" со стороны семьи, свер-стников и социального окружения. Односторонняя пропаганда "рыночных отношений", "бизнеса", "менеджмента" при обесценивании других облас-тей труда тоже вносит свой вклад в принятие решений подрастающего че-ловека о своем профессиональном будущем. И эти решения чаще, чем можно думать, оказываются вынужденными или случайными, не сообра-зованными с имеющимся опытом, склонностями и способностями подрас-тающего человека. Важно рассматривать профессиональное самоопреде-ление в подростковом возрасте и юности не как однократный акт, а непре-рывный и длительный процесс. У подрастающего человека не могут сразу проявиться интересы, склонности, способности к какой-либо деятельности, такие качества надо "закладывать" в человека средствами воспитания, об-разования и организации его деятельности. В таких условиях повышается профессиональная ответственность педагогов как путеводителей, советчи-ков, наставников. Необходимо проявлять уважение к самостоятельности подрастающего человека, формировать у него способности и умения са-мому определять и осуществлять жизненные профессиональные планы. В понятии "профессиональное самоопределение" отражается определение человеком своего места в мире профессий, осознанный выбор профессии и нахождение личностного смысла в выполняемой профессиональной дея-тельности. Процесс профессионального самоопределения впервые актуа-лизируется в подростковом возрасте.

Профессиональное самоопределение - особый вид деятельности. В своей структуре профессиональное самоопределение содержит мотиваци-онный, операционный и регуляторный компоненты. Опираясь на исследо-вания профессионального самоопределения подростка (М.Р.Гинзбург, Е.А.Климов, Л.М.Митина, Н.С.Пряжников, Д.Съюпер и др.), мотивацион-ной структуры личности (А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.), а также возрастных особенностей развития челове-ка в ранней юности (Л.И.Божович, И.С.Кон, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн и др.), мы определили цель исследования, как изучение динамики профессионального самоопределения учащихся старших классов средней школы.

Объект исследования: профессиональное самоопределение уча-щихся старшего школьного возраста.

Предмет исследования: динамика профессионального самоопреде-ления учащихся старшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем что, динамика профес-сионального самоопределения учащихся старшего школьного возраста от 9 класса к 11 классу выражается в изменении мотивации профессионального выбора, в развитии профессиональной идентичности, в осознанном отно-шении к будущей профессии.

Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1.Раскрыть сущность исследуемой проблемы в зарубежной и отече-ственной психологии.

2.Осуществить мониторинг, направленный на изучение профессио-нального самоопределения учащихся 9-х и 11-х классов.

3.Изучить особенности профессионального самоопределения уча-щихся 9-х и 11-х классов.

4.Изучить динамику профессионального самоопределения учащихся 9-х и 11-х классов в сравнении.

5.Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Методологической и теоретической основой данного исследования являются принципы единства сознания, личности и деятельности (Л.С.Выготский, Б.Ф.Ломов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); концепция Е.А.Климова о развитии человека как субъекта труда.

В соответствии с целями и задачами исследования нами использова-лись следующие методы и методики:

- Анализ литературы по теме исследования; опрос; тестирование

- Качественный и количественный анализ данных производился с по-мощью метода контент-анализа и методов статистической обработки дан-ных (Statsoft Statistika 6.0) - критерий Манна-Уитни.

- Методика изучения статусов профессиональной

идентичности (А.А.Азбель).

- Методика "Карта интересов" (А.Е.Голомшток).

- Методика свободного семантического описания (В.А. Лабунская).

- Опросник "Особенности профессионального самоопределения учащих-ся" (разработанный совместно с психологической службой ЦО № 1679: Просвиркин В.Н., Шатунова Т.А., Прокопюк С.В).

Выборка: в исследовании приняли участие учащиеся 9-х и 11-х классов ЦО № 1679. Всего в исследовании приняло участие 56 человек:

29 учащихся 9-х классов и 27 учащихся 11-х классов.

Практическая значимость: результаты и выводы исследования мо-гут быть использованы для совершенствования процесса обучения школь-ников и в практической деятельности психологов школы, направленной на активизацию процесса профессионального самоопределения учащихся школы.

Структура и объем работы. Диплом состоит из введения, двух глав, общих выводов, заключения и приложения. Общий объем работы - 80 стр. Список литературы - 45 наименований

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова -

Славская. М.: Мысль, 1991.- 299с.

2. Абульханова-Славская К.А. Филосовско-психологическая концеп-

ция С.Л.Рубинштейна / К.А.Абульханова-Славская, Н.В. Брушлин-

ский - М.: Наука, - 1989 - 248с.

3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Ад-

лер- М.:Прагма - 1993 - с.175.

4. Азабель А.А. Как помочь современному выпускнику выбрать про-

фессию // Психология современного подростка. СПб.,- 2007.

5. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева // Москва:

"АспектПресс" - 2004 - 365с.

6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе /

Л.И.Божович //Вопросы психологии - 1979 - №2 - с.47-50; №4 -

с.23-30.

7. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка

/ Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подрост-

ков. - М.,- 1972 - 35-42с.

8. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре ухо-

дящего века / Б.С. Братусь // Вопросы психологии, - 1995 - №1 -

с.6-13.

9. Брушлинский А.В. О критериях субъекта и его деятельности

/ А. В. Брушлинский // Психология субъекта профессиональной

деятельности - Москва - Ярославль: ДИА - пресс, 2001.

10. Выготский Л.С. Проблемы возраста // Собр. сочин. В 6 т. - М.,-

1980. - т 4. - с.258-259.

11. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля

личности старшего подростка / М.Р.Гинзбург // Мир в психологии

и психология в мире - 1995 - № 3 - с.21-28.

12. Горбатенко Т.М. Межличностные отношения и профессиональ-

ные намерения старшеклассников / Т.М. Горбатенко // Вопросы

психологии, - 1988 - №2 - с.138-141.

13. Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и

труда у учащихся средних профтехучилищ / О.С.Гребенюк. - М.,-

1985 - с.68.

14. Дубровина И.В. Практическая психология образования / Под.

ред. И.В. Дубровиной. - М.,- 1997. - с.386-387.

15. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-

педагога: Дис…д-ра психол. наук / Э.Ф. Зеер - Л. - 1988. - с.348.

16. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. По-

соб. /Е.А.Климов - М.: Из-во МГУ, 1995. - с.224.

17. Климов Е.А.Человек как субъект труда и проблемы психологии

/ Е.А. Климов // Вопросы психологии. - 1984.- №4. - с.5-11.

18. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения:

учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов

- М.: Из-кий центр Академия, - 2007. - с.304.

19. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвеще-

ние, - 1989 - с.255.

20. Кондаков И.М. Методологические основания зарубежных теорий

профессионального развития / И.М. Кондаков, А.В.Сухарев //

Вопр. психологии - 1989 - №5 - с.158-164.

21. Кузнецов А.В. Профессиональное самоопределение в разнотип-

ных профессиях: Авторефер. дис. канд. психол. наук /

/А.В.Кузнецов. // - М., - 2000. - с.44.

22. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное

познание. - Ростов- на - Дону, - 2007.

23. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения /

А.Н.Леонтьев // В 2 томах - М, 1980 - Т.1 - с.286.

24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /

А.Н.Леонтьев // М.: Смысл, - 2005, -с.345.

25. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы пси-

хологии / Б.Ф.Ломов // М.: Наука, - 1984. - с.226.

26. Макеева Т.Г. Тестируем детей. / Т.Г. Макеева // - Ростов - на -

Дону,- 2007.

27. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу - Питер - 2006. -

с.350.

28. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя:

Дис… д-ра психол. наук / Л.М. Митина. М. - 1995. - с.408.

29. Петровский В.А. Личность в психологии: Парадигма субъектно-

сти / В.А. Петровский - Ростов-на-Дону: Из-во Феникс, - 1996 -

с.512.

30. Петровский А.В. Петровский В.А. Индивид, его потребности

быть личностью // Вопросы философии - 1982 - №3 - с.50.

31. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределе-

ние / Н.С. Пряжников - М.: Институт практической психологии,

Воронеж: НПО МОДЕК, - 1996 - с.256.

32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн

- в 2т.- т.2 - М.: Педагогика, - 1989 - с.328.

33. Рубинштейн С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн // Методоло-

гические и теоретические проблемы психологии. М.:Наука,-

- 1969, - с.348-354.

34. Сафин В.Ф. Психологические аспекты самоопределения лично-

сти / В.Ф. Сафин, Г.П. Ников // Психологический журнал - 1984-

№4 - с.65-73.

35. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии.

СПб, - 2001.

36. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогене-

зе: (психологические основы проектирования образования): Авто-

реферат дис… д-ра психол. наук / В.И. Слободчиков - М.,- 1994 -

с.78.

37. Сорокина Н.В. Формирование мотивации профессионального са-

моопределения / Н.В. Сорокина - Тула: Из-во ОЛЛИ,- 2004 -

с.90.

38. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре само-

сознания личности: Дис… док. психол. наук - М., - 1985 - с.530.

39. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И.

Фельдштейн - М. - 1996. - с.178.

40. Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала:

Учеб. пособие. - М.: Из-во Моск. психол.-социального ин-та; Во-

ронеж: Из-во НПО МОДЕК, - 2005. - с.240.

41. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл - М.: Прогресс,

1990. - с.368.

42. Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факто-

ров трудовой деятельности и профессионального выбора / А.Г.

Шмелев, А.И. Зеличенко // Вестник МГУ. - Психология. - 1984. -

№4 -с.63-68.

43. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности / Э.

Шпрангер // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гип-

пенрейтер, А.А. Пузырея. - М., - 1982 - с.55-57.

44. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Элько-

нин - М.: 1989, - с.288.

45. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис / Э. Эриксон - М.:

Из-во Прогресс. - 1996. - с.344.

Примечания:

Примечаний нет.