Эмпирическое исследование ценностно-смысловой сферы молодежной "компьютерной" субкультуры 2009-75
Информация о готовой работе
Тип: Дипломная работа |
Возможен только новый заказ |
Страниц: 75 |
Формат: doc |
Год: 2009 |
Введение……………………………………………………………………3 Глава1. Психологические особенности молодежной "компьютерной" субкультуры………………………………………………...7 1.1. Психологические особенности молодежной "компьютерной" субкультуры……………………………………………………………………….7 1.2. Ценностно-смысловая сфера пользователей персональных компьютеров……………………………………………………………………..17 1.3. Гендерные различия в ценностно-смысловой сфере пользователей персональных компьютеров…………………………………………………….27 Глава 2. Эмпирическое исследование ценностно-смысловой сферы молодежной "компьютерной" субкультуры………………………………..30 2.1. Программы и методы исследования………………………………...30 2.2. Описание методов исследования……………………………………31 2.3. Анализ результатов исследования…………………………………..40 Заключение……………………………………………………………….48 Список литературы……………………………………………………...51 Приложение Современное российское общество переживает системный кризис, который ведет к преобразованию в новое социокультурное качество. Структурная и институциональная перестройка, изменения в убеждениях разных поколений, статусных групп, субъектов политических интересов чреваты возможностями, как разрушения, так и возрождения общества на новой ценностно-смысловой, экономической, политической и духовной основе. В то время как социальные отношения в своем объективном развитии создают основу для разделения общества, культура и фундаментальные социальные ценности становятся, соответственно, духовным источником и механизмом общественной интеграции. Поэтому необходимо глубоко и всесторонне изучать структуру и динамику ценностей молодежи, характер которых, по сути, служит своеобразным аттрактором современного социального развития, их содержание и связь с изменением ценностного сознания различных возрастных и статусных групп населения. В логике социальных изменений все сильнее проявляется многомерности общественной системы; возрастает роль культурных факторов социальной организации и социальных изменений; существенно меняется положение молодого поколения в обществе в целом и в различных его подсистемах. Изучение социальных ценностей молодежи позволяет не только определить духовные источники развития общества, удерживающие его от саморазрушения, но и выявить, идет ли оно в направлении социокультурной модернизации или трансляции традиционных для России ценностей. Ценностная структура сознания молодого поколения, являющаяся составной частью общественного сознания, необычайно сложна, и разные ее элементы способствуют как революционизации социальных процессов, стимулируя движение к новым общественным идеалам, так и консервации социально значимых стабильных состояний общества. Многие вопросы, связанные с определением сущности и эмпирическим исследованием социальных ценностей современной российской молодежи, их системной иерархии, изменений в национальном менталитете, распространенности в обществе в целом и в молодежной среде в частности, а также проблемы ценностных оппозиций в политике, экономике, общественных генерациях, в обыденной социальной жизни, субкультурах до сих пор недостаточно исследованы. Уже с 1960-х годов активно развивались социально-психологические исследования ценностных ориентации личности, особенно в сфере труда, а также в процессе возрастной и профессиональной социализации (Андреева Г.М., Ядов В.А. и др.). В 1970-х (В.А.Ядов) и 1980-х гг. (Н.Ф.Наумова, С.Г.Климова, В.Б.Ольшанский) проводились развернутые исследования структуры социальных ценностей, позволивших выявить их "ядро", "структурный резерв", "периферию" и "хвост", в соответствии со снижением ранга и степени доминирования (распространенности в обществе) соответствующих ценностей. Были разработаны методики "неоконченных предложений", выявления диспозиционной структуры личности и др. Исследования социальных ценностей россиян в 1990-е гг. позволили получить ряд новых, интересных в научном и прикладном отношении данных об установках, идеалах и целях представителей основных социальных групп, в том числе молодежи, но одновременно поставили множество новых теоретических вопросов, а известные или вновь предложенные решения переместились в проблемную, дискуссионную плоскость . Социальные преобразования в современной России вызвали существенные изменения объекта аксиологического исследования: изменились условия жизни, общественная структура, пропагандируемые цели, установленные нормы, положение, поведение и убеждения большинства активных социальных субъектов. Возникли новые социальные организации и институты, стала утверждаться новая ценностно-нормативная система. Российские ученые обратились к поиску "социальных фактов" и систематизации прикладных исследований. Н.