Эмпирическое исследование профессионального самосознания современной молодежи

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 100  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию профессионального самосознания современной молодежи 6

1.1. Понятие сознания и самосознания. Смысловые структуры сознания 6

1.2. Психологические особенности исследуемого возраста. 22

1.3. Авторские подходы к пониманию феномена профессионального самоопределения личности 27

Выводы по 1 главе 48

Глава 2. Эмпирическое исследование профессионального самосознания современной молодежи 50

2.1. Методы и процедура исследования 50

2.2. Анализ результатов исследования 55

Выводы по 2 главе 76

Заключение 78

Литература 81

Приложения 88

Введение

Актуальность исследования. Молодой возраст – решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки.

Личностное и профессиональное самоопределение – центральное новообразование этого возрастного периода.

Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой, в зарубежной - У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования. Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира.

Науке уже достаточно хорошо известны существенные изменения, происходящие в юношеском возрасте. Эти изменения показывают, в какой большой степени эта важная фаза онтогенеза затрагивает все стороны психического и психофизиологического развития, а не только связанные с инстинктами эмоциональные или социальные аспекты, которыми психологи часто ограничиваются при рассмотрении этой проблемы. Но аспект влияния самооценки на профессиональное самоопределение в раннем юношеском возрасте освещён слабо, что является серьезной проблемой, вследствие чего и было принято решение в своём исследовании обратиться к данной теме, так как она является интересной и актуальной и, раскрыв суть данного вопроса, можно будет применить результат в практической деятельности психолога. Таким образом, актуальность, практическая значимость и неразрешенность исследуемого вопроса и определили выбор темы исследования: «Особенности профессионального самосознания современной молодежи».

Целью исследования является выявление специфики профессионального самосознания современной молодежи.

Объект исследования - профессиональное самосознание молодежи.

Предмет исследования - особенности профессионального самосознания современной молодежи.

В соответствии с целью, объектом и предметом были определены задачи исследования:

1. изучение теоретического материала по данной проблематике;

2. выявление особенностей профессионального самосознания современной молодежи;

3. проведение эмпирического исследования профессионального самосознания современной молодежи;

4. установление специфики некоторых параметров профессионального самоопределения в данном возрасте.

Гипотеза исследования: При адекватной самооценке у молодых людей наблюдается четкая ориентация на определенную учебно-профессиональную сферу деятельности; в учебной деятельности преобладают учебно-профессиональные мотивы и ориентация на изучение определённых учебных предметов.

Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов:

1) анализ психолого-педагогической литературы

2) психодиагностический метод

3) метод математической статистики

Методики исследования:

1) Методика на выявление самооценки С.А. Будасси

2) Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова.

3) Методика изучения учебной мотивации и отношения к учебным предметам Дубовицкой Т.Д.

4) Самостоятельно разработанная типовая анкета для выявления представлений о профессии.

5) Методика «Карта интересов» А.Е. Голомштока в модификации О.П. Елисеева.

6) Опросник уровня саморегуляции.

Методологической основой явилась концепция самоопределения личности, отражённая в трудах отечественных и зарубежных психологов С.Л. Рубинштейна, К. Роджерса.

Теоретическими основами исследования явились труды отечественных авторов: Выготского Л.С., Божович Л.И., Кон И.С., Головахи Е.И., Крякжде С.П., Климова Е.А..

Теоретическая, практическая значимость и новизна исследования. Основные идеи, рассмотренные в исследовании, могут содействовать привлечению общественного внимания к психологическим проблемам подростков связанных с профессиональным самоопределением и благодаря этому – осознанию необходимости принятия соответствующих организационных мер и научного поиска. Материалы исследования, могут быть использованы на спецкурсах, курсах по выбору, по подготовке классных руководителей, психологов, социальных педагогов, а также для работы школьных психологов.

База исследования: средняя школа № 1234 г. Москвы.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Проблемы подросткового возраста. Киев,1994.

2. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. -М.:МПСИ, 2000.

3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль. 1996.

4. Беседина И. Формирование социальной компетентности. Изд. Поволжского межрегионального учебного центра. http// www. pmuc.ru/

5. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. -М.1989.

6. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора.// Психологический журнал. 1985. №2. С85-94.

7. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. -М.: ПЕР СЭ, 2001.

8. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков. // Вопросы психологии. №1., 1985.

9. Большая советская энциклопедия, 1975

10. Бондарев В.П. Выбор профессии.-М.: Педагогика, 1989.

11. Борисова Е.М. Индивидуальность и выбор профессии //Школа и производство. 1988. №4.

12. Бусыгин В.П., Харченко И.И.Гл.17. Модернизация системы образования: концепция и процессы (с. 325-354); Гл.18. Социальные практики, субъекты и интересы в сфере образования (с. 355-384) / В кн.: Россия, которую мы обретаем: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы (отв.ред. Т.И.Заславская, З.И.Калугина) Новосибирск: Наука, 2003.

13. Васильев И.Н. Ориентация молодежи на рабочие профессии как социально-психологическая проблема.- Л.: Знание, 1995.

14. Васильева З.И. Изучение особенностей старших школьников. // Вопросы психологии. №5., 1993.

15. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1993

16. Выготский Л.С. Педология подростка. Москва, 1984.

17. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. 1996.

18. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1988.

19. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. Воспитательная концепция профессиональной ориентации.- М.: Педагогика, 1999.

20. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. -М.: Наука, 1980.

21. Дидковская Я.В.Профессиональная карьера выпускников вузов: противоречия и перспективы / В кн. Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». Том. 2. – М.:Альфа –М, 2003. с.598-599.

22. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988

23. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: 1987 г

24. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная асвета, 1978

25. Забродин Ю. Кадровый потенциал российской экономики и проблемы развития человеческих ресурсов. В ж. Общество и экономика, №7-8, 1997.

26. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Профессиональное образование и рынок труда / Социологические исследования, №4, 2003, 99-106.

27. Згурский В.С. Человек и профессия.- М.: Знание, 1982.

28. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М.: МГУ, 1987.

29. Канторович Н.Е. О профессиональной ориентации школьников. - М. 1996.

30. Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности.- Ярославль: ЯрГУ, 1991.

31. Карцев И.Н. Ищи свою профессию.- М.: Молодая гвардия, 1973.

32. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991

33. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996

34. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. -М.: Знание, 1983.

35. Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1981

36. Кон И.С. Открытие «Я». М., Политиздат. 1978.

37. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.

38. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982

39. Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /Под. Ред. Г.С. Никифорова. -Спб: СпбУ, 1991.

40. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2002

41. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс,1981.

42. Кузнецов И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях. -М.: МГУ, 2000.

43. Кухарчук А.М. Самооценка учащихся старших классов в процессе профессионального самоопределения: -Автореф.канд.дис. Минск,1973. 23с.

44. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.

45. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999

46. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.

47. Мудрик А.В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. -М.: МПСИ, 1996.

48. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997

49. На пути к выбору профессии. СПб.: КАРО, 2003.

50. Нещадин А. Экономический рост и кадровый потенциал России // Вопросы экономики, 2000, №7, с.102-110.

51. Никифоров Г.С., Зимичев А.М. Психология профессиональной подготовки. - С-П.: изд-во С-П ун-та, 1993.

52. Обзор занятости в России. Вып.1 (1991- 2000 гг.). Фонд «Бюро экономического анализа». М., «Теис», 2002.

53. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М.: Просвещение, 1996,стр.198-220.

54. Омельченко Е.Л., Гончарова Н.В., Лукьянова Е.Л. Доступность высшего образования для социально уязвимых групп / Проблемы доступности высшего образования. Препринт WP3/2003/01/ Отв.ред. С.В.Шишкин. Независимый институт социальной политики. – М.: «СИГНАЛЪ», 2003. с. 11-38.

55. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987.

56. Осницкий А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся //Вопросы психологии, 1992, 1,2 с.52-59.

57. Педагогические технологии. Что это такое и как их использовать в школе /Под ред. Т.Н. Шамовой, П.И. Третьякова. — М., 1994.

58. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии. Москва, 1984 .

59. Подготовка школьников к выбору профессии /Под ред. А.А.Бардиковой. -М., 1996, стр.153-154.

60. Программа проведения профконсультационной работы со старшеклассниками. (Авторы-составители: Борисова Е.М., Логинова Г.П., Зацепин В.В.)-М.1993.

61. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978

62. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Просвещение, 1991.

63. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. -Воронеж ,1996, стр.38-63.

64. Пряжников Н.С. Профориентационные игры. Учебно-методическое пособие МГУ.,1991.

65. Психология профессиональной подготовки. — М., 1993.

66. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.

67. Пфейфер Е.В. О влиянии родителей на профессиональную ориентацию детей. Подготовка учащихся к труду и выбору профессии. Алма-Ата.1989, стр.22-24, 50-56.

68. Роговина О. Изменение профессионально-квалификационной структуры занятости при переходе к рынку // Общество и экономика, № 10, 2001.

69. Роль и место профессионального образования в социально-экономическом развитии. Материалы научно- практической конференции. Новосибирск, 2003.

70. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., Перизд. «ВЕК», 1997.

71. Славина Л.С. Индивидуальный подход к подросткам. Л., Просвещение. 1983.

72. Смирнова Е.В. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003. – 176с.

73. Соболева И. О недоиспользовании трудового потенциала общества в период перехода к рыночной экономике. В ж. Общество и экономика, №10, 2001.

74. Социология образования в СССР и России. Я.У.Астафьев, В.Н.Шубкин / в кн. Социология в России. Под ред. В.А.Ядова. – М.: «На Воробьевых» совместно с Институтом социологии РАН, 1996, с. 345-368.

75. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000

76. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988

77. Фазульянова С.Н. Профессиональная направленность выпускников и роль вузов в их трудоустройстве: подходы к оценке / В сб. Социология и общество. Труды Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». Под ред. Васильковой В.В., Козловского В.В., Скворцова Н.Г. – СПб.: Социологическое общество им. М.М.Ковалевского, 2002. с. 448-457.

78. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. // Вопросы психологии, №4. 1992.

79. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. Дубровиной И.В. М., 1987.

80. Худик В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. - Киев, 1992.

81. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981

82. Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов. Центр социального прогнозирования, Москва, 2002 и др.

83. Шибутани Т. Социальная психология. Москва – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

84. Экономика. Рынок труда. Человек. Тезисы межрегиональной научно-практической конференции». Барнаул, 2000.

85. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

86. Энциклопедия профессионального образования. В Зт. /Рук. авт. колл., науч, и лит. ред. С.Я. Батышев. — М., 1999

87. Эпигенетическая теория Э. Эриксона. Периодизация психосоциального развития, М.,1998.

Примечания:

Примечаний нет.