Эмпирическое исследование профилактики наркомании среди подростков, употребляющих и не употребляющих наркотики

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа  | Возможен только новый заказ  | Страниц: 74  | Формат: doc  | Год: 2009  |  

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….....3

1 Теоретический анализ проблемы изучения

причин употребления психо-активных веществ подростками и

профилактики наркомании в условиях школы…………...............................................6

1.1 Особенности психического развития в подростковом возрасте…………......6

1.2 Характеристика причин, приводящих к формированию

наркотической зависимости …………….………….............................................17

1.3 Психолого-педагогические условия профилактики наркомании в школе…29

2 Эмпирическое исследование профилактики наркомании среди подростков, употребляющих и не употребляющих наркотики…………………….………...........32

2.1 Организация и методы исследования……………………………….………..32

2.2 Обработка и анализ полученных результатов…………………..…………...36

2.3 Основные направления психокоррекционной работы по профилактике

наркомании в школе……………………………………………………..………..47

Заключение……………………………………………………………………….…….57

Глоссарий…………………………………………………………………………...…..59

Список используемых источников………………………………………………..…..63

Приложение А…………………………………………………………………….…....67

Приложение Б…………………………………………………………………………..69

Введение

На стыке двух тысячелетий молодежь оказалась в мире с деформированными морально-нравственными ценностями. Возникновение нового социокультурного пространства, в котором одной из основных базовых ценностей становятся деньги и удовольствия, причем достигаемые зачастую криминальными способами привело к тому , что многие молодые люди лишены не только ощущения смысла жизни, но и цели своего существования.

Постоянное пребывание молодежи в такой психологически очень сложной, можно сказать в какой-то мере экстремальной ситуации, порождает у них желание уйти от реальной действительности, получить максимальное удовольствие, путем изменения своего психоэмоционального состояния с помощью наркотических и психоактивных веществ.

Данное положение дел осложняется еще и тем, что изменение психического состояния, таким образом, стало модным и, в определенном смысле престижным, в молодежной среде. Как не парадоксально, не малый вклад в данную ситуацию вносят средства массовой информации, жонглируя различными фактами из области наркологии, приводя примеры о кумирах киноиндустрии и эстрады, употребляющих наркотики, снимая соответствующие фильмы и пр.

Кроме того, употребление наркотиков требует от молодых людей постоянного наличия денег, которые очень часто достаются с помощью криминальных средств: грабежа, разбоя и т.п. А наркотические состояния, в свою очередь, приводят к неадекватному поведению и уголовным деяниям.

По данным наркологических служб, в крупных российских городах каждый третий подросток в возрасте от 11 до 15 лет знаком с психоактивными, наркотическими веществами. Таким образом, наркомания в подростковом и юношеском возрасте, наиболее критических периодах, является острой и все более усиливающейся социальной проблемой.

Обращение молодежи к наркотикам или алкоголю имеет в своей основе психологические причины, в частности, подсознательное ощущение собственной несостоятельности, неспособности адаптироваться в окружающей социальной действительности.

Следовательно, исследование отношения молодежи к употреблению наркотиков и психоактивных средств, с целью выявления психолого-педагогических предпосылок к профилактике наркомании в школе выступает безусловно актуальной задачей практической психологии.

Различные аспекты рассматриваемой проблемы изучались такими исследователями как Боголюбова Т.А., Братусь С.А., Врублевский А.Г., Колесов Д.В., Макеева А.Г., Столин В.В. и другие.

Цель дипломной работы – Выявление психолого-педагогических предпосылок профилактики наркомании через изучение.

Гипотеза исследования: профилактика наркомании в школе должна быть основана на анализе отношения школьников к наркотическим веществам, выявлении психолого-педагогических предпосылок и подборе соответствующей программы психокоррекционной работы.

Предмет исследования – представления о смысле жизни и отношение к наркотикам, особенности самоотношения личности и уровень социально-психологической адаптации подростков, употребляющих наркотические вещества.

Объектом исследования выступили подростки 12-17 лет.

Исходя из сформулированной цели и предмета исследования решались следующие задачи:

1 Провести теоретический анализ литературных источников по изучаемой проблеме.

2 Выявить отношения подростков к употреблению наркотиков.

3 Исследовать особенности самоотношения и социально-психологической адаптации подростков, употребляющих и не употребляющих наркотики.

4 Проанализировать представления респондентов о смысле жизни.

5 Охарактеризовать различия в изучаемых личностных параметрах подростков, употребляющих и неупотребляющих наркотические средства.

6 Проанализировать основные направления профилактики наркомании в школе.

7 Изучить возможности принятия разработанных ранее моделей профилактики наркомании по результатам проведенной диагностической работы.

В эмпирическом исследовании использовались следующие психодиагностические методики: методика исследования самоотношения (МИС) (Авторы С.Пантилеев, В. Столин); методика ситуационной мотивации употребления наркотиков у подростков (Авторы Петракова Т.И., Лимонова Д.Л.,Меньшикова Е.С.); методика по диагностике социально-психологической адаптации (Авторы К. Роджерс, Р. Даймонд).

Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты целесообразно использовать для психокоррекции и психологического просвещения подростков и юношей, для проведения тренингов по развитию навыков рефлексии, саморегуляции и формированию ответственности.

Список литературы

1. Александрова Ю.В. Нравственное переживание как путь преодоления «раскола» смысла жизни // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни / Под ред. В.Э. Чудновского, А.А. Бодалева, Н.Л. Карповой. – М., 2006, с. 140 – 144.

2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск, 2004.

3. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждения. – М., 2006.

4. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – Воронеж, 2007.

5. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. – М., 2005.

6. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М., 2006.

7. Братусь Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. – М., 2005.

8. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. – М., 2007.

9. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М.,2006.

10. Выгодский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте. // Психология развития. М.: Владос. 2004.

11. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. – СПб., 2006.

12. Долгова Т.П., Клейберг Ю.А. Молодежная субкультура и наркотики: социокультурные и социопсихологические проблемы. – Тверь, 2006.

13. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты / Под общ. Ред. Ю.А. Клейберга. – Тверь, 2008.

14. Занков Л.В. К проблеме обучения и развития// Вопросы психологии. 2004. — № 3.

15. Запорожец А. В. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах., т. 1. -М.: НПО МОДЭК. 2007 г.

16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб, 2005.

17. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. – СПб., 2004.

18. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М, 2003.

19. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – Воронеж, 2006.

20. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2005.

21. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М., 2007.

22. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.,2006.

23. Лубовский В.Н. Развитие регуляции детей в норме и патологии, М.: Свема, 2004.

24. Магомед – Эминов М.Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация // Вестник Моск. Ун-та. Сер.14, Психология. 2007, № 4, с.26 – 35.

25. Максимова М.В. Психологические условия школьной адаптации. – М.,2005.

26. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб., 2006.

27. Маликова Н.Н. Типология отношений студентов к наркомании // Вопросы психологии. 2005, № 3, с.5- - 57.

28. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2006.

29. Мясищев В.Н. Психология отношений. – Воронеж, 2006.

30. Наркомания как форма девиантного поведения / Под ред. М.Е. Поздняковой. – М., 2006.

31. Немировский В.Г. Смысл жизни: проблемы и поиски. Киев, 1990.

32. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми. М.: Владос.: 2003.

33. Новоселова С.Л. Развитие мышления в детстве и юности. М.: Вымпел. 2005.

34. Обуховский К. Психология влечений человека. – М., 1972.

35. Певзнер М.С. Клиническая характеристика развития мыслительных процессов у детей. М.: Смысл 2006.

36. Поливанова Н.И. Ривина И.В. Диагностика системного мышления детей 16-19 лет // Психологическая наука и образование 2006. № 2.

37. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Образные и аналитические компоненты в структуре системного мышления школьников. Ярославль. ЯрГУ. 2004.

38. Психотерапия детей и подростков / Под ред. Х. Ремшмидта. Пер. с нем. – М., 2005.

39. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2005.

40. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.

41. Ревина, Е.Г. Педагогические условия развития логического мышления школьников / Е.Г. Ревина // Монография. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006.

42. Степанов В.Г. Психология трудных подростков. – М., 2007.

43. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.

44. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М – Воронеж, 2007.

45. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология – М., 2002.

46. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

47. Франкл В. Социальные кризисы и воспитание ответственности // Здравый смысл.2005. № 11, с. 78 – 88.

48. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. – М., 2004.

49. Фролов Ю.И. Психология подростка. – М., 2006.

50. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. – М., 2004.

51. Хрестоматия по возрастной психологии. Состав. Л.М. Семенюк. – М., 2003.

52. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска» Состав. В.М. Астапов и др. – М., 2007.

53. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Состав. Г.В. Бурменская. – М., 2005.

54. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. – М., 1981.

Примечания:

Примечаний нет.