Г.Багдасарьян исследовал ценностные ориентации студентов, С.Г.Климова выделила ценностные основания идентификации и стратификационной динамики, И.М.Клямкин занимался изучением либеральных и демократических ценностей, Л.Б.Косова рассматривала динамику ценностных ориентации, предметом анализа Г.А.Родионовой стали ценностные ориентации менеджеров. Таким образом, проблема социальных ценностей, затронутая в многочисленных научных публикациях, потребовала систематизации и теоретического обобщения. Большой вклад в изучение ценностных ориентации молодежи внесли такие известные исследователи в сфере молодежных проблем как С.Н.Иконникова, И.М.Ильинский, И.С.Кон, В.И.Чупров, С.В.Алещенок, М.Х.Титма, П.-Э. Митев (Болгария), В.Фридрих, К.Штарке (Германия), В.Адамски, Б.Голембиовский (Польша), Ф.Малер (Румыния) и др. Особое место в исследовании социальных ценностей молодого поколения принадлежит научной школе Института молодежи. Важное теоретическое и практическое значение имеют работы И.М.Ильинского, Б.А.Ручкина, В.А.Лукова, А.И.Ковалевой, В.Ф.Левичевой, В.А.Родионова, П.И.Бабочкина, Е.А.Гришиной, В.П.Мошняги, С.И.Плаксия, А.И.Шендрика, В.А.Шапинского и др. Вместе с тем особенности ценностно-смысловой сферы молодежной "компьютерной" субкультуры сегодня остаются мало изученными. Главным является то, что механизм компьютерной субкультуры является самым мощным инструментом распространения кибернетической культуры и приобщения к ней молодежи. Говоря о ценностно-смысловой сфере пользователей компьютеров, в более узком понимании слова кибернетическая субкультура представляет собой особую духовную область общности людей - компьютерных фирм, организаций, клубов, неформальных групп или группировок. Она содержит особую кибернетическую идеологию, определенные этические нормы и ценности, эстетические установки и потребности, мифологию, которые и определяют повседневную жизнь и быт отдельных кибернетчиков и их сообществ. Объект исследования - ценностно-смысловая сфера современной молодежи. Предмет исследования - гендерные особенности ценностно-смысловой сферы молодежной "компьютерной" субкультуры. Цель исследования - выявить гендерные особенности ценностно-смысловой сферы молодежной "компьютерной" субкультуры. Задачи исследования: 1) выявить психологические особенности молодежной "компьютерной" субкультуры; 2) определить ценностно-смысловая сфера пользователей персональных компьютеров; 3) обосновать гендерные различия в ценностно-смысловой сфере пользователей персональных компьютеров. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что гендерные различия в ценностно-смысловой сфере пользователей персональных компьютеров обусловлены отличиями смысложизненных ориентаций мужчин и женщин, различием в особенности их самоактуализации и расхождением пользователей компьютерами разных полов в ценностных ориентаций. Методы исследования: теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, аналогия, сравнение; практические: методика САТ (самоактуализационный тест); методика "Ценностные ориентации" (М.Рокич); методика смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А.Леонтьев). База исследования - Московский Государственный Педагогический Университет, 60 студентов факультета физики и информатики обоих полов. 1. Андреева И.М., Зубов Ю.С. Информационная культура личности как новая учебная дисциплина и новое направление культурологических исследований // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Тез. докл. Междунар. науч. конф., Краснодар - Новороссийск, 14-15 сент. 1995 г. - Краснодар, 1995. - С. 6-8. 2. Антонова С.Г. Информационная культура личности: вопр. формирования // Высш. образование в России . - 1994.- № 1 .- С. 82-88. 3. Антонова С.Г. Информационная культура специалиста: гуманитарные основания // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. - М., 1994 .- С. 110-116. 4. Архипов С.В. Типы информационной культуры личности // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. Междунар. науч. конф., Краснодар - Новороссийск, 11-14 сент. 1996 г.- Краснодар, 1996. -С. 34-36. 5. Абульханова-Славская К.А. "Стратегия жизни". М.,1996. 6. Байер Ю.П. Медиакоммуникативные процессы в контексте теории П.Сорокина о социокультурной динамике. (На примере современного искусства). Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук. СПб., 2001. 7. Булыгина А.А. Значение культуры демократизации для стабилизации российского общества. // Реформируемая Россия. Новосибирск, 1999. 8. Ваниянц Д.Ю. Социокультурные ценности современной российской молодежи. Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Ставрополь, 2001. 9. Вишневский Ю.Р. Шапко В.Т. Студент 90-х - социокультурная динамика. // Социологические исследования. 2000, № 2. С. 56-64. 10. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х - социокултурная динамика. № 12. М., 2000. 11. Гаврилюк В.В. Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход). // Социологические исследования. 2000. № 12. С.96 - 114 12. Добрынин В.И. и др. Молодежь России: три жизненные ситуации, - М., ИНИОН РАН, 1998 13. Дорожкин Ю.Н., Гареев Э.С., Зайцева Т.А. Студенческая молодежь современной России: социальный статус, жизненные ориентации, взгляд в будущее. Уфа., -1997 14. Дьякова М.А. Профессиональное самоопределение учащейся молодежи в условиях трансформации современного общества. Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Хабаровск, 2002. 15. Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1991. 16. Дюркгейм Э. Ценности и реальные суждения. // Социологические исследования, 1991, № 2, С.106 - 114. 17. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни. №9. М., 2001 18. Запесоцкий А.И. Молодежь в современном мире. Проблемы индивидуализации и социально - культурной интеграции. М, - 1996. 19. Здравосмыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. 20. Иконникова С.Н. Молодежь. Социологичский и социально - психологический анализ. Л., 1976. 21. Иконникова С.Н. Сочетание структурно - функционального и генетического анализов при изучении личности студентов. // Студент в учебном процессе. Каунас. 1972 22. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Динамика ценностных ориентаций молодежи в период реформ. // Молодежь в услових социально - экономических реформ. - СПб, -1995. 23. Информационная культура: Экспериментальная программа для учащихся системы общего образования / Сост. Вохрышева М.Г., Кочеулова А.С.- Самара: Изд-во Самар. гос. акад. культуры и искусств, 1999.- 9 с. 24. Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. Междунар. науч. конф., Краснодар - Новороссийск, 11-14 сент. 1996 г. / М-во культуры РФ; Акад. гуманитар. наук; Краснодар. гос. акад. культуры; Моск. гос. ун-т культуры .- Краснодар: Изд-во Краснодар. гос. акад. культуры, 1996. - 490 с. 25. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения. № 3. М., 2000. С. 124- 129 26. Кон. И.С. "Психология ранней юности". - М., 2007 27. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная теория. // Социологические исследования. 2003. №1. С. 199- 28. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. - М., - 1998. 29. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей. // Социологические исследования. 1996. №5. 30. Лапин Н.И. Ценности в кризисном социуме. // Ценности социальных групп и кризис общества./ Отв. Ред. Н.И. Липин., - М., ИФРАН, 1991. 31. Лисовский А.В., Лисовский В.Т. В поисках идеалах. Диалогпоколений. Мурманск, 1994. 32. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., - 2000. 33. Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М., 1990 34. Лисовский В.Т., Козлов А.А. и др. Молодежная политика и социальная защита молодежи (Система воспитания в высшей школе: Обзорнаяинформация/ НИИВО) Вып. 1. М., 1994 35. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений. // Социологическиеисследования. №7, М., 1998 36. Молодежь: тенденции и модернизация. Сборник статей. - СпбГУ.-2000. 37. Социология молодежи. Учебник / Отв.ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1996. 38. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М., - 1996. 39. Ценности культуры и современная эпоха. / ИФ РАН. М,, 1990. 40. Ценностно - мотивационные ориентации студентов ВУЗов в современной России (К проблеме мониторинга качества образования). Саратов, - 1996. 41. Ценностной мир современного студенчества (Социальный портрет студенчества). Под редакцией А.А. Козлова, В.Т. Лисовского, З.В. Синкевича. // Серия: Система воспитания в высшей школе. Вып.4. НИИПВШ. М., 1972. 42. Шакеева И.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно - экономических условиях. Москва - Воронеж, - 1998. Примечаний нет.
Содержание
Введение
Список литературы
Примечания